Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]». воспитатель Малеева А.В.

https://www.maam.ru/images/users/avatars/d61f4347ec8aa82d31a67e064c954663.jpgЦель. Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж.

Задачи.

1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и Ж.

2. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

3. Воспитывать дружелюбие, любовь к животным.

Начало занятий:

1. Фонетическая разминка.

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

(Проговорить 3-4 раза, хором и индивидуально).

2. Игра «Поймай звук в слове»

- А теперь я буду называть слова, в которых есть звуки /З/ или /Ж/, слушайте внимательно и называйте, какой звук - /З/ или /Ж/ - слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук - в начале или середине слова.)

Жадина, зонт, жёлтый, зима, земля, чиж, гроза, лыжник, злюка, обжора, змея, стужа, уж и т. д.

Игра "Хлопни или топни". (Проводится на ковре).

- Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук З, топните ногой, если услышите звук Ж :

Жираф, зверек, зима, пирожок, зонт, книга, желтый, звезда, чижик, рыжий, журавль, зуб, зерно, весна и т. д. (Похвалить детей, которые первыми обнаружили лишние слова).

- А теперь выполняют задание только девочки (мальчики проверяют) :

Журнал, заяц, зимовье, животное, кружка, Жанна, знак, ваза, флажок и т. д.

- Сейчас выполняют задание мальчики (девочки проверяют) :

Ложка, зубы, жук, озорник, ужалить, пружина, Зина, зубр, сажа и т. д.

Чистоговорки:

ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.

ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.

ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.

ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.

Дети произносят чистоговорки тихо, громко, шепотом.

Физкультминутка

Ежик топал по тропинке

И грибочки нес на спинке

(ходьба на месте).

Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша

(ладошками шуршим).

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгай-ка.

В огороде чем-то, ловко

Раздобыл косой морковку

(прыжки на месте).

Игра "Доскажи словечко"

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

Живо угадай-ка, кто же это?. (Зайка.)

Я сижу едва не плача,

Очень трудная. (задача).

Двор в снегу, белы дома,

Ночью к нам пришла. (зима).

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю ….(зарядку!

В речке проживает щука

А зовут ее все (злюка).

Светит солнце, светит ярко,

Всем нам стало очень (жарко).

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его… (арбуз).

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель(ёжик).

Игровое задание

- Ребята, есть такие хитрые слова, в которых не один звук /Ж/, а целых два, не один звук /З/, а два звукаДавайте поиграем: «Если в слове, которое я произнесу, услышите один звук ж, хлопните в ладоши один раз, если услышите два звука – хлопните два раза : со звуком /Ж/ - жук, жужелица, жемчуг, жемчужина, жир, жажда».

со звуком /З/ - звезда, земля, зигзаг, зубило, зазубрина, зоб, заказ, заноза, роза.

- Ребята, все ли слова знакомы вам или есть незнакомые и непонятные слова?

- Какое слово понравилось произносить?

Чтение стихотворения Н. Венгрова «Застукалка» :

У чижа, у чиженьки

Хохолочек рыженький.

Чиж!

Чиж!

Чиж!

Чиж!

- Видел ли кто-нибудь чижа?

- Как вы думаете, почему эту птичку ласково называют чиженька? («Это веселая пичужка, если ей хорошо в неволе, она щебечет».)

- Определите, сколько слов со звуком /ж/ встречается в этом стихотворении. (Семь слов.)

Заучивание стихотворение С. Маршака:

Ель на ежика похожа:

Ель в иголках, ежик тоже.

3. Рефлексия

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Чем они похожи, чем отличаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Конспект занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж"....

Конспект ОД по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки б и бь».

.Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) .Задачи:- познакомить детей со звуками (б и бь) ;- учить различать на слух звучание музыкального инструм...

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....

Конспект занятия по развитию речи старшая группа на тему: "Звуковая культура речи. Звук (р) в словах.

Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах)Задачи:Образовательные:Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звука Р, ориент...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»

Программное содержание:Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадк...