Программа кружковой работы "Литературное наследие" (по ознакомлению детей старшей и подготовительной групп с литературным наследием русского и башкирского народов.
рабочая программа по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
В данную кружковую работу входит: произведения устного творчества русского и башкирского народов, классическая детская литература (русская и башкирская). Основная задача кружковой работы "Литературное наследие" - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Литературное наследие" | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад №169 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
План кружковой работы на 2020-2021г.
группы «Ягодка»
« Литературное наследие русских и башкирских писателей»
Воспитатель:
Нуркаева З.К.
Уфа-2020
Цели:
- Продолжать работу по формированию интереса к произведениям русских и башкирских писателей.
- Познакомить детей с новыми произведениями. Учить различать жанровое разнообразие литературных произведений.
- Помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
- Воспитывать чуткость к художественному слову.
- Пополнять литературный багаж детей.
- Учить детей чувствовать красоту и выразительность языка произведения.
Литература:
1. Агишева Р.Л. Фольклор и литература Башкортостана: Учебная хрестоматия для дошкольного и младшего школьного возраста. – Уфа, Китап 2011.
2. Агишева Р. Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ и учителей начальных классов. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011г.
3. Гасанова Р.Х. Я Родину свою познать хочу: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа – Уфа: Издательство БИРО, 2007г.
4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. 2-е издание, М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Гриценко З.А. Детская литература и методика приобщения к чтению. М.: Изд.Центр «Академия, 2012.
6. Маршак С.Я. О талантливом читателе. Воспитание словом (электронный ресурс).
Пояснительная записка.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.
В нашу кружковую работу входит:
* произведения устного творчества русского и башкирского народов;
* классическая детская литература (русская и башкирская);
* современная литература (русская и башкирская).
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.
В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах, в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском малыш общается самостоятельно.
Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать. Поэтому нами была разработана примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. Здесь проводится непосредственно образовательная деятельность ознакомительного, познавательного направления, включающая в себя интеграцию художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. НОД в кружке проводится один раз в неделю во второй половине дня по подгруппам. Тематика составлена по временам года, сезонным, общественным явлениям. Мы старались охватить как можно больше жанров и форм литературных произведений.
Перспективный план занятий кружка «Литературное наследие»
(произведения русских и башкирских писателей, башкирский фольклор). Подготовительная группа.
Сентябрь.
1. Чтение стихотворения М.Волошина «Осенью».
Цель: Помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения. Прививать детям любовь к поэзии. Обратить внимание на выразительные средства (эпитеты, сравнения).
2. Чтение стихотворения Радифа Тимершина «Осень»
Цель: Закрепить представление об осенних природных явлениях. Формировать у детей умение правильно определять настроение, отраженное поэтом в литературном произведении, упражнять в подборе определений, сравнений, синонимов, антонимов.
3. Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цель: Познакомить детей со сказкой Пушкина. Обогащать словарный запас детей. Развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.
4. Рассказывание башкирской народной сказки «Лиса-сирота»
Цель: Формировать умение детей воспринимать содержание произведения; закреплять знания о жанровых особенностях сказок; подвести к пониманию образных выражений. Воспитывать нравственные качества: дружбу, чувство товарищества.
Октябрь.
1. Чтение литературной сказки А.Ремизова «Хлебный голос».
Цель: Создание условий по развитию интереса к художественной литературе. Формировать умение пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять поступки героев. Воспитывать чувство сострадания.
2. Чтение рассказа М.Буракаевой «Бабушка-солнышко»
Цель: Знакомство с литературным наследием М. Буракаевой. Воспитывать у детей любовь и уважение к близкому человеку: бабушке. Формировать умение слушать внимательно и учить кратко пересказывать содержание рассказа.
3. Чтение сказки В.И.Даля «Старик-годовик».
Цель: Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, формировать умение выделять главную мысль сказки, составлять рассказ-описание. Уточнять знания о временах года. Развивать монологическую и диалогическую речь детей, умение отвечать развернуто, обосновывая свой ответ. Воспитывать желание познавать новое.
4. Чтение стихотворения Анисы Тагировой «Березовая рощица – красавица из сказки»
Цель: Развивать образную речь, память. Учить находить образные выражения в тексте. Воспитывать чувство красоты, умение наслаждаться природой.
Ноябрь.
- Знакомство с творчеством Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Цель: Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника. Формировать умения осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки, обращать внимание на поэтические образы. Развивать речетворческие способности детей. Воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих.
- Чтение башкирской народной сказки «Ленивый сын».
Цель: Формировать представления о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг, ответственность, стыд, гордость). Развивать умение понимать смысл, литературную идею произведения. Воспитывать любовь и уважение к матери.
- Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза».
Цель: Помочь запомнить и выразительно читать произведение. Способствовать образному восприятию стихотворения. Развивать поэтический слух, речь, память, любовь к родной природе. Помогать детям почувствовать образный язык стихотворения.
- Знакомство с башкирской сказкой «Заяц и еж».
Цель: Знакомство с башкирским народом и его творчеством. Развивать театральные способности детей. Приобщать к литературе через инсценирование сказки.
Декабрь.
- Рассказывание сказки Д. Мамина-Сибиряка «Медведко».
Цель: Знакомство с произведением писателя. Создать условия для ознакомления детей с его творчеством. Формировать умение строить высказывания (что понравилось, почему).
- Заучивание стихотворения А. Игебаева «Курай».
Цель: Через поэтическое слово показать красоту звучания башкирского музыкального инструмента – курая. Развивать образную речь, память. Воспитывать умение наслаждаться музыкой курая.
- Чтение сказки «Белая уточка» из сборника сказок А. Афанасьева.
Цель: Познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать ее. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, стимулировать воображение, воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.
- Чтение башкирской народной сказки «Сарбай».
Цель: Познакомить с башкирской сказкой. Актуализировать знания детей о дружбе. Развивать слуховое восприятие, литературную речь. Воспитывать доброту, дружелюбие.
Январь.
- Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима».
Цель: Расширить и углубить знания детей о зиме, о ее основных особенностях. Формировать умение находить способы быстрого запоминания текста (кодирование), использовать в работе условные обозначения. Развивать память, воображение.
- Рассказывание башкирской народной сказки «Клубок». Сравнение с русской народной сказкой «Хаврошечка».
Цель: Формировать умение находить сходства и различия в построении идеи, характере героев обеих сказок, выделять выразительные средства, характеризующие главных героев. Воспитывать такие качества, как: трудолюбие, взаимопомощь, уметь ценить эти качества в человеке.
- Чтение и беседа по главам из книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города».
Цель: Формировать запас литературных художественных впечатлений, умение пересказывать содержание, давать характеристику героям, обогащать и расширять кругозор ребенка, словарный запас.
- Чтение стихотворения Б. Брехта «Зимний разговор через форточку».
Цель: Знакомство с творчеством поэта. Активизировать в речи детей слова, обозначающие чувства, настроение. Воспитывать доброжелательное отношение детей к птицам, желание заботиться о них.
Февраль.
- Чтение произведения М. Зощенко «Великие путешественники».
Цель: Познакомить с литературным произведением и с творчеством М. Зощенко. Формировать умение определять характер персонажей, отвечать на вопросы и задавать их. Формировать умение слушать произведение. Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы. Расширить знания детей о воде, познакомить с процессами очистки воды разными способами. Развивать умение сопереживать героям. Воспитывать патриотизм, чувство народного единства.
- Чтение башкирской народной сказки «Шумбай».
Цель: Знакомство с башкирской народной сказкой. Формировать умение понимать иносказательный смысл произведения: обличение жадности. Активизировать словарь детей.
- Чтение рассказа М. Пришвина «Курица на столбах».
Цель: Уточнить и расширить словарный запас по теме: «Домашние птицы». Развивать навыки планирования пересказа текста с опорой на наглядность; закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания.
- Рассказывание башкирской народной сказки «Как собака нашла себе хозяина».
Цель: Формировать умение воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы; различать части текста: начало, середина, конец; понимать переносное значение слов. Развивать интерес детей к художественной литературе. Формировать нравственные качества: доброту, заботу о близких.
Март.
- Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
Цель: Формировать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Упражнять в подборе эпитетов, сравнений.
- Чтение башкирской народной сказки «Петух-батыр».
Цель: Формировать умение воспринимать образное содержание сказки; ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.
- Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».
Цель: Познакомить детей с новым произведением. Формировать у детей умение чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.
- Рассказывание башкирской народной сказки «Заяц и лев».
Цель: Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, умение пересказывать сказку последовательно. Развивать память, образную речь.
Апрель.
- Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».
Цель: Уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии его от других литературных жанров. Формировать умение понимать юмор, комичность ситуации. Помочь детям вспомнить известные им рассказа такого жанра.
- Заучивание стихотворения Р. Тимершина «Пчела».
Цель: Формировать у детей умение интонационно передавать содержание произведения. Развивать память, речь.
- Чтение стихотворения З. Александровой «Родина».
Цель: Познакомить с новым произведением. Развивать эмоционально-нравственное отношение к природе, к Родине. Воспитывать любовь к Родине, к родной природе.
- Чтение рассказа М. Карима «В березовом лесу».
Цель: Формировать умение осмысливать литературный текст, закрепить представления о богатстве леса. Воспитывать чувство красоты, умение наслаждаться природой.
Май.
- Чтение стихотворения В. А. Жуковского «Жаворонок» (в сокращении).
Цель: Прививать детям любовь к поэзии, обогащать активный словарный запас, развивать слуховое внимание. Воспитывать любовь к природе родного края; чувство прекрасного.
- Чтение рассказа Г. Зайцева «Цветы и пчелы».
Цель: Через познавательный рассказ дать представление о том, как пчелы добывают нектар, какие цветы помогают пчеле добывать нектар. Развивать чуткость к восприятию образного языка рассказа.
- Чтение рассказа А. И. Куприна «Слон».
Цель: Познакомить с произведением Куприна «Слон», его творчеством. Формировать уумение оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения. Воспитывать у детей чувство сопереживания к больным людям. Развивать связную речь. Воспитывать литературный художественный вкус.
- Рассказывание башкирской народной сказки «Медведь и пчелы».
Цель: Формировать целостное восприятие художественного текста, упражнять в подборе антонимов, синонимов. Дать представление о ценности продукта – меда. Воспитывать чувство благодарности, заботы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника на основе мордовского и русского фольклора «У России – дочь Мордовия» К 1000 – летию единения мордовского народа с народами российского государства (для детей старшей и подготовительной групп)
В содержании сценария: песни, танцы, народные игры, стихи на русском, мордовском и татарском языках....
Досуг для детей старшей и подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа» (посиделки)
Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа»(посиделки)....
Сценарий праздника к 9 мая для детей старшей и подготовительной групп в ДОУ" Я помню! Я горжусь!". Цель: расширение знаний о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны, а также закрепление представления о празднике.
Сценарий праздника к 9 мая для детей старшей и подготовительной групп в ДОУ" Я помню! Я горжусь!". Цель: расширение знаний о государственных праздниках и историческом наследии наше...
Программа дополнительного образовательного кружка «Робототехника» для детей старших и подготовительных групп
Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире техники, устройстве конст...
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа...
Материал для ознакомления детей старшей и подготовительной группы общеразвивающей направленности с ПДД Тема: «Знаете ли вы ПДД?»
В статье предлагается материал из опыта работы по ознакомлению и закреплению материала по дорожной грамотности....
Материал для ознакомления детей старшей и подготовительной группы общеразвивающей направленности с ПДД Тема: «Знаете ли вы ПДД?»
В статье предлагается авторский материал, используемый в работе...