Литературный досуг-викторина "Лукоморье"
план-конспект занятия по художественной литературе по теме

Иванова Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lukomore.doc448.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительная работа: 

  • Беседа о детстве А.С. Пушкина;
  • О няне Арине Родионовне Матвеевой;
  • Просмотр диафильмов по сказкам А.С. Пушкина;
  • Чтение сказок: «Сказка о Царе Салтане»;
  • «Сказка о Рыбаке и Рыбке»;
  • «Сказка о Золотом Петушке»;
  • «Сказка о Мертвой Царевне и семи Богатырях».

Воспитатель: «Сегодня, ребята, мы с Вами отправляемся в сказочную страну под названием «Лукоморье». Как Вы думаете, почему эта страна называется «Лукоморье»? В какой сказке А.С. Пушкина упоминается это название?

(ответы детей)

Воспитатель:

Давайте посидим под дубом и прочтем все вместе эту сказку».

(Во время чтения книги могут происходить чудеса).

Появляется кот.

Кот:

Здравствуйте, ребята, а Вы узнали кто я и откуда?

Дети:

Кот ученый.

Кот:

Давайте поиграем. Я буду начинать сказку, а Вы продолжать ее:

Ель растет перед дворцом,

А под ней ….                    (хрустальный дом)

Белка там живет ручная,

Да ….                                (затейница какая)

Три девицы под окном

Пряли …                          (пряжу вечерком)

Кабы я была Царицей,

Говорит одна девица, -

То – на весь крещеный мир

                                           (приготовила б я пир)

Вот, пошел он к синему морю,

Видит – море слегка разыгралось.

Стал он кликать…            (золотую рыбку)

Приплыла к нему рыбка, спросила: …

                               («Чего тебе надобно, старче?»)

Кот:

Что же старик просил у рыбки?

Дети:

Корыто, избу, старуха захотела стать дворянкой, царицей, владычицей морскою.

Кот:

Как закончилась сказка?

Дети:

Рыбка молча уплыла и остались старик со старухой у разбитого корыта.

Кот:

На моем дубе есть картинки. Я их Вам сейчас покажу, а Вы отгадайте, из каких они сказок.

Ответы детей.

Кот:

Мне пора с Вами прощаться и возвращаться обратно в волшебную книгу.

Ведущий воспитатель:

Ребята, садитесь поближе на ковер. Мы продолжим читать:

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет…

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого.

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят…

Снова князь у моря ходит,

С сня моря глаз не сводит.

Ведущий:

Ребята, тихо, видите по морю Лебедь белая плывет.

Лебедь:

Здравствуй, князь, ты мой прекрасный.

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Ведущий:

Князь Гвидон ей отвечает.

Князь:

Грусть – тоска меня съедает;

Чудо чудное завесть

Мне б хотелось. Где-то есть

Ель в лесу, под елью белка:

Диво, право, не безделка –

Белка песенки поет,

Да орешки всегрызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Но, быть может, люди врут.

Лебедь:

Свет о белке правду бает;

Это чудо знаю я.

Полно, князь, душа моя,

Не печалься; Рада службу

Оказать тебе я в дружбу.

Ведущий:

С ободренною душой

Князь пошел к себе домой.

Лишь ступил на двор широкий –

Что ж? Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех.

Из-за домика, который стоит в углу, появляется белочка.

Белочка:

Здравствуйте, дети, это я, белочка-затейница. Из какой я сказки?

Дети:

Сказка о Царе Салтане.

Белочка:

Помогите мне, пожалуйста!

Ведущий:

Мы с удовольствием тебе поможем, что случилось?

Белочка:

Хотя  сама живу в сказке Пушкина, но многие слова в его сказках мне не понятны. Объясните мне их, пожалуйста. Ну вот например: «темница», «пряжа», «царевна тужит», «неведомые дорожки»…

Почему же Пушкин применил именно эти слова? Ведь он был человек образованный, знал, что слова устаревшие.

Дети:

Эти слова настоящие, русские, а Пушкин хотел, чтобы его сказки были именно русскими.

Белочка:

Спасибо! Вижу, умные дети, а что еще они умеют делать?

Ведущий:

Ну, что, повеселим Белочку? Сыграем ее любимую песенку?

Дети берут музыкальные инструменты. Оркестр исполняет мелодию «Во саду ли, в огороде». Белочка с платочком танцует.

Ведущий:

Понравилось ли тебе, Белочка, наше выступление?

Белочка:

Спасибо, очень понравилось. До свидания. Мне пора.

Ведущий:

Это великий наш поэт,

Я покажу его портрет,

Сказок много он писал.,

Вряд ли, кто их не читал.

Няня у него была,

 Много знала их она.

А как звали няню А.С. Пушкина?

Дети:

Арина Родионовна.

Ведущий:

Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково – мамушкой. Она была мастерица петь песни и рассказывать сказки.

Входит Арина Родионовна.

Арина Родионовна:

Я начну сказку, а кончайте,

Хором сказку продолжайте.

Стал он кликать… (золотую рыбку)

Месяц, месяц, мой … (дружок)

Позолоченный … (рожок)

Вот, мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка … (золотого петушка)

Бедный поп подставил … (лоб)

С первого щелчка прыгнул поп … (до потолка)

Со второго щелчка лишился поп … (языка)

В какой сказке яблоко стало причиной беды?

Дети:

Сказка о мертвой Царевне

Арина Родионовна:

Сказки Вы знаете! А умеете ли отгадывать загадки?

Стоит толстячок подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит.

Никогда не ест, а только пьет?   (Самовар)

Кто в избе рогат?

Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает?  (Ухват)

Стоит столбом, горит огнем,

Ни жару, ни пару, ни угольков?   (Свеча)

Концами над водой висит,

Середкой на плече лежит?   (Коромысло)

Два братца пошли в речку купаться?  (Ведра)

Он по горнице гуляет,

Пыл и мусор собирает.

40 братцев вместе живут,

Пыль и мусор метут?  (Веник)

Арина Родионовна приглашает детей к столу, обращая внимание на посуду. Уточняет с детьми, как называется эта посуда. Из какого материала она сделана (чугун, глина, дерево). Просит заглянуть в один из горшков. Дети узнают гречневую кашу. Вспоминают пословицу: «Гречневая каша – матушка наша, а Хлеб ржаной наш отец родной».

Во втором горшке каша из размолотых пшеничных зерен и называется она «полба» («Полба» из «Сказки о папе и работнике его Балде»).

Демонстрирует рисунки: корыто, балалайка, сани, коромысло.

Арина Родионовна напоминает детям, что они на посиделках и предлагает поиграть в русскую народную игру «Корчага» (узнай по голосу). После игры Арина Родионовна говорит, что у них в гостях веселые ребята, они Вас порадуют шутками (прилагаются). Затем водят хоровод с Ариной Родионовной, после хоровода Арина Родионовна предлагает отведать «полбы», попить чай с караваем. Спрашивает детей, по какой сказочной стране они путешествовали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"

Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...

Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»

Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...

Консультация "Беседа о литературном произведении в литературном образовании"

Что такое беседа?Структура беседы. Беседы о литературном произведении...

Конспект литературной игры в подготовительной группе «Литературный форт Боярд»

Конспект литературной игры в подготовительной группе «Литературный форт Боярд»...

Программа кружковой работы "Литературное наследие" (по ознакомлению детей старшей и подготовительной групп с литературным наследием русского и башкирского народов.

В данную кружковую работу входит: произведения устного творчества русского и башкирского народов, классическая детская литература (русская и башкирская). Основная задача кружковой работы "Литерат...