Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе по теме "Звуковая культура речи. Автоматизация звука [ш]"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шокина Надежда Александровна

Цель занятия: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.

Основные задачи занятия:

§  уточнить артикуляцию и правильное про­изнесение звука [ш];

§  учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;

§  развитие артикуляторной моторики;

§  упражнять в определении наличия звука [ш] в слогах;

§  отрабатывать словоизменение;

§  развивать фонематический слух, зрительное восприятие, память, воображение, словесно – логическое мышление;

§  воспитывать умение слушать других.

Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.)

Для занятия понадобится картотека по упражнениям артикуляционной гимнастики, полоска бумаги, ватный шарик, два кубика, картотека картинок для работы над словами, игрушечный микрофон, индивидуальные карточки, карандаши.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №42»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

по теме

«Звуковая культура речи.

Автоматизация звука [ш]»

ВЫПОЛНИЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №42»

Шокина Надежда Александровна

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2017


1. Тема занятия: Автоматизация звука [ш] в слогах и словах.

Цель занятия: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.

2. Основные задачи занятия:

  • уточнить артикуляцию и правильное произнесение звука [ш];
  • учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;
  • развитие артикуляторной моторики;
  • упражнять в определении наличия звука [ш] в слогах;
  • отрабатывать словоизменение;
  • развивать фонематический слух, зрительное восприятие, память, воображение, словесно – логическое мышление;
  • воспитывать умение слушать других.

3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.)

Для занятия понадобится картотека по упражнениям артикуляционной гимнастики, полоска бумаги, ватный шарик, два кубика, картотека картинок для работы над словами, игрушечный микрофон, индивидуальные карточки, карандаши.

4. План занятия:

Этап

Ход занятия

Подготовительный

Организационный момент.

В: Здравствуйте, ребята!

Я рада всех вас видеть!

Давайте приступим к нашему занятию по развитию речи.
Сегодня мы с вами поиграем со звуком [ш].

Подготовка к занятию.

Самомассаж.

Дети вместе с воспитателем выполняют самомассаж мимических мышц лица.

Артикуляционная гимнастика.

В.: Давай сейчас разомнем губы:

  • «Улыбка». Улыбнись, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживай улыбку на 5 счетов.
  • «Трубочка». Вытяни губы трубочкой и произноси длительно звук [У], но без участия голоса.
  • «Двери открываются». Медленно открой рот и удерживай губки в положении «Улыбка».
  • «Зайчик». Сделай «Улыбку» и подними верхнюю губу (наморщи нос), а затем опусти на место.
  • Потом опусти нижнюю губу и открой нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повтори 5—7 раз.

В.: А теперь мы поиграем с язычком:

  • «Блинчик». Положи широкий ненапряженный язычок на нижнюю губу, следи, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубки обнажены.
  • Дуй узкой струей воздуха, чтобы получился желобок по средней линии языка. Повтори 5—7 раз.
  • «Вкусное варенье». Оближи широким языком верхнюю губу сверху вниз. Повтори 5—7 раз.
  • «Кошечка». Загни широкий кончик языка вверх, к носу. Повтори 5—7 раз.
  • «Качели». Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язычок за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживай в таком положении под счет от одного до пяти. Потом подними широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживай под счет от одного до пяти. Поочередно меняй положение языка 4—6 раз.

Дыхательные упражнения

В.: А теперь давай поиграем в ветерок:

  • «Ветерок». Дуй сквозь сближенные губы на полоску бумаги. Как она будет качаться?
  • «Загнать мяч в ворота». Вытяни губы вперед трубочкой и длительно дуй на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), забей гол в ворота. Следи, чтобы на надувались щеки. Повторим 5-7 раз.
  • «Фокус». Улыбнись, приоткрой рот, положи широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуй ватку, положенную на кончик носа. Посмотри, воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх! Давай попробуем 5-7 раз.

  Дети: Здравствуйте!

 

 

Дети выполняют артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения по картотеке и инструкциям воспитателя.

 

Основной

Повторение артикуляционного уклада

В.: Давай с тобой вспомним, как нужно правильно произносить звук [ш]:

  • губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью;
  • язык поднят вверх, к твердому небу, образует с ним щель;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • воздух теплый, струя направлена по середине языка вверх.

В: Молодцы! Все правильно!

Отработка изолированного звука [ш]

В: Вы слышали, как шипят змеи? Давайте споем «песенку змеи». Произнесите звук [ш] длительно на одном выдохе: ш-ш-ш-ш-ш...

В: Хорошо! Очень похоже получилось.

Отработка звука [ш] в слогах и словах

В: Повторяйте за мной:

Ша-ша-ша,

шо-шо-шо,

шу-шу-шу,

ши-ши-ши,

ша-шо-шу-ши.

В: Хорошо!

В: Давайте похлопаем в ладоши. Я буду называть слоги, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [ш]: са, ша, му, сэ, шо, ло, шу, су, цы, со, ща, ча, ши, со, са, цо, шо.

В: Молодец!

В: А теперь повторяйте за мной:

аш - ош - уш - ыш - иш - еш - ёш - юш – яш.

В: Хорошо!

В:  Слушайте внимательно и повторяйте за мной такие слоги:

Аша - ашо - ашу - аши

Оша - ошо - ошу - оши

Уша - ушо - ушу - уши

Иша - ишо - ишу – иши

В: Поиграем снова в эхо. Повторяйте за мной:

шта - што - шту – шты

ашт - ошт - ушт – ышт

тша - тшо - тшу – тши

шка - шко - шку – шкы

кша - кшо - кшу – кши

акш - окш - укш – ыкш

В: Интересно получается, правда?

В: Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в дикторов на радио. Вот наш микрофон, передавайте его по цепочке.

Мираслава, будешь первой? Произнеси четко слово:

шайба, шахматы, шахта, шаг, шампиньон, шов, шепот, шум, шутка, шут, шутить, шипы, шить, шифон, шипеть, шея, шептать, штанга, шкаф, швы, швея, шпагат.

В: Посмотрите внимательно на картинки на нашей доске и скажите, что здесь нарисовано.

В: Молодец! Хорошо справились.

В: А теперь поиграем в игру «Много – нет», «1-2-5» со словами: шампиньон, мышка, шкаф, шляпа.

В: Ребята, мы сегодня разучим такое стихотворение:

Мышонку шепчет мышь:

- Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши

- Шуметь я буду тише.

Говорите с интонацией, выделяйте громкие и тихие фразы.

 В: Ребята, повторяйте за мной веселые чистоговорки:

Ши-ши-ши - шина, шило, камыши.
Ша-ша-ша - купаем голыша.
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ша-ша-ша - выходи из камыша.
Шо-шо-шо - Паша пишет хорошо.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Шу-шу-шу - помогите малышу.
Шу-шу-шу - Маша кушает лапшу.
Шу-шу-шу - шубу новую ношу.

Ше-ше-ше - кошка в шалаше.
Ше-ше-ше - шепчет Шура в шалаше.
Ши-ши-ши - ну-ка, попляши.
Ши-ши-ши - на поляне малыши.
Ши-ши-ши - кашу ешьте, малыши.
Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши.

В:  Ребята, у вас на столах карточки. Найдите на картинке, как можно больше предметов со звуком Ш и раскрасьте их.

 

 

 

Дети выполняют артикуляционную позу.

Дети: Ш-ш-ш-ш-ш…

Дети: Ша-ша-ша

Дети: Шо-шо-шо

Дети: Шу-шу-шу

Дети: Ши-ши-ши

Дети: Ша-шо-шу-ши

Дети хлопает на соответствующие слоги.

Дети повторяют.

Д: Аша - ашо - ашу - аши

Д: Оша - ошо - ошу - оши

Д: Уша - ушо - ушу - уши

Д: Иша - ишо - ишу - иши

Д: шта - што - шту – шты

Д: ашт - ошт - ушт – ышт

Д: тша - тшо - тшу – тши

Д: шка - шко - шку – шкы

Д: кша - кшо - кшу – кши

Д: акш - окш - укш – ыкш

Дети четко произносят слова со звуком [ш]

Дети: Шапка, шампунь, шуба, шумовка, шина, шиповник, гуашь, душ, финиш, мышь, камыш, каша, башня, башмак, капюшон, кошка.

Дети упражняются в словоизменении.

Дети разучивают стихотворение, отрабатывая выразительность и плавность речи.

Заключительный

В.: Сегодня мы с вами отрабатывали звук [ш]. Вы молодцы, очень старались.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»

Программное содержание:Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадк...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи».

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с  ОНР на тему: «Автоматизация звука [Ч] в связной речи».    ...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР на тему: «Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях»...