Литературный досуг-викторина "Лукоморье"
план-конспект занятия по художественной литературе по теме
Предварительный просмотр:
Предварительная работа:
- Беседа о детстве А.С. Пушкина;
- О няне Арине Родионовне Матвеевой;
- Просмотр диафильмов по сказкам А.С. Пушкина;
- Чтение сказок: «Сказка о Царе Салтане»;
- «Сказка о Рыбаке и Рыбке»;
- «Сказка о Золотом Петушке»;
- «Сказка о Мертвой Царевне и семи Богатырях».
Воспитатель: «Сегодня, ребята, мы с Вами отправляемся в сказочную страну под названием «Лукоморье». Как Вы думаете, почему эта страна называется «Лукоморье»? В какой сказке А.С. Пушкина упоминается это название?
(ответы детей)
Воспитатель: | Давайте посидим под дубом и прочтем все вместе эту сказку». |
(Во время чтения книги могут происходить чудеса).
Появляется кот.
Кот: | Здравствуйте, ребята, а Вы узнали кто я и откуда? |
Дети: | Кот ученый. |
Кот: | Давайте поиграем. Я буду начинать сказку, а Вы продолжать ее: Ель растет перед дворцом, А под ней …. (хрустальный дом) Белка там живет ручная, Да …. (затейница какая) Три девицы под окном Пряли … (пряжу вечерком) Кабы я была Царицей, Говорит одна девица, - То – на весь крещеный мир (приготовила б я пир) Вот, пошел он к синему морю, Видит – море слегка разыгралось. Стал он кликать… (золотую рыбку) Приплыла к нему рыбка, спросила: … («Чего тебе надобно, старче?») |
Кот: | Что же старик просил у рыбки? |
Дети: | Корыто, избу, старуха захотела стать дворянкой, царицей, владычицей морскою. |
Кот: | Как закончилась сказка? |
Дети: | Рыбка молча уплыла и остались старик со старухой у разбитого корыта. |
Кот: | На моем дубе есть картинки. Я их Вам сейчас покажу, а Вы отгадайте, из каких они сказок. |
Ответы детей.
Кот: | Мне пора с Вами прощаться и возвращаться обратно в волшебную книгу. |
Ведущий воспитатель: | Ребята, садитесь поближе на ковер. Мы продолжим читать: Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет… Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого. Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят… Снова князь у моря ходит, С сня моря глаз не сводит. |
Ведущий: | Ребята, тихо, видите по морю Лебедь белая плывет. |
Лебедь: | Здравствуй, князь, ты мой прекрасный. Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему? |
Ведущий: | Князь Гвидон ей отвечает. |
Князь: | Грусть – тоска меня съедает; Чудо чудное завесть Мне б хотелось. Где-то есть Ель в лесу, под елью белка: Диво, право, не безделка – Белка песенки поет, Да орешки всегрызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд; Но, быть может, люди врут. |
Лебедь: | Свет о белке правду бает; Это чудо знаю я. Полно, князь, душа моя, Не печалься; Рада службу Оказать тебе я в дружбу. |
Ведущий: | С ободренною душой Князь пошел к себе домой. Лишь ступил на двор широкий – Что ж? Под елкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызет орех. |
Из-за домика, который стоит в углу, появляется белочка.
Белочка: | Здравствуйте, дети, это я, белочка-затейница. Из какой я сказки? |
Дети: | Сказка о Царе Салтане. |
Белочка: | Помогите мне, пожалуйста! |
Ведущий: | Мы с удовольствием тебе поможем, что случилось? |
Белочка: | Хотя сама живу в сказке Пушкина, но многие слова в его сказках мне не понятны. Объясните мне их, пожалуйста. Ну вот например: «темница», «пряжа», «царевна тужит», «неведомые дорожки»… Почему же Пушкин применил именно эти слова? Ведь он был человек образованный, знал, что слова устаревшие. |
Дети: | Эти слова настоящие, русские, а Пушкин хотел, чтобы его сказки были именно русскими. |
Белочка: | Спасибо! Вижу, умные дети, а что еще они умеют делать? |
Ведущий: | Ну, что, повеселим Белочку? Сыграем ее любимую песенку? |
Дети берут музыкальные инструменты. Оркестр исполняет мелодию «Во саду ли, в огороде». Белочка с платочком танцует.
Ведущий: | Понравилось ли тебе, Белочка, наше выступление? |
Белочка: | Спасибо, очень понравилось. До свидания. Мне пора. |
Ведущий: | Это великий наш поэт, Я покажу его портрет, Сказок много он писал., Вряд ли, кто их не читал. Няня у него была, Много знала их она. А как звали няню А.С. Пушкина? |
Дети: | Арина Родионовна. |
Ведущий: | Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково – мамушкой. Она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. |
Входит Арина Родионовна.
Арина Родионовна: | Я начну сказку, а кончайте, Хором сказку продолжайте. Стал он кликать… (золотую рыбку) Месяц, месяц, мой … (дружок) Позолоченный … (рожок) Вот, мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка … (золотого петушка) Бедный поп подставил … (лоб) С первого щелчка прыгнул поп … (до потолка) Со второго щелчка лишился поп … (языка) В какой сказке яблоко стало причиной беды? |
Дети: | Сказка о мертвой Царевне |
Арина Родионовна: | Сказки Вы знаете! А умеете ли отгадывать загадки? Стоит толстячок подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем чай пить велит. Никогда не ест, а только пьет? (Самовар) Кто в избе рогат? Бычок рогат, в руках зажат, Еду хватает, а сам голодает? (Ухват) Стоит столбом, горит огнем, Ни жару, ни пару, ни угольков? (Свеча) Концами над водой висит, Середкой на плече лежит? (Коромысло) Два братца пошли в речку купаться? (Ведра) Он по горнице гуляет, Пыл и мусор собирает. 40 братцев вместе живут, Пыль и мусор метут? (Веник) |
Арина Родионовна приглашает детей к столу, обращая внимание на посуду. Уточняет с детьми, как называется эта посуда. Из какого материала она сделана (чугун, глина, дерево). Просит заглянуть в один из горшков. Дети узнают гречневую кашу. Вспоминают пословицу: «Гречневая каша – матушка наша, а Хлеб ржаной наш отец родной».
Во втором горшке каша из размолотых пшеничных зерен и называется она «полба» («Полба» из «Сказки о папе и работнике его Балде»).
Демонстрирует рисунки: корыто, балалайка, сани, коромысло.
Арина Родионовна напоминает детям, что они на посиделках и предлагает поиграть в русскую народную игру «Корчага» (узнай по голосу). После игры Арина Родионовна говорит, что у них в гостях веселые ребята, они Вас порадуют шутками (прилагаются). Затем водят хоровод с Ариной Родионовной, после хоровода Арина Родионовна предлагает отведать «полбы», попить чай с караваем. Спрашивает детей, по какой сказочной стране они путешествовали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...
литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"
Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...
Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»
Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...
Консультация "Беседа о литературном произведении в литературном образовании"
Что такое беседа?Структура беседы. Беседы о литературном произведении...
Конспект литературной игры в подготовительной группе «Литературный форт Боярд»
Конспект литературной игры в подготовительной группе «Литературный форт Боярд»...
Программа кружковой работы "Литературное наследие" (по ознакомлению детей старшей и подготовительной групп с литературным наследием русского и башкирского народов.
В данную кружковую работу входит: произведения устного творчества русского и башкирского народов, классическая детская литература (русская и башкирская). Основная задача кружковой работы "Литерат...