Взаимодействие и современные подходы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных технологиях все соответствующие основы для полноценного становления личности. Приоритетным направлением развития системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, является создание подходящих условий, для того, чтобы ребята обучались и положительно воспринимали процесс воспитания. Прежде всего, в данном процессе следует уделить внимание формированию общей безбарьерной образовательной среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие и современные подходы
педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Сидорова Алёна Анатольевна, магистр, педагог-психолог
МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»
Иркутский район
Наливных Татьяна Владимировна, учитель-логопед
МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»,
Иркутский район
Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных технологиях все соответствующие основы для полноценного становления личности. Приоритетным направлением развития системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, является создание подходящих условий, для того, чтобы ребята обучались и положительно воспринимали процесс воспитания. Прежде всего, в данном процессе следует уделить внимание формированию общей безбарьерной образовательной среды.
При помощи игровых технологий, через создание предметно-пространственной среды в нашем дошкольном образовательном учреждении становится возможным обеспечить дошкольникам, имеющим ограниченные возможности здоровья, реализацию личного интеллектуального потенциала и возможность научиться создавать настоящую и будущую ситуацию успеха на следующих образовательных ступенях. Важное значение в данном направлении уделяется коммуникации.
Дошколята познают через общение радость удач и горечь разочарований, обретают опыт, тем самым, самоутверждаясь в настоящей и будущей жизни. Этот опыт они хранят в своей памяти всю жизнь. Задача педагогов – научить детей с ОВЗ правильно пользоваться накопленным опытом, чтобы использование привитых компетенций в будущем было рациональным.
На базе нашего дошкольного образовательного учреждения реализовывается практика «Предметно-развивающая среда, как одно из основных условий полноценного освоения, функционирования и развития русского языка в ДОУ». Данная практика также включает в себя элементы, способствующие развитию всех психических функций, что обеспечивает повышение интеллекта детей.
Одно из первых мест в функционировании данного образовательного процесса в ДОУ занимают такие специалисты как педагог-психолог и учитель-логопед. Результатом их совместной деятельности является выявление детей дошкольного возраста с различными нарушениями в речевом и психическом развитии, что ведёт за собой множество коммуникативных проблем и не только. Педагог-психолог и учитель-логопед, дополняя друг друга, ведут тесное сотрудничество во всех направлениях коррекционно-развивающей работы. Это рассматривается, как необходимое звено в процессе обеспечения полноценного развития и становления личности маленького гражданина нашей страны. Дети - это будущее! Цель и задачи психолого-логопедической взаимодеятельности сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое и/либо психическое нарушение. Эти задачи могут быть достигнуты только при тесном взаимодействии, когда, на первый взгляд, они могут быть разными. В таком случае следует помнить, что способы достижения результата общие, т.к. есть дети, которые нуждаются в помощи и того, и другого специалиста.
Для проведения качественной систематической профилактической коррекционной работы с детьми педагог-психолог и учитель-логопед широко используют в своей работе новые современные подходы и технологии: изотерапия, логоритмика, самомассаж и т.д. Данные технологии можно использовать в работе как с детьми ОВЗ, так и с детьми массовых групп.
Учитель-логопед Татьяна Владимировна Наливных является автором пособия «Логопедические кубики». Пособие предназначено для логопедических занятий по автоматизации и дифференциации всех сонорных звуков, оно помогает формировать умение детей находить положение заданного сонорного звука в слове (в начале, середине, конце). Закреплять умение детей делить слова на слоги и подбирать слоговые схемы к словам.
Логопедические кубики формируют правильное произношение всех сонорных звуков у детей и сочетают в себе игру, речь и общение. Составляют это пособие игровые карточки, предназначенные для автоматизации и дифференциации сонорных звуков в слогах (в прямых, обратных, со стечением согласных) и логопедические кубики, которые автоматизируют и дифференцируют сонорные звуки в словах, словосочетаниях и предложениях. Системность пособия продумана и логична, а цветовая палитра в изображении определенных звуков, которые отрабатываются на занятиях с детьми, оказывает положительное влияние на результат. Татьяна Владимировна, применяя данную технологию, представляет самые разные игры, которые помогают детям правильно произносить сонорные звуки в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Такие игры развивают логическое мышление, внимание, память, фонематический слух, мелкую моторику. Дети научаются правильно находить положение заданных звуков в словах, придумывать слова на заданный звук в разных позициях и разной слоговой структуры делить слова на слоги и подбирать слоговые схемы к словам.
Логопедические кубики удобны в использовании и могут применяться другими педагогами групп комбинированного вида для закрепления пройденного материала.
При развитии зрительного восприятия, логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики и коммуникации необходимо помнить, что именно педагог-психолог может выступить в роли высококвалифицированной помощи ребенку.
Алёна Анатольевна Сидорова, тесно взаимодействуя с учителем -логопедом, использует для работы с детьми с ОВЗ авторское пособие «Детские тематические игры на липучках». При помощи разрезных карточек с изображением сказочных героев, различных многочисленных предметов, представляющих окружающую среду, а также цифр, букв, которые располагаются в нужные тематические зоны и крепятся на швейную липкую ленту (дети любят отлеплять и прилеплять картинки), становится совершенно очевидно, что детей, не нужно ЗАСТАВЛЯТЬ учиться, в них заложено врожденное желание познавать и изучать. Главное, следует вовремя подать маленькому человечку правильную информацию и нужный материал. Играя, дети обучаются, знакомятся с окружающим миром, тренируют концентрацию внимания и усидчивость.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно снижение познавательной активности, недоразвитие мнестических процессов и эмоционально-волевой сферы. Данная проблематика подтолкнула учителя-логопеда и педагога-психолога к созданию вышеописанных дидактических пособий. Необходимо отметить, что эти игры интересны детям с разным уровнем развития, т.к. они способствуют общему развитию речевых и психических процессов.
В ходе образовательной деятельности Наливных Т.В. и Сидорова А.А. активно используют шкаф-пособие «Развитие 7 знаний». Шкаф состоит из семи тематических кейсов, использование материалов которых является ответом потребностям и интересам ребёнка. При помощи действий с игровыми элементами, педагог-психолог и учитель-логопед компетентно развивают познавательную активность детей и удовлетворяют их интеллектуальные потребности. В ходе работы с данным пособием развиваются все когнитивные процессы детей: зрительное, тактильное и кинестетическое восприятие и память, непроизвольное и произвольное внимание, мыслительные процессы, речь. Пособие способствует сенсорному развитию, игровой, познавательной, исследовательской, конструктивной и продуктивной деятельности. Дети, под руководством психолого-логопедического сопровождения, изготавливают игры и различные карточки-задания, направленные на обучение и усвоение материала, таким образом, повышая интерес, развивая воображение и коммуникативные навыки для дальнейшего интеллектуального роста. Кейсы пособия «Развитие 7 знаний» периодически обновляются и пополняются разработанными и изготовленными дидактическими материалами педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Педагоги применяют созданные личными усилиями условия в образовательной деятельности с детьми, таким образом, привлекают их к образовательному процессу и дальнейшему грамотному использованию полученных знаний в жизни. Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда позволяет грамотно донести до сознания ребенка образовательные цели и задачи. К данному взаимодействию активно привлекаются родители (законные представители) детей.
Интеллектуальное и социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста характеризуется своеобразием, которое оказывает не всегда положительное влияние на становление их личности и коммуникации со взрослыми и ровесниками. Это обстоятельство ставит перед необходимостью определять новые подходы и технологии, а также организовывать более усовершенствованные условия и коррекционную помощь, направленную на усвоение образовательного опыта и развитие социальных связей.
Дети с ОВЗ могут самостоятельно реализовывать усвоенные знания тогда, когда процесс совместного воспитания и обучения имеет принцип системности, а главное, грамотно и правильно организовывается компетентными педагогами. Ведь в системе современного дошкольного образования выстроилась устойчивая тенденция к интеграции детей с ОВЗ в группы ровесников с нормальным развитием. Успешность такой интеграции просматривается на данном узком примере взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной про...
«Использование современной ИКТ технологии QR-кода в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 142» города Магнитогорска Выступающие:воспитатель Хадиева Л. А.ст. воспитатель Файзулл...
Конспект ООД учителя-логопеда по автоматизации звука [К] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста
Конспект ООД учителя-логопеда по автоматизации звука [К] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста...
Программа самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Информатизация в настоящее время рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, ...
«Современные подходы к организации работы с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательного учреждения»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармонично...
Программа «Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. В работе с таким детьми с...
- Мне нравится (1)