Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике на тему

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_ovz_2018.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Учитель- дефектолог

                                                                                     Новоселова Е.Л.

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с        ограниченными возможностями здоровья.

   При рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья, меняется жизнь семьи. Изменения происходят в психологическом, социальном и бытовом статусе семьи. Прежде всего, стрессовая ситуация влияет на внутренний психологический климат семьи. Все члены переживают сильный стресс, вследствие которого возникают неровные, иногда и конфликтные отношения. Как показывает практика, многие семьи не выходят из этой ситуации, которая приводит супругов к взаимному непониманию, иногда к разводу.

  Семья  особого ребенка часто изолирует себя от общества. Родители сокращают общение с друзьями, с родственниками, с соседями, замыкаются в себе, в своем горе.

  Полностью меняется социально-бытовой уклад семьи, его материальное положение. Один из родителей вынужден расстаться со своей работой, посвятить себя ребенку. Многие родители характеризуют данную ситуацию, как безвыходную, видят в нем окончание всех своих надежд, достижений, стремлений.

   Стандарт   регулирует   отношения   в   сфере   образования   следующих   групп   дошкольников  с ограниченными    возможностями    здоровья:   глухих,   слабослышащих,   позднооглохших,   слепых, слабовидящих,  с  тяжелыми   нарушениями   речи,   с   нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой  психического  развития, с нарушением интеллекта, с  расстройствами  аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).

      Существует  четыре направления принятия особого ребенка родителями    

(законными представителями):

  • Принимают ребенка и особенности развития;
  • Принимают ребенка, но не принимают особенности развития;
  • Принимают особенности развития(культивируют дефект),но не принимают ребенка;
  • Не принимают ни ребенка, ни особенности развития;

  В таком состоянии семья не может адекватно оценить ситуацию и помочь своему ребенку. Между ребёнком и родителями не возникает характерного радостного общения, эмоциональной и биологической связи. Обычно родители начинают искать помощь со стороны специалистов. Следуя их рекомендациям, начинают добросовестно лечить ребёнка. Со временем, не видя существенных изменений в развитии ребёнка, они не чувствуют себя удовлетворёнными, счастливыми. Сравнивая свою жизнь с жизнью других семей, а ребёнка со сверстниками они начинают отчаиваться, видя, что всё резко отличается.

Семья, воспитывающая ребенка ограниченными возможностями здоровья, не может в полном объеме выполнить свою социальную функцию, и становится реальным объектом, нуждающимся в реабилитационной помощи.

  Но, и ребенку нужна своевременная квалифицированная помощь. Педагоги общеобразовательных ДОУ, владея педагогической компетентностью, конфиденциальностью информации направляют ребенка группы риска на прохождение ПМПК.  По результату прохождения ребенку присваивается статус « ребенок с ОВЗ». Согласно направлению, ребенку предлагается возможность посещать компенсирующее ДОУ.

  При зачислении ребенка с ОВЗ в компенсирующее ДОУ родители переживают три ( периода) этапа психологического состояния:

Первое:  Непонимание ситуации, еще нет паники на реакции ребенка( по мнению родителей - все  дело в раннем возрасте );  спутанность взгляда на своего ребенка.

Второе:  Включение защитных механизмов. Отрицание проблемы.

Третье: Агрессия или пассивность со стороны родителей в адрес специалистов и воспитателей.

Четвертое:  Торги. (родители начинают искать всевозможные пути лечения: подключая мануальную терапию, остеопатов, психологов, психиатров, массажистов.  Все это - одновременно!)

Пятое: Признание проблемы и переживание горя. Отчаяние. Беспомощность.

Шестое: Принятие и возрождение.

  У кого-то из родителей все эти этапы протекают за считанные недели, а у некоторых родителей происходит «застревание» (зацикливание) на определенном этапе.

   Учителя- дефектологи и педагоги  поставили перед собой цель – разработать эффективную модель психологического сопровождения дошкольников, способствующую сохранению и укреплению психологического здоровья детей в системе взаимодействия «ребенок – родитель - педагог». В своей практической работе выделили направления по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ:

1. Обогащение эмоциональной сферы родителей и ребенка положительными эмоциями.

2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

 3. Коррекция эмоциональных трудностей родителей и  детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).  

4. Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.

5.Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

  Цель психолого-педагогического сопровождения семьи: Реабилитация семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, через использование современных инновационных методов и приемов психолого-педагогической работы семьей.

Задачи: Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у семьи внутренних, творческих и социальных ресурсов.

Процесс психолого-педагогического сопровождения реализуется тремя взаимодействующими и взаимосвязанными направлениями :

  1. Консультативно-диагностическое направление. На этом этапе осуществляется сбор сведений о членах семьи, ребенке; определение характера внутренних и внешних взаимоотношений семьи. Методы: собеседование, анкетирование, тестирование, консультирование и др.
  2.  Коррекционно-развивающее направление. Работа данного этапа основывается на базе данных консультативно-диагностического блока. На этом этапе проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа с семьей, направленная на нормализацию психологического, социального статуса семьи. Методы: индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия психолога, воспитателя, дефектолога; консультации специалистов разных областей; обучающие семинары для родителей «Школа родителей».
  3.  Социо-культурная реабилитация семьи. На данном этапе проводятся мероприятия по социо-культурной реабилитация семьи: родительские конференции; культурно-досуговые мероприятия; выставки семейного творчества; конкурс «Моя семья». Данный этап помогает семье восстановить внешние и внутренние взаимосвязи, увидеть себя со стороны, оценить свои достоинства, обобщить свой семейный опыт, поделиться с ним с другими. Методы: изготовление семейных поделок; участие в выставках семейного творчества; выпуск стенгазет о семье; участие семьи в концертах, круглых столах, культурно - досуговых мероприятиях, занятиях тренингах и др., участие семьи в конкурсе «Моя семья».

Консультативно-диагностический блок – основа реабилитационного процесса.

   В нашем детском саду компенсирующего вида, осуществляется поиск новых форм работы с родителями. Одной из таких форм стало проведение акции «Я могу». Цель акции: привлечь внимание педагогов и родителей к достижениям каждого ребенка. Семь дней подряд педагоги и родители учатся  замечать достижения своих детей, даже самые незначительные для взрослого, но важные для ребенка. Идею акции мы почерпнули в книге Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». В раздевалке на шкафчике ребенка - информация о результатах ребенка, которыми он гордится. «За что его хвалить? Он ни чего не умеет» - недоумевают родители, когда им объясняют, правила проведения акции. Им, вечно спешащим, занятым, не приходит в голову, что достижение - это не обязательно глобальная победа. Это и первая самостоятельно застегнутая пуговица, и убранные после себя игрушки, и многое другое, что так важно для ребенка.

   Одна из продуктивных форм обучения взрослых – совместные психологические тренинги педагогов и родителей. Они развивают у взрослых важное для сотрудничества, сотворчества  эмпатическое (активное) слушание. Для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания. В результате сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – родитель – педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологического здоровья ребенка, что, является  заботой о безопасности каждого растущего человека, безопасности нации завтра.

Литература:

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей.- 2-е изд.- М., 1993.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб., 2006.  

Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра детства, семья. Т.1.- М., 2005.

Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: Тренинговые программы. - М., 2007.

Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ....

Презентация " Создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ"

Данная презентация определяет основные направления работы педагогов ДОУ по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья....

«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.  Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родитель...

Осуществление коррекционной направленности воспитательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучаясь в дошкольном образовательном учреждении, дети с отклонениями в развитии должны получать целенаправленную специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых ...

Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание в детском саду  необходимых условий для  развития ответственных и взаимозависимых отношений с  семьями воспитывающими  ребенка с ОВЗ, обеспечивающих  целостное всесто...

Особые условия - особым детям.Система психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ.

 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие ...