Междисциплинарное взаимодействие специалистов – это важное условие в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике
Междисциплинарное взаимодействие специалистов по сопровождению детей и то, насколько они объединены идеей коррекционного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdistsiplinarnoe_vz-deystvie.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 компенсирующего вида
Красносельского района
г. Санкт-Петербурга
Междисциплинарное взаимодействие специалистов –
это важное условие в сопровождении детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Составила: Бородина В.О.
учитель – дефектолог
г. Санкт-Петербург
декабрь, 2020 год
Междисциплинарное взаимодействие специалистов – это важное условие
в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии детей, их социальную адаптацию.
Междисциплинарное взаимодействие специалистов по сопровождению детей и
то, насколько они объединены идеей коррекционного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.
Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-дефектолога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в специальном коррекционно-образовательном учреждении: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и других педагогов. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Междисциплинарный поход выражается:
- опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка;
- единое календарно-тематическое планирование;
- проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы.
Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:
- Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
- Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание и др.
- Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса.
- Индивидуальный подход. к каждому ребенку и его семье.
Совместная работа учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ОВЗ. Целью первичного обследования является изучение особенностей познавательного, речевого, физического и моторного развития детей (уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития). Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребенка. Учитель-дефектолог и учитель-логопед координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.
В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ТПМПК);
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- консультировать родителей (законных представителей) ребенка.
В течение всего учебного года учителем-дефектологом прослеживаются особенности развития познавательной и речевой сфер детей с особыми образовательными потребностями, и подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.
Взаимодействие в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования. На этом этапе специалисты определяют основные задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, и намечают конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.
Важным этапом работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей является создание благоприятной среды для познавательного и речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля над их устной речью. Учитель-дефектолог и учитель-логопед рекомендуют воспитателям формы контроля, дают консультации по подбору материала, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.
В ежедневной работе связь учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционно-развивающих мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут быть объединены усилия всех педагогов.
Основными задачами совместной работы музикального руководителя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, являются:
- формирование правильного речового и певческого дыхания, изменение темпа, силы и высоты голоса;
- развитие слухового и фонематического восприятия, музикального слуха;
- развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодичной стороны;
- обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных музыкальных произведений;
- обогащение словаря детей с ОВЗ по лексическим темам;
- развитие навыков прослушивания музыки, пения, музыкально-ритмических движений.
Музыкальный руководитель формирует и развивает основу, необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный слух и память, речевое дыхание, чувство ритма) тем самым, продолжая работу учителя-дефектолога, проводит работу по формированию речевого слуха и фонематического восприятия. Для этой цели используются традиционные музыкальные дидактические игры, вокальне упражнения, распевки.
Важным моментом в совместной коррекционной работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации – с этой целью используются скороговорки, попевки, пропевание на гласных или слогах.
Еще одно направление совместной коррекционной работы заключается в совместной разработке и организации праздников и развлечений. Таких как утренники, театрализованные игры, драматизация сказок, проведение именин и дней рождения детей и т.д. Проведение утренников требуют длительной совместной подготовительной работы музыкального руководителя, воспитателей и учителя-дефектолога. Совместно обсуждается сценарий, с учетом индивидуальных способностей детей. Задачей учителя-логопеда и учителя-дефектолога является подбор речевого материала с учетом речевых возможностей каждого ребенка: загадки, стихи и т.д. Учитель-логопед заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Музыкальный руководитель совместно с воспитателем готовит подвижные игры, шутки, фокусы, разучивает танцы и песенки.
Деятельность инструктора по физической культуре решает задачи развития двигательных умений и навыков, общего физического развития, укрепления здоровья, что способствует формированию психомоторных функций детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе занятий особое внимание обращается на закрепление лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений.
На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении коррекционно-развивающего обучения влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.
Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными показателями эффективности учреждения, реализующего коррекционно-развивающее обучение, являются:
- все дети, включенные в коррекционно-развивающий образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
- родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи, и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
- специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями;
Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Список использованной литературы
- Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012.
- Волкова Г.А., Логопедия: учеб. для дефектол.фак.педвузов.5-е изд.-М.:ВЛАДОС, 2007. – 703с.
- . Назарова Н.М. Специальная педагогика, Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА - М, 2000.
- Нищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
- ФиличеваТ.Б., ТумановаТ.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.
- Шипицына Л.М., Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.:Речь, 2005. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов в процессе комплексной реабилитации дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
Успех реабилитации и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья возможен лишь в тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов Реабилитационного центра....
Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов и родителей...
Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ
Специалисты организующие коррекционно-образовательную работу ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ...
Актуальные направления деятельности ПМПк в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье подробно описаны направления деятельности ПМПк ДОУ по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Презентация "Актуальные направления деятельности ПМПк в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Приложение к статье "Актуальные направления деятельности ПМПк в условиях сетевого взаимодействия по обеспечению доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья"...
Обобщение педагогического опыта «Создание системы коррекционной работы и модели комплексного взаимодействия педагогов при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) в целях их успешной с
Гиперссылка на передовой педагогический опыт (свидетельство №836, от 29.05.2020 г.) выдано Министерством образования Сахалинской области.Обобщение опыта (yuzhno-sakh.ru)...
Консультация "Развитие межполушарного взаимодействия в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, посредством использования балансировочной доски Бильгоу"
Материал, представленный в консультации, адресован, в первую очередь специалистам коррекционного профиля. Внимание! Есть противопоказания в использованни доски Бильгоу....