Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennost_liter_gostinoy.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
Говоря о жанре «литературных гостиных», стоит обратиться к его истокам, насчитывающим без малого две сотни лет. Начиная с 20-х годов XIX века, русская культура переживала необычайный подъём: победное завершение мучительной войны с Наполеоном, встряска общества в связи с восстанием декабристов, а затем и падение крепостного права, развитие экономики, − эти и другие факторы стали стимулом и для культурного развития. Одной из пышно расцветших форм стала салонная культура, распространившаяся в дворянской среде. Среди дворян было множество образованнейших людей, обладателей обширных библиотек, тонких ценителей мировой философской мысли, литературного и музыкального творчества. Чтобы находиться в контексте «текущих трендов», как мы бы сказали сейчас, аристократы собирали вокруг себя себе подобных, а также тех, кто был носителем и трансформатором культуры и общества в целом. Несмотря на светский характер гостиных, именно здесь часто зарождались движения, которые давали направление общественной мысли на ближайшие десятилетия.
Московский генерал-губернатор, князь Дмитрий Владимирович Голицын, получив от шефа Третьего отделения А. Х. Бенкендорфа неудобное указание наблюдать за «пушкинским кружком», нашел выход, не только не унижающий достоинства благородного человека, но и на ура принятый самими литераторами. Князь Голицын организовал у себя культурный салон, тем самым предоставив вольнодумным умам площадку для высказываний. Четверги у князя имели большой успех в Первопрестольной. Один из поэтов пушкинского круга даже сокрушался: «Ну почему на наших сборищах так скучно, а у Голицына так весело?..»
Умение держать салон П. А. Вяземский называет «искусством». Эта элегантная и тонкая форма общественной жизни балансировала на грани серьёзности и развлечения, личного и публичного. Здесь все должны были чувствовать себя непринуждённо, но в то же время не выходить за рамки светских приличий. Лучше всего рулить таким деликатным делом могли женщины. Не случайно обычно именно они были хозяйками салонов.
Цели литературной гостиной:
- информационно – предметная – расширение литературного образования;
- деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения с искусством, творческими людьми;
- ценностно - ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.
Литературная гостиная — более гибкая форма работы, предполагающая:
- свободное общение на литературном материале;
- действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов;
- “живой” диалог “на равных”.
Рамки «Литературной гостиной» позволяют проводить встречи с писателями и поэтами местного уровня, литературные чтения, ставить спектакли, разрабатывать литературно-музыкальные композиции, активно участвовать в различных творческих конкурсах, пытаться писать свои стихи и не бояться читать их.
Таким образом, литературная гостиная воспитывает чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности детей, творческое воображение, развивает мышление.
Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию.
Мы попытались вернуть исконное понимание термина “литературная гостиная”, оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности детей в социализации, самовыражении и самосовершенствовании.
Особенность «Литературной гостиной» заключается в том, что она может объединить детей разных возрастных групп (средней, старшей и подготовительной) и разного уровня подготовки. В ней могут участвовать педагоги и родители, выпускники ДОУ – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема : «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Тематическое планирование деятельности по самообразованию...
«Формирование духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в реализации Патриотического акта «Мәңгілік Ел»
Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. А что такое Родина?...
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема : «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
для работы по саообразованию...
Отчет по самообразованию по теме: «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...
Ценность туристических прогулок для детей дошкольного возраста с РАС
Создание условий для полноценного развития детей дошкольного возраста с РАС...
«Формирование ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста через использование в режимных моментах упражнений, направленных на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия»
Статья для педагогов по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия...