Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»
учебно-методический материал по художественной литературе (средняя группа) на тему
Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-речевых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, а также литературных развлечений и театрализованных игр), что нашло отражение в календарно-тематическом плане. В центре литературно-речевого развития в распоряжении детей программные и внепрограммные произведения. Например, природоведческого, познавательного характера, где дети знакомятся не только с произведениями литературы, а также с иллюстрациями известных художников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_doshkolnikov_s_literaturoy.docx | 19.99 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»
Ознакомление дошкольников с литературой
Литературная гостиная
«Час литературного чтения»
Возрастная группа детей: 4-5 лет
Составитель: Рыжкова М. В.
2018г.
Пояснительная записка
Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-речевых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, а также литературных развлечений и театрализованных игр), что нашло отражение в календарно-тематическом плане. С учетом средств организации предметно-развивающей среды с целью активизации самостоятельной литературной, художественно-речевой, театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. В центре литературно-речевого развития в распоряжении детей программные и внепрограммные произведения. Например, природоведческого, познавательного характера, где дети знакомятся не только с произведениями литературы, а также с иллюстрациями известных художников.
Задачи:
- Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
- Расширять «читательский» опыт за счет разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
- Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента.
- Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы, выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
- Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности.
Методы: последующая беседа, моделирование, театральные игры, чтение художественной литературы.
Планируемые результаты:
- Ребенок внимательно с интересом слушает чтение или рассказывание. Стремится к повторной встрече с произведением, его героями, просит взрослого прочитать новое литературное произведение.
- Легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям, героям, красоте некоторых художественных средств, отвечает на вопросы по содержанию, устанавливает причинные связи, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев, дает им элементарную оценку.
- Имеет представление о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица.
- Развиты умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: ребенок пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть стихи, потешки, загадки, охотно участвует в играх со звукоподражаниями и рифмами.
- Активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует иллюстрации , лепит и конструирует фигурки для театрализованных игр, создавая интересные образы героев.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование | |||||
Месяцы | Чтение | Рассказ | Пересказ | Заучивание наизусть | Рассказ по картине. |
Сентябрь 1 | К. Ушинский «Бодливая корова» Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы. | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы. Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей. | |||
2 | К. Чуковский «Федорино горе» Цель:учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. Помочь детям вспомнить и назвать сказки К. И. Чуковского , запомнить фамилию писателя. | М. Горький " Про Иванушку - дурачка". Цель:Обсудить с детьми поступки и характер главного героя, учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, передавать в речи свои впечатления. | |||
3 | Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...» Цель: вызвать интерес к стихотворению и желание его запомнить. Расширять у детей память и внимание, воспитывать доброжелательность, любовь к поэзии. | Картина «Овощи» Цель: Учить описывать овощи и фрукты правильно их называть, уточнять представления о фруктах и овощах, где они растут.. | |||
4 | Русская народная сказка Сказки «Лисичка – сестричка и волк" обр. М. Булатова. Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, воспитывать эмоциональное восприятие сказки; передавать интонацией голоса и характер персонажей. | Потешка «Ножки, ножки, где вы были?» Цель:Знакомить детей с малыми формами фолькора, расширять представления о грибах. | |||
Октябрь 1 | Д. Мамин-Сибиряк "Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост" Цель. Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара. | Картина «Заблудился» (с грибами) Цель: Обогащать представления детей о том, какие деревья растут в лесу. Ввести в словарь детей слова «хвойный, лиственный, смешанный». | |||
2 | Сказка «Лиса и козёл» Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь. | Шотландская народная песенка «Купите лук» пер. И. Токмаковой Цель:Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения; нравственный смысл произведения. | Картина «Мы играем в кубики, строим дом» Цель: Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы по картине и составлять короткий рассказ. | ||
3 | А. Милна «Винни пух и все, все,все» Цель: вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.. | Картина «Кошка с котятами» Цель: Учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей, активизировать в речи слова, обозначающие действия. | |||
4 | Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух» Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей. | В. Орлов «С базара» Цель: Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. | |||
Ноябрь 1 | Сказка Д. Биссет " Про мальчика, который рычал на тигров" Цель: Учить детей эмоционально воспринимать и понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь. | . | Картина «Река замёрзла» Цель: Развивать эстетическое восприятие картины, связную речь детей; воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе; | ||
2 | Русская народная сказка " Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; Воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду. | В. Орлов «Почему медведь зимой спит» Цель:Способствовать формированию умения вести диалог с педагогом, помочь научиться отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста. | |||
3 | С. Михалков «Дядя Стёпа» Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения | А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…» Цель:Конкретизировать знания детей о ветре, учить определять силу ветра, активизировать в речи соответствующие понятия. | |||
4 | Сказка М. Горького " Про Иванушку - дурачка". Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения.. | Е. Серов «Одуванчик» Цель:Учить детей использовать выразительные средства речи для передачи содержания стихотворения, воспитывать интерес к цветущим растениям, бережное отношение к ним. | |||
Декабрь 1 | К. Чуковский «Телефон» Цель: Продолжать учить детей слушать большую по объему текст, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения. | . | А.Барто «Я знаю, что надо придумать» Цель: Закрепить представления детей о сезонных изменениях, происходящих в природе. | ||
2 | Ш. Перо " Красная Шапочка". Цель: Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких | Картина «Катаемся на санках» Цель: Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, называть зимние развлечения, | |||
3 | Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором» (из поэмы Мороз, Красный нос) Цель: познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»; обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста | З. Александрова «Ёлочка» Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение | |||
4 | А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка» Цель: знакомство с стихотворением А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка». | Картина «Не боимся мороза» Учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки, продолжать учить выделять звуки в словах и правильно произносить. | |||
Январь 1 | Литературная сказка Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги ) Цель: Продолжить работу по формированию интереса к книге, учить детей по вопросам воспитателя рассказывать о характере главных героев, предлагать свои варианты действий. | Песенка «Дед хотел уху сварить…»? Цель: Развивать чувство ритма, закрепить знания о речных рыбах, способах ловли рыбы (удочкой, сетями) | |||
2 | Н. Воронкова «Как ёлку наряжали» Цель: Учить поддерживать беседу, эмоционально воспринимать литературное произведение | Е. Серова «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы») Цель: Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических произведений. Развивать творческое воображение, выразительность речи. | |||
3 | С. Михалков «А что у вас» Цель: учить проявлять чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением С. Михалкова | Потешка «Идёт лисичка по мосту» Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы. | |||
Февраль 1 | К. Чуковский «Тараканище» Цель: вспомнить с детьми произведения К. И. Чуковского; вызвать желание прочесть наизусть отрывки из его сказок; воспитывать чувство юмора, познакомить с новым произведением этого автора. | Картина «Саша и снеговик» Цель: Способствовать установлению связи между предметами по картине и явлениями. Учить подбирать прилагательные к существительным: мальчик, погода, снег. | |||
2 | Русская народная сказка «Мороз и заяц» Цель: знакомить с русскими сказками, слушать внимательно. | Ю. Кушак «Оленёнок» заучивание Цель: вызывать эмоциональный отклик на стихотворение (оленёнок). Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно; воспитывать чувство сопереживания; воспитывать интерес к художественным произведениям. | |||
3 | С. Есенин «Поёт зима , аукает» чтение Цель: Познакомить детей с поэтом С. Есениным, приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух. | Русская народная сказка «Заяц и ёж» Цель: учить пересказывать сказку, отвечать на вопросы воспитателя. | |||
4 | В. Бороздин «Звездолетчики» Цель: учить слушать произведение и отвечать на вопросы. | Н. Калинина «Про снежный колобок» Цель: учить составлять рассказ по опорным картинкам, эмоционально воспринимать литературное произведение. | |||
Март 1 | Е.Чарушин «Курочка» Цель: учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией своё отношение к содержанию; понимать образные выражения. | Картина «Лиса с лисятами» Цель: Продолжать учить составлять рассказ, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (лиса). | |||
2 | С. Маршак «Багаж» Цель: учить детей понимать содержание стихотворение его юмористический смысл. | Е. Баратынский «Весна, весна» Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. | |||
3 | Русская народная сказка «Кораблик» Цель: познакомить с русской народной сказкой кораблик. | С. Маршак «Про всё на свете» Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения С. Я. Маршка | |||
4 | В. Осеева «Сороки» Цель: учит слушать тексты, отвечать на вопросы педагога. | Потешка «Сидит ,сидит зайка» Цель: учить внимательно слушать потешку, воспитывать любовь к устному народному творчеству. | |||
Апрель 1 | Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим». Цель: учить слушать рассказ, переживать с героями, выделить главную мысль рассказа. | Повторение Цель: Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года | |||
2 | Л.Н. Толстой «У Вари был чиж» Цель:Учить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту. | Картина «Коза с козлёнком» Цели: Формировать умение внимательно рассматривать персонажей ,закрепление в речи названия животных и их детенышей. | |||
3 | Л. Толстой «Отец приказал сыновьям…» Цель: познакомить детей с произведением Л. Н. Толстого, учить внимательно, слушать рассказ; развивать внимание, память; отвечать на вопросы по содержанию рассказа. | Потешка «Кот на печку пошёл» Цель: : воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы. | |||
4 | Л. Толстой «Мальчик стерёг овец…» Цель: познакомить детей с произведением Л. Н. Толстого. | В. Берестов «Праздник мам» Цель :воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям | |||
Май 1 | Сказка " Три поросенка". Цель: Познакомить детей с английской сказкой, помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. | Картина «Брат и сестра на качелях « (лето) Учить высказываться на тему из личного опыта, уточнить понятие качели, учить правильно использовать предлоги и наречия. | |||
2 | Про маленького поросёнка Плюха (по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод) Цель: продолжение чтения глав. Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке. Развивать образность и выразительность речи | М. Лермонтов « Спи младенец мой прекрасный». Цель: заучивание стихотворения наизусть. | |||
3 | Л. Кассиль «Памятник советскому солдату» Цель: учить слушать художественное произведение формировать представление о героизме солдат. | Потешка «Иди, весна, иди, красна…» Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать радостному весеннему настроению. Помочь детям понять содержание потешки. | |||
4 | В. Бианки « Подкидыш». Цель: приучить детей внимательно слушать художественное произведение, оценивать поступки героев, учить отвечать на вопросы воспитателя. | Чтение потешки «Солнышко-ведрышко» Цель: познакомить детей с русской народной потешкой, учить внимательно, слушать и понимать смысл прочитанного произведения, активизировать словарь, ознакомить детей с приметами весны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (с подготовкой к восприятию) Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
Познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (с подготовкой к восприятию) Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
Познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни....
Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"
Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе. Чтение сказки «Три медведя».
Чтение сказки «Три медведя»...
«Освоение культурного опыта дошкольниками, через встречи в «Музыкальной и литературной гостиной»
Вызов нового времени актуализировал создание оптимальных условий для обогащения социального опыта дошкольников в процессе освоения ценностей культуры. Одним из средств формирования личностных качест...
Дидактическая игра по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Литературное лото»
Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают...
Ознакомление дошкольников с литературой «Час литературного чтения»
Пояснительная запискаОсвоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совмест...