«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья».
консультация по развитию речи на тему

Сорокина  Ирина Викторовна

Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.  Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад  №68» г.Энгельса Саратовской области.

Районное методическое объединение.

Сообщение из опыта работы:

«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Учитель – логопед:

                                                                                  Сорокина Ирина Викторовна

                                                          г. Энгельс

13.12.2017

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья

Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.  Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей. Исходя из этого, цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми недостатками.

Задачи:

- установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки

- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка

- формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений

- помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье

- обучать родителей конкретным приёмам логопедической работы

- правильно и корректно объяснить необходимость медицинского сопровождения ребёнка с ОВЗ.

В логопедической науке выработаны наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей

1.Коллективные формы взаимодействия (родительские собрания, консультации, семинары, мастер классы)

2.Индивидуальные формы работы с семьёй (беседы, индивидуальные рабочие тетради)

3.Формы наглядно-информационного обеспечения (видеофрагменты занятий, фотографии, стенды, папки – передвижки)

В работе с родителями необходимо использовать 3 формы работы с родителями: очную, заочную и дистанционную.

Очная форма

Индивидуальная консультация - одна их форм работы, которая помогает  реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй.  От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем сотрудничество. На первой индивидуальной консультации, которая проводится после полной диагностики речи ребёнка, необходимо рассказать о выявленных проблемах и путях их преодоления. Во время таких бесед даётся установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Для проведения беседы не подбираю большой материал, ограничиваюсь узким кругом вопросов и стараюсь не злоупотреблять научной терминологией. Рабочие термины могут быть не понятны для родителей и создавать барьер в общении. Обязательным моментом индивидуального консультирования является обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем.

Открытые занятия. Эта форма работы помогает более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы.

Занятия-практикумы. На них взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Родительские собрания. Здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.

Мастер - класс Основной принцип мастер-класса – "Я знаю, как это делать, и я научу вас". Это современная форма проведения обучающего семинара для родителей, которая помогает повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых расстройств. 

Использование рабочих тетрадей в домашних условиях.

        Для привлечения родителей к закреплению  полученных на занятиях знаний у детей по лексико-грамматическим темам, по изученным звукам и буквам, по развитию фонематического восприятия, по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, по развитию связной речи, по развитию дыхания, моторики учитель-логопед использует индивидуальные тетради.  Задания  в них  подобраны в соответствии с материалом, изученным в группе  и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста и логопедическое заключение каждого ребёнка.  

 Заочная форма

Анкетирование. При помощи анкетирования собирается вся необходимая информация о  составе семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки, собираются анамнестические данные. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным  является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в логопедических знаниях. Анализ ответов дает возможность , составить более полную картину речевых проблем, понять, что именно привело к ним, правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.

Письменная консультация. Главное её преимущество в том, что  таким способом можно познакомить родителей с большим количеством теоретического и практического материала.

Информационный стенд. Как показывает опыт работы, данная форма работы имеет ряд положительных сторон.

1.Родители могут получить интересующую их информация в удобное для себя время (например, утром или, наоборот, в вечернее время, когда забирают ребенка домой).

2. Весь материал, который необходимо сообщить родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка. Это облегчает восприятие родителями данной информации, позволяет сэкономить время для объяснения не всегда понятных для родителей теоретических сведений или терминов (например, что такое слоговая структура слова, чем отличаются звуки от букв, как отличать гласные звуки от согласных и т.д.).

3. Небольшой объем информации позволяет обновлять стенд с определенной периодичностью.

4. Также большим преимуществом данной формы работы с родителями является эстетичность оформления стендов, небольшие затраты сил и времени по сбору необходимой информации.

Почта логопеда. Это ящик, в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями.

Дистанционная форма

Электронная почта. Кроме обычного текста, можно передать звуковые сообщения, изображения, документы, словом, все, что можно записать в файл. При помощи электронной почты можно без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на очные консультации. Кроме того, можно отправлять ученикам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать школу. 

Сайт дошкольного учреждения, личный сайт. Родители имеют возможность получать информацию о самом учителе-логопеде, о его стаже работе, категории, о программах по которым он работает, получить ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии.

Заключение

Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности. Всегда приятно, когда удаётся вывести отношения с семьями на новый  уровень,  где большинство родителей начинают считать себя полноправными участниками образовательного процесса.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад  №68» г.Энгельса Саратовской области.

Районное методическое объединение.

Сообщение из опыта работы:

«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Учитель – логопед:

                                                                                  Сорокина Ирина Викторовна

                                                          г. Энгельс

13.12.2017

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья

Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.  Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей. Исходя из этого, цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми недостатками.

Задачи:

- установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки

- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка

- формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений

- помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье

- обучать родителей конкретным приёмам логопедической работы

- правильно и корректно объяснить необходимость медицинского сопровождения ребёнка с ОВЗ.

В логопедической науке выработаны наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей

1.Коллективные формы взаимодействия (родительские собрания, консультации, семинары, мастер классы)

2.Индивидуальные формы работы с семьёй (беседы, индивидуальные рабочие тетради)

3.Формы наглядно-информационного обеспечения (видеофрагменты занятий, фотографии, стенды, папки – передвижки)

В работе с родителями необходимо использовать 3 формы работы с родителями: очную, заочную и дистанционную.

Очная форма

Индивидуальная консультация - одна их форм работы, которая помогает  реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй.  От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем сотрудничество. На первой индивидуальной консультации, которая проводится после полной диагностики речи ребёнка, необходимо рассказать о выявленных проблемах и путях их преодоления. Во время таких бесед даётся установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Для проведения беседы не подбираю большой материал, ограничиваюсь узким кругом вопросов и стараюсь не злоупотреблять научной терминологией. Рабочие термины могут быть не понятны для родителей и создавать барьер в общении. Обязательным моментом индивидуального консультирования является обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем.

Открытые занятия. Эта форма работы помогает более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы.

Занятия-практикумы. На них взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Родительские собрания. Здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.

Мастер - класс Основной принцип мастер-класса – "Я знаю, как это делать, и я научу вас". Это современная форма проведения обучающего семинара для родителей, которая помогает повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых расстройств. 

Использование рабочих тетрадей в домашних условиях.

        Для привлечения родителей к закреплению  полученных на занятиях знаний у детей по лексико-грамматическим темам, по изученным звукам и буквам, по развитию фонематического восприятия, по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, по развитию связной речи, по развитию дыхания, моторики учитель-логопед использует индивидуальные тетради.  Задания  в них  подобраны в соответствии с материалом, изученным в группе  и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста и логопедическое заключение каждого ребёнка.  

 Заочная форма

Анкетирование. При помощи анкетирования собирается вся необходимая информация о  составе семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки, собираются анамнестические данные. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным  является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в логопедических знаниях. Анализ ответов дает возможность , составить более полную картину речевых проблем, понять, что именно привело к ним, правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.

Письменная консультация. Главное её преимущество в том, что  таким способом можно познакомить родителей с большим количеством теоретического и практического материала.

Информационный стенд. Как показывает опыт работы, данная форма работы имеет ряд положительных сторон.

1.Родители могут получить интересующую их информация в удобное для себя время (например, утром или, наоборот, в вечернее время, когда забирают ребенка домой).

2. Весь материал, который необходимо сообщить родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка. Это облегчает восприятие родителями данной информации, позволяет сэкономить время для объяснения не всегда понятных для родителей теоретических сведений или терминов (например, что такое слоговая структура слова, чем отличаются звуки от букв, как отличать гласные звуки от согласных и т.д.).

3. Небольшой объем информации позволяет обновлять стенд с определенной периодичностью.

4. Также большим преимуществом данной формы работы с родителями является эстетичность оформления стендов, небольшие затраты сил и времени по сбору необходимой информации.

Почта логопеда. Это ящик, в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями.

Дистанционная форма

Электронная почта. Кроме обычного текста, можно передать звуковые сообщения, изображения, документы, словом, все, что можно записать в файл. При помощи электронной почты можно без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на очные консультации. Кроме того, можно отправлять ученикам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать школу. 

Сайт дошкольного учреждения, личный сайт. Родители имеют возможность получать информацию о самом учителе-логопеде, о его стаже работе, категории, о программах по которым он работает, получить ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии.

Заключение

Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности. Всегда приятно, когда удаётся вывести отношения с семьями на новый  уровень,  где большинство родителей начинают считать себя полноправными участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ....

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья....

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание в детском саду  необходимых условий для  развития ответственных и взаимозависимых отношений с  семьями воспитывающими  ребенка с ОВЗ, обеспечивающих  целостное всесто...

Взаимодействие и современные подходы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных технологиях все соответствующие основы для полноценного становления личности. Приоритетным н...

Междисциплинарное взаимодействие специалистов – это важное условие в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Междисциплинарное взаимодействие специалистов по сопровождению детей и то, насколько они  объединены идеей коррекционного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхо...

Конспект ООД учителя-логопеда по автоматизации звука [К] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста

Конспект ООД учителя-логопеда по автоматизации звука [К] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста...