диагностический инструментарий
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Канунникова Ирина Михайловна

Диагностический инструментарий для выявления связной речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no7diagnosticheskiy_instrumentariy.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Канунникова Ирина Михайловна

Приложение №7

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

с целью выявления уровня сформированности связной речи

у детей дошкольного возраста

 (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой, технологии Н.Б.Михайловой

и стандартной методике М.Ф. Фомичевой)

2014г


Методика, диагностирующая  состояние связной речи

«Пересказ текста»

( По исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой)

Назначение методики: выявление уровня связной речи детей дошкольного возраста.

Организация методики: детям предлагается прослушать небольшие по объему рассказ или сказку( в соответствии с возрастом).

Оценка выполнения задания: оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста (правильное воспроизведение), свыше 5 баллов – среднему уровню (незначительные отклонения в от текста, отсутствие грубых грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок), меньше 5 баллов – низкому уровню (неверное воспроизведение текста, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках).

         Учитываются показатели: правильно ли ребенок формулирует основную мысль, умение последовательно и точно строить пересказ, полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными; правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения; наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.

Методика,  диагностирующая изучение

грамматической правильности речи 

(Тест заимствован из статьи Н.Б.Михайловой: Адаптированный вариант Гейдельбергского теста речевого развития детей.// Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М., 1990).

Назначение методики: выявление уровня владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова.

Задание № 1. Понимание грамматических структур.

Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик.

О        рганизация методики. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек. Например: 1) уложи маленького ребенка спать; 2) кошка поймана мальчиком; 3) утка убежала, прежде чем ее схватила овца; 4) собака кусает медведя, который схватил зайца; 5) собака позволяет  мальчику погладить ее. Всего предлагается 10 предложений для понимания. Трудность задания различается по необходимости использования правил применения глубинных структур в разработке стратегий, по использованию поверхностных грамматических структур и по степени обобщенности этих правил. Задания выявляют, интерпретирую ли дети предложения, исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции, или ориентируются на последовательность названия понятий.

Оценка выполнения задания: Результаты оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая общая оценка составляет 10 баллов

Задание № 2. Образование форм имен существительных,

обозначающих детенышей животных.

Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.).

Организация методики Задания предъявляются в форме игры "Кто у кого?". Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы — лисята; у лисы много лисят и др.).

Оценка выполнения задания Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм — 2 балла; 1 балл— незначительные отклонения от нормы; 0 баллов — неверные ответы.

Задание № 3. Конструирование предложений.

Организация методики Ребенку предлагают 3 слона (имена существительные в именительном падеже, глаголы — в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. (Например: дети, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и др.).

Оценка выполнения задания Высшая оценка 10 баллов. 2 балла — предложение сконструировано верно, все слова употреблены правильно; 1 балл — в предложении есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов — не все слова использованы, есть нарушения правил.

Методика, диагностирующая  состояние

 словарного запаса дошкольников

Назначение методики: выявление уровня словарного запаса, способностей ребенка быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

Задание № 1. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей.

Организация методики: педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит ребенка дать определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.

        Оценка выполнения задания: В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок. Каждый неверный оценивается  0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.

Задание № 2. Подбор антонимов.

Организация методики: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению.

Предъявляют 10 слов (Например, грустный-веселый, трусливый-смелый и т.д)

Оценка выполнения задания: Высшая оценка 10 баллов, 1балл – если подобранное слово является антонимом к заданному слову; 0 баллов – не соответствует семантическому полю.

Методика, диагностирующая изучение состояния

звуковой культуры речи

(стандартная методика М.Ф. Фомичевой)

Назначение методики: выявление уровня сформированности звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Организация методики: Мы проверили, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяли  наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки детям предлагали картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, ц-ч, б-п, д-т, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка — миска, лак — рак).

При обследовании произношения отмечали не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

Оценка выполнения задания: речь детей оценивалась по трехбалльной системе. Высший балл - 3, соответствует высокому (правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка; умение дифференцировать звуки; хорошая регуляция темпа речи и дыхания); 2 среднему (неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков); 1-низкому уровню развития звуковой стороны речи детей (дефекты в произношении звуков; отсутствие их дифференциации; способность регулировать темпы речи и дыхания отсутствуют).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по средней группе. Программа "От рождения до школы"

В  материале  представленны  заданния  по  критериям  программы "От  рождения  до  школы", а  также  указаны  уровни  развития. Материа...

Диагностический инструментарий

Целью тестов - учебно - диагностических заданий в начале года является: определение у детей стихийно сформированных знаний о животных родного края. В конце года: определение уровняя сформировавшихся з...

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ

Представлено описание диагностического инструментария для мониторинга  развития личности старших дошкольников...

Диагностический инструментарий к программе "Использование песка в формировании образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школе"

Диагностичекий  материал,  который  автор  использует  в  работе   при  подготовке  детей  к  обучению  в  школе....

Диагностический инструментарий (приложение к программе по кубановедению)

Разработан на все возрастные группы детского сада. Определены критерии усвоения программы: высокий, средний, низкий уровне, а также методики проведения педагогического обследования дошкольников....

Диагностический инструментарий по образовательным областям программы "Детство" "Социализация", "Труд".

В нашем городе проходил городской конкурс контрольно-измерительных материалов. Я решила поучаствовать в этом конкурсе и к своему великому изумлению заняла 1 место среди участников из детских садов. Се...

Диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация"

Хочу представить вниманию педагогов детских садов диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация". Мы все испытываем нехватку материала тогда, когда начинаем диагностировань р...