Диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Хочу представить вниманию педагогов детских садов диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация". Мы все испытываем нехватку материала тогда, когда начинаем диагностировань развитие наших детей. Данный материал я готовила на городской конкурс контрольно-измерительных материалов, в котором заняла 1 место среди участников из разных детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_po_rechi.docx | 77.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЬ | СОДЕРЖАНИЕ | КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ |
| ||
Выявление у детей состояния звукопроизношения. | Задание № 1 Материал: набор картинок: самолет, капуста, автобус, осёл, гусь, замок, коза, зебра, корзина, цыпленок, солнце, огурец, шар, чашка, душ, жук, ножницы, ежик, чайник, очки, ключ, щука, щетка, овощи, плащ, пила, стул, лопата, лиса, коляска, рыба, барабан, топор, репа, курица. Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. Ребенку предлагается предметная картинка. Он называет предмет, изображенный на ней. Данным заданием проверяется правильность произношения звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л'], [р], [р']. | Высокий уровень.
Средний уровень
Низкий уровень.
|
Выявление уровня произносительной стороны речи. | Задание № 2 Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. Ребенку предлагается прочитать любимое стихотворение. При прослушивании стихотворения отмечается следующее:
| Высокий уровень.
Средний уровень.
Низкий уровень.
|
Выявление у детей фонематического восприятия речи. | Задание № 3 Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. У ребенка проверяются следующие умения:
Собака, машина, лиса, заяц, шапка, санки, щетка, корзина, колодец, дом, автобус, лента, самолет, шуба, цветок, зонт.
Школа, лопата, жук, сова, шапка, корова, ёж, лиса, машина, книга, лошадь, посуда, жираф, мышь, лампа.
Рыба, кубик, лопата, вагон, рука, чайник, бумага, карандаш, чашка, трамвай, стол, мяч, сыр. б. слышать и выделять слова с заданным звуком из ряда других слов.
У Кати новые санки. В лесу много грибов.
Миша любит мороженое. Вова рисует карандашом.
В саду цветут розы. Миша ловит рыбу. Задание оценивается следующим образом: за каждое правильно названное слово ставится 1 балл. | Высокий уровень. 17 – 21 балл. Средний уровень 11 – 16 баллов. Низкий уровень. 0 – 10 баллов. |
Выявление умений различать и дифференцировать звуки | Задание № 4 Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком.
| Высокий уровень.
Средний уровень.
Низкий уровень.
|
Выявление умений подбирать пары слов, похожих по звучанию. | Задание № 5 Материал: набор картинок с изображением чашки, козы, кошки, ромашки, стрекозы, шины, машины, лукошка. Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. Ребенку предлагаются задания:
«Я поехал на машине…» (у меня порвалась шина). «Под столом лежала кошка…» (рядом с ней стоит лукошко) | Высокий уровень.
Средний уровень.
Низкий уровень.
|
2.Словарь. | ||
Выявление понимания и употребления в речи имен существительных. | Задание № 6 Материал: набор картинок с изображением куклы, кошки, тарелки, лука; березы, ели, сосны, дуба, клена, стола, стула, шкафа, дивана, туфель, сапог, сандалий, тапочек, велосипеда, мотоцикла, поезда, троллейбуса; машины, пальто, дома; строителя, портного, врача, повара; пальто, дом, машина. Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. Проверяются: а) понимание и употребление бытовой лексики. Ребенку предлагается рассмотреть картинки: кукла, кошка, тарелка, лук.
(аналогично с остальными картинками) б) понимание и употребление обобщающих понятий. Перед ребенком группы картинок. Ему предлагается назвать группу одним словом.
в) знание слов, обозначающих орудия труда, материалы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности. Ребенку предлагается перечислить как можно больше предметов, необходимых специалистам разных профессий.
(аналогично: портной, врач, повар) г)знание и употребление слов, указывающих части, детали предмета. Ребенку задаются вопросы:
(аналогично с картинками пальто и дома) Если ребенок испытывает затруднения при ответе, то можно показать предметную картинку. | Высокий уровень.
Средний уровень.
бытовой лексики.
Низкий уровень.
|
Выявление понимания и употребления в речи имен прилагательных. | Задание № 7 Материал: картинки – ботинки, тарелка, сапоги, кувшин, банка, ведро. Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. Проверяются: а) знание и употребление слов, обозначающих признаки предметов. Предложить ребенку подобрать как можно больше определений к заданным существительным:
б) знание и употребление слов, указывающих материал, из которого сделан предмет. Ребенку предлагается рассмотреть предметные картинки и ответить на такие вопросы:
| Высокий уровень.
Средний уровень.
Низкий уровень.
|
Выявление умений употребления в речи имен существительных и имен прилагательных. | Задание № 8 Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. Воспитатель предлагает ребенку подобрать имена существительные к именам прилагательным:
Например: глубокая яма, глубокое море, глубокий овраг; низкий дом, низкая скамейка, низкое дерево; мелкое озеро, мелкая река, мелкий песок.
| Высокий уровень. Самостоятельно называет по 2 – 3 существительных к каждому прилагательному. Средний уровень. Затрудняется ко всем именам прилагательным подобрать по несколько имен существительных. Низкий уровень. К именам прилагательным подбирает только по одному имени существительному. Некоторые прилагательные могут вызвать затруднение в подборе к ним существительных. |
Выявление умения образовывать новые слова. | Задание № 9 Материал: предметные картинки: заяц, лиса, волк Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. Воспитатель предлагает рассмотреть предметные картинки.
(лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок).
(водичка, водица, водяной, водопад, водный, наводнение). | Высокий уровень. Ребенок самостоятельно образует по 3 и более слов. Средний уровень. Самостоятельно образует только по 1 – 2 слова к данным словам. Низкий уровень. Задание вызывает затруднение. Может образовать только одно новое слово или же повторяет данное за взрослым. |
Выявление умений понимать и употреблять разные значения многозначных слов. | Задание № 10. Инструкция: проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком.
Ответы оцениваются следующим образом: Ребенок дает точный и правильный ответ самостоятельно – 3 балла. Если ребенок допускает незначительную неточность, отвечает по наводящим вопросам взрослого – 2 балла. Если ребенок не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания – 1 балл. | Высокий уровень. 10 – 12 баллов. Средний уровень. 7 – 9 баллов. Низкий уровень. 4 – 6 баллов. |
Выявление понимания и употребления в речи глаголов. | Задание № 11. Материал: картинки котенка, собаки, девочек, ложки, вилки, ножа. Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. Проверяются следующие умения: а) употребление слов, обозначающих действия, совершаемые человеком.
б) употребление слов, обозначающих действия, совершаемые животными, или действия, которые можно совершить предметом.
| Высокий уровень.
Средний уровень.
Низкий уровень.
|
Выявление понимания и употребления в речи наречий. | Задание № 12. Материал: картинки: зонт, цыпленок, слон, яблоко, чайник, машина, заяц, шарик, гриб; с изображением утра, ночи, дня, вечера. Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. Ему предлагается ответить на вопросы Проверяются следующие умения: а) Знание слов (наречий), обозначающих признак действия.
б)Понимание и употребление слов, обозначающих пространственные отношения. Ребенку предлагается рассмотреть рисунок, определить и назвать местоположение предмета.
в)Понимание и употребление в слов, обозначающих временные отношения. Ребенку предлагается ответить на вопросы и выбрать нужную картинку.
(последние три вопроса могут меняться в зависимости от расписания занятий) | Высокий уровень.
Средний уровень.
Низкий уровень.
|
Выявление умений в подборе антонимов. | Задание № 13 Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. а) понимание смысловых оттенков глаголов и наречий. Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Я начну, а ты закончи…».
б) понимание смысловых оттенков имен существительных и прилагательных. Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Наоборот»
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов. | Высокий уровень. 16 – 20 баллов. Средний уровень. 10 – 15 баллов. Низкий уровень. 0 – 9 баллов. |
Выявление умений в подборе синонимов. | Задание № 14. Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. а)Взрослый предлагает ребенку ситуацию: « Погулял зайчик в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой…(веселый, радостный, довольный, оживленный). А если зайчик был такой радостный и веселый, то он не просто шел, а …(бежал, мчался, несся, летел). б) Подбор синонимов к изолированным словам. Большой – …(огромный, громадный, гигантский) Маленький – …(крошечный, малюсенький) Смелый – …(храбрый, мужественный, отважный) | Высокий уровень. Правильно подбирает по 2-3 слова, близкие по смыслу. Средний уровень. Подбирает по 1-2 слова, близкие по смыслу. Если допускает ошибку, то может ее исправить. Низкий уровень. Подбирает только по 1 слову |
3.Грамматический строй речи. | ||
Выявление умений по употреблению слов в речи (морфология). | Задание № 15. Материал: предметные картинки - пианино, пальто, метро, полотенце. Картинки с мальчиками, изображающими действия. Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. Проверяются умения: а) Правильно употреблять несклоняемые имена существительные. Игра «Договори слово»
б) Правильно употреблять окончания имен существительных множественного числа. Игра «Чего нет у Тани?»
в) Правильно согласовывать существительные ср. рода с прилагательными. Предлагается детям назвать как можно больше слов при ответе на вопросы.
г) Правильно употреблять разноспрягаемые глаголы. Используя картинки, предложить ответить на вопросы:
(аналогично с глаголами бежать, плыть, петь) | Высокий уровень.
Средний уровень.
Низкий уровень.
|
Выявление умений и навыков в словообразовании. | Задание № 16 Материал: хлебница, мыльница, подсвечник, подстаканник, супница Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком. Проверяются умения: а) правильно образовывать слова при помощи суффиксов. Предлагается ответить на вопросы:
б) правильно образовывать слова при помощи приставок и суффикса.
в) правильно образовывать слова путем словосложения.
За каждое правильно подобранное слово – 1 балл. За неправильно подобранное – 0 баллов. | Высокий уровень: 17 - 21 балла. Средний уровень: 10 – 16 баллов. Низкий уровень: 0 - 10 баллов. |
Выявление умений использовать в повседневном общении образные средства и различные синтаксические конструкции (синтаксис). | Задание № 17. Инструкция: воспитатель наблюдает за речью детей в повседневной жизни. Вопросы для анализа речи детей.
| Высокий уровень.
Средний уровень.
Низкий уровень.
|
| ||
Выявление умений составлять рассказ о предмете, описывая его существенные признаки. | Задание № 18. Игра «Магазин» Инструкция: дети садятся перед столом и полочкой с различными игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы их сможете купить, но чтобы игрушку, нужно выполнить правило: не называя ее, описать так, чтобы продавец понял, о какой игрушке идет речь». Считалкой выбирается первый продавец. Продавец называет имя любого из играющих. Покупатель выходит, описывает игрушку, которую хочет купить. Если продавец угадывает игрушку, то он отдает ее покупателю. Затем покупатель становится продавцом и игра продолжается.
| Высокий уровень. Ребенок составляет рассказ о предмете самостоятельно, описывая его существенные признаки. Средний уровень. Ребенок допускает незначительные неточности, отвечает по наводящим вопросам взрослого. Низкий уровень. Если ребенок не составляет рассказ самостоятельно, а только по наводящим вопросам взрослого, при этом отвечая односложно. |
Выявление понима-ния логики изобра-женного и построе-ния связного расска-за при произвольном предъявлении серии сюжетных картинок. | Задание № 19. Инструкция: ребенку предлагается серия сюжетных картинок, разложенных произвольно, не в заданном порядке. Воспитатель говорит:
| Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень:
|
Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения | Задание № 20. Инструкция: индивидуальная беседа с каждым ребенком.
| Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень:
|
Изучение умений пересказывать литературные тексты сюжетного характера. | Задание № 21. Инструкция: анализ умений пересказывать литературные тексты производится на основе пересказа русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый». Пересказы анализируются по следующим показателям:
Каждый показатель оценивается максимум в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов. | 2 балла:
1 балл:
0 баллов:
Высокий уровень: 10 - 12 баллов. Средний уровень: 6 – 9 баллов. Низкий уровень: 0 - 5 баллов. |
Изучение умений придумывать монологи (рассказы, сказки) с использованием образных средств языка. | Задание № 22. Инструкция: воспитатель предлагает придумать рассказ или сказку кукле, чтобы она быстрее заснула.
При анализе монологов оцениваются умения детей отобрать и связно передать содержание, а также языковое оформление монолога:
Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 16 баллов. | 2 балла:
1 балл:
0 баллов:
Высокий уровень: 12 – 16 баллов. Средний уровень: 7 – 11 баллов. Низкий уровень: 0 – 6 баллов. |
Выявление особенностей понимания фразеологизмов. | Задание № 23. Инструкция: детям предлагаются следующие фразеологизмы:
Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде.
Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст. В три ручья. Однажды Ваня потерял варежку. Идет он домой и плачет. Пришел домой, а мама ему и говорит: «Ну что ты слезы льешь в три ручья?» Ваня удивился и ответил: «Почему в три ручья? Никаких ручьев здесь нет».
Как зеницу ока. Жили-были мать со своим сыном Иваном. Собрался однажды Иван в дальние страны, мир посмотреть, себя показать. Дала ему мама в дорогу волшебный клубочек и сказала: «Береги его как зеницу ока». «Ладно», - говорит Иван, а сам думает, как это «как зеницу ока»?
Совать нос. Однажды мама и папа разговаривали о чем-то на кухне. Маленький Илюшка стоял около двери и слушал. Мама сказала ему: «Иди, Илюшенька, спать, не суй свой нос не в свои дела». Илюша пошел спать, а сам думает: «Что это мама про мой нос сказала, никуда я его не совал, просто слушал».
| Высокий уровень: Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизмы, предложенные изолированно или в тексте, приводит примеры аналогичных ситуаций. Средний уровень: Ребенок не достаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизмы, предложенные в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не может. Низкий уровень: Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизмы. |
Выявление умений понимать пословицы. | Задание №24. Инструкция: индивидуальная работа с каждым ребенком. Воспитатель предлагает ребенку послушать пословицу, повторить ее, затем ответить на вопросы:
Каждому ребенку предлагаются по три пословицы.
| Высокий уровень. Ребенок правильно понимает значение пословиц, улавливает как единичный, так и обобщенный смысл. Средний уровень. Ребенок понимает единичный смысл пословиц, не понимает обобщенный, переносный смысл выражения. Низкий уровень. Ребенок демонстрирует неверное понимание смысла пословицы, отказывается отвечать на вопросы или объяснять пословицу. |
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
№ п/п | фамилия имя ребенка | звуковая культура речи | грамматический строй речи | словарь | |||||||||||||||||||||
Произношение звуков | Фонематический слух и восприятие | морфология | словообразование | синтаксис | существительное | прилагательное | глагол | наречие | синонимы | антонимы | Обобщающие слова | ||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ||
1 | |||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||||
19 |
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
№ п/п | фамилия имя ребенка | связная речь | уровень речевого развития | |||||||||||||
Составление рассказа о предмете | Составление рассказа по картине (по серии картинок) | Анализ содержания и формы произведения | пересказ | Составление рассказа или сказки с образными средствами языка | Понимание фразеологизмов | Понимание пословиц | ||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | |||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||
19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический инструментарий по образовательным областям программы "Детство" "Социализация", "Труд".
В нашем городе проходил городской конкурс контрольно-измерительных материалов. Я решила поучаствовать в этом конкурсе и к своему великому изумлению заняла 1 место среди участников из детских садов. Се...
Диагностический инструментарий освоения образовательной программы для детей с 4 до 5 лет
Диагностический инструментарий освоения образовательной программы для детей с 4 до 5 лет....
Диагностический инструментарий по образовательной области « Социально-коммуникативное развитие»
1. Игровая, коммуникативная деятельность Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно- ролевые игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживае...
Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (младший дошкольный возраст)
Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...
Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (средний дошкольный возраст)
Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...
Диагностический инструментарий по образовательным областям для педагогов (средний дошкольный возраст)
Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям для первой младшей - подготовительной к школе группе.Рекомендуемые материалы ...
Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....