Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
план-конспект занятия (обучение грамоте, старшая группа) по теме
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuk_sh.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Задачи:
1. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
2. Развитие фонематического восприятия и слуха.
3. Умение находить слова со звуком [ш].
4. Воспитание умения слушать других.
Материал: картинки: 1) Чебурашка, старуха Шапокляк. 2) Ромашка, кувшинка, камешки, шишки, орешки, волнушки, кукушка. 3) Два домика: одноэтажный, двухэтажный, мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц. 4) Конверт с написанными «перепутанными» стихами. 5) Красные кружки-сигналы. 6) Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядьте ровно, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
2. Отличие звуков от букв.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.
Гласные тянутся к песенке звонкой. А согласные согласны
Могут заплакать и зарыдать. Шелестеть, шептать, скрипеть,
В темном лесу звать и аукать, Даже фыркать и шипеть,
Но не желают свистеть и ворчать. Но не хочется им петь.
3. Сообщение темы занятия.
- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся. (Выставляется рисунок с изображением Чебурашки).
- Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям.
- Вы догадались, кто это? (Шапокляк). (На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк).
- Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. - Поможем ей в этом?
- Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.
- Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).
- Сегодня на занятии мы будем учиться четко, произносить этот звук и различать слова со звуком [ш].
4. Характеристика звука.
- Артикуляция звука - язык чашечкой, губы округлены.
- Звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, только твердый.
- У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
- В имени, какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).
- В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).
Произношение изолированного звука.
- как шипит змея? [ш-ш-ш]
- как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]
- гвоздь попал в шину. Как воздух выходит из шины? [ш-ш-ш]
5. Автоматизация звука [ш] в слогах.
- Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! Чебурашка насторожился. Шта-што-шту-шты! испугался». Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился.
- Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].)
- Дополните их звуком [м]. - Какое слово получилось? (Шум.)
Произношение звука в слогах:
+ Шка-шко-шку-шки + Кша-кшо-кшу-кши
+ Ашк-ошк-ушк-ишк + Укш-ыкш-акш-окш
+ Шко-шку-шки-шка + Кшо-кшу-кши-кша
+ Ошк-ушк-ишк-ашк + Окш-укш-ыкш-акш
+ Кшу-кши-кша-кшо + Ыкш-акш-окш-укш
6. Игра «Назови картинку».
Выставляются картинки.
- На опушке росли … (ромашки), на речке … (кувшинки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). - Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)
7. Игра «Добавь словечко».
- Послушайте рассказ Чебурашки о том, как он шёл в гости к нам. Ребята, а вы помогайте вести рассказ.
Я по лесу шёл и ромашку (нашёл). Дальше я в лес (пошёл) и в чащу леса (зашёл). К дереву (подошёл), вокруг него (обошёл) и там сладкий мёд (нашёл). По тропинке до избушки (дошёл) и в гости к мышке (пришёл). Затем по дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).
8. Небылицы.
- Ребята, когда я заходил в гости к мышке, она мне рассказала такие странные истории, послушайте их, пожалуйста, и помогите исправить предложения согласно смыслу.
Мышка ловит кошку. Машина едет на дедушке.
Шляпка носит Наташу. Вешалка висит на рубашке
Зёрнышко клюёт петушка.
9. Игра: «Разложи картинки».
- Чебурашка шёл по дороге и увидел 2 домика. На столе лежат картинки, которые вы должны разложить в домики: в одноэтажный домик картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, со звуками [с], [з], [ц]. (На доске — два домика: одноэтажный, двухэтажный).
Картинки: мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц.
10. Физминутка «Как живёшь».
- Выполняем движения согласно тексту.
Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)
Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)
Как бежишь - Вот так (бег на месте)
Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)
Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)
Машешь вслед – Вот так (помахать)
Утром спишь – Вот так (руки сложить под щёку ,наклон головы вправо)
Как шалишь – Вот так ( надуть щёки и кулачками нажать на них)
11. Игра «Поймай звук».
Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш].
с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш.
12. Игра «Слова – рифмы».
- Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).
С другом мы играли в чашки … (в шашки).
Пили чай из белой шашки … (чашки).
Вылезла из норки шишка … (мышка).
На нее упала мышка … (шишка).
Под кустом сидели шишки … (мышки).
На сосне висели мышки … (шишки).
В воздухе летала кошка … (мошка).
Молоко лакала мошка … (кошка).
13. Игра «Произнеси наоборот».
- Сейчас нам нужно подобрать слова наоборот.
Маленький - …большой
Узкий - … широкий
Плохой - … хороший
14. Игра «Сигнальщики».
- Поиграем в игру, где мы будем учиться слышать звук (ш) среди слов.
- Возьмите красные кружочки. Если услышите звук (Ш), поднимите сигнал.
малыши, муха, игрушки, шар, зима, кошка, сом, мышка, Шура.
- Скажите, где мы учились различать звук (ш)? (среди слов)
15. Игра «Маленькое – большое».
- Ребята, старуха Шапокляк любит всё большое и все предметы у неё большие.
У Шапокляк не маленькая шляпа, а … большая.
У Шапокляк не маленькое платье, а … большое.
У Шапокляк не маленькие уши, а … большие.
У Шапокляк не маленький шар, а … большой.
16.Игра «Найди друзей Шапокляк».
- Я буду зачитывать слова, а вы должны определить и назвать друзей Шапокляк.
Шапокляк, орешки, мишка.
Шапокляк, каша, мышка.
Шапокляк, лягушка, камыш.
- Назовите друзей Шапокляк? Мишка, мышка, лягушка.
17. Игра «Один - много».
- Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Я буду называть один предмет, а вы много.
Шар - шары, кошка – кошки, мишка - мишки, мышка – мышки.
18. Физминутка.
- А сейчас мы отдохнем, Физминутку проведем.
Наши игрушки вдруг оживились
И в волшебных они превратились.
Вправо и влево качается мишка.
Вдруг пробежала шустрая мышка.
Вот потянулась пушистая кошка.
Мы поиграли с вами немножко!
19. Автоматизация (ш) в словосочетаниях.
-Посмотрите на картинки и скажите, какие они.
- Что можно о них сказать?
Шар (какой?) воздушный, красный, большой, круглый.
Кошка (какая?) пушистая, ласковая, рыжая, ленивая.
Мишка (какой?) большой, косолапый, коричневый, неповоротливый.
Мышка (какая?) шустрая, маленькая, серая, быстрая.
- Мы с вами назвали много слов-признаков, но выберем только те, в которых есть наш дежурный звук (ш).
- Назовите их.
Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.
20. Итог занятия.
- Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.
- Какой звук мы учились правильно произносить? (ш)
- Верно, мы четко произносили звук (ш) в речи.
- Назовите слова со звуком [ш].
- Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...
Конспект ОД по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки б и бь».
.Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) .Задачи:- познакомить детей со звуками (б и бь) ;- учить различать на слух звучание музыкального инструм...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»
Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи:обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слов...
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»
Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »
Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками «З», «зь»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»
Программное содержание:Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадк...