Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программное содержание:
Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадками, чистоговорками. Развивать фонематический слух детей, учить дифференцировать звуки [С] - [Ц] изолированно, в словах, в собственной речи и в рифмованных текстах. Воспитывать внимание и активность детей, умение работать в паре, принимать совместное решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_s-ts.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»
Программное содержание:
Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадками, чистоговорками. Развивать фонематический слух детей, учить дифференцировать звуки [С] - [Ц] изолированно, в словах, в собственной речи и в рифмованных текстах. Воспитывать внимание и активность детей, умение работать в паре, принимать совместное решение.
Материал и оборудование:
Игрушка Карлсон, кроссворд, конверты с картинками для определения звуков [С] и [Ц], иллюстрации к чистоговоркам, фишки -«конфеты».
Ход занятия:
1.Вводная часть. Приветствие.
Артикуляционная гимнастика
1) Упражнение «Улыбка»
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
2) Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.
2. Основная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что за дверью слышен какой-то шум, вносит Карлсона.
Воспитатель:
- Ребята, вы узнали кто это?
Это Карлсон и он просит помочь ему разгадать кроссворд. Поможем?
На доске размещается кроссворд, детям загадывается загадка:
1)Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
(Слон)
(Слово вписывается воспитателем в кроссворд.)
- С какого звука начинается слово «слон»? (с)
- А теперь произнесите звук [с] протяжно. На что похоже? (на песенку водички)
- Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук [с], и ладошками покажем, как мы умываемся водичкой.
- Следующая загадка:
2)Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки.
Кто это?»
(Цыпленок)
- Верно, подходит (Слово записывается в кроссворд)
- С какого звука начинается слово «цыпленок»? (ц)
- На чью песенку похож этот звук? (на песенку белочки)
- Попробуйте произнести звук [ц], и покажем, как белочка машет хвостиком (Дети произносят, и выполняют движение кистью правой руки вправо)
- Ребята давайте научим Карлсона различать эти два звука [С] и [Ц], а он посидит и послушает как мы занимаемся.
Игра «Поймай звук»
- Давайте договоримся, - предлагает педагог,- если вы услышите звук [с], делайте руками движения, как бы умываясь (показывает, не касаясь руками лица). А если услышите звук [ц], махните правой рукой, как белочка машет своим пушистым хвостом (делает движение кистью правой руки вправо).
Затем воспитатель произносит то звук [с], то звук [ц]. Сначала задание выполняется детьми совместно, затем опрашивается несколько детей по очереди.
- Эти звуки встречаются во многих словах. Покажите-ка, какой звук слышится в слове «солнышко», в словах «цыпленок, сом, оконце, цапля, ослик, целебная, осенний, огурец».
Затем дети сами называют слова со звуком [Ц] (за правильный ответ дается фишка).
Такая же работа проводится со звуком [С].
Физкультминутка.
Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)
Мы идём в осенний лес
Много в том лесу чудес!
По тропинке мы шагаем –
Выше ноги поднимаем!
По листочкам – на носочках,
По кочкам – на пятках.
К солнцу руки протянули,
На пушиночку подули,
Листья пёстрые мелькают,
Словно бабочки летают,
И на землю опадают.
Д\ игра «Узнай звук в слове»
- Ребята, а у нашего Карлсона есть еще одно задание для вас. Он принес вам письма с картинками, в которых нужно тоже отыскать песенку водички или белочки. (Детям на каждый стол раздаются картинки в конвертах)
- Посмотрите свои картинки, и вдвоем решите - какой звук есть в вашем слове, чья песенка. А затем мы разместим на доске ваши картинки под белочкой или водой, смотря какой звук вы найдете в слове.
За правильное выполнение задания пара получает фишку.
Чистоговорки
- А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками [с] и [ц]. (На доске размещаются иллюстрации к чистоговоркам)
Са-са-са – на траве лежит роса.
Су-су-су – в лесу увидели лису.
Си-си-си – в пруду живут караси.
Ся-ся-ся – мы поймали карася.
Со-со-со – спустилось колесо.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы
- С каким звуком эти чистоговорки? (с)
Ица-ица-ица – прилетела к нам синица.
Цу-цу-цу – дала всем по яйцу,
Цы-цы-цы –в гнезде пищат птенцы
Вец-вец-вец – хорошо пот певец.
Цо-цо-цо – снесла курица яйцо
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
- С каким звуком чистоговорки? (ц)
(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)
Игра «Досккажи словечко»
Как у нашей у бабуси
Во дворе гогочут …(гуси)
Утром заплели сестрички
Аккуратные… (косички)
Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал … (заяц)
По ночам сове не спится,
Ведь сова ночная …(птица)
Вазу мы наполним сами
Разноцветными … (цветами)
Рефлексия. Подведение итогов.
- Молодцы ребята, здорово у вас получается играть со звуками. Какие звуки мы сегодня с вами повторяли? (песенку водички и белочки). Все справились с заданиями, давайте теперь посмотрим - кто же старался лучше и у кого больше фишек-конфет?
Нашему гостю – Карлсону пора улетать к своему другу Малышу. Может быть, мы подарим им свои конфетки? Пусть порадуются! (Дети складывают конфеты в сумку Карлсона и провожают его в раздевалку поближе к окну, чтобы он мог «улететь», а потом обязательно вернуться.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...
Конспект совместной организованной деятельности с детьми старшей группы по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]»
Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»
Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"...
Конспект занятия по развитию речи старшая группа на тему: "Звуковая культура речи. Звук (р) в словах.
Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах)Задачи:Образовательные:Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориент...