Конспект совместной организованной деятельности с детьми старшей группы по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 8 г.Курганинска
Конспект
совместной организованной деятельности
с детьми старшей группы
по звуковой культуре речи
«Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]»
Воспитатель: Гусева Лариса Николаевна
2016 год
Программные задачи:
Закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого;
Развивать навык звукового анализа;
Способствовать развитию логического мышления;
Развивать умение делать самоанализ;
Воспитывать умение слушать других;
Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.
Оборудование:
слайды – иллюстрации; игрушки – атрибуты; дидактический материал к игре «Кто полетит в самолете», «Волчок»; семафорики на каждого ребенка.
Предварительная работа
Д/и «С какого звука начинается», «Четвертый лишний»;
рассматривание картинок; определение, с какого звука начинается слово.
Содержание.
Организационный момент
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения (под музыку дети делают вдох и выдох)
Основная часть
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихотворение про то, как надо говорить.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Воспитатель: Сегодня мы вместе с вами попробуем научиться различать звуки. Согласны? (Да) А какие, я думаю, вы узнаете сами, послушав мой рассказ. Присаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно. Итак, рассказ называется «Приключения веселого язычка».
«Однажды язычок проснулся и выглянул в окно. Вот так (показ воспитателя, повтор детьми). Посмотрел направо, налево – никого нет. Вот так (показ воспитателя, повтор детьми). Тут язычок услышал Ш – Ш – Ш. Ой, кто тут шипит. Он посмотрел вниз и увидел, как по земле ползет змея и грозно шипит Ш – Ш – Ш (дети произносят звук вместе с воспитателем). Но тут кто – то прожужжал: Ж – Ж – Ж. Язычок посмотрел на верх и увидел, как по небу летит веселый жук и жужжит Ж – Ж – Ж (дети произносят звук вместе с воспитателем). Язычку так понравились эти песенки, что он непременно решил их выучить и все время повторял их, чтобы не забыть».
Ребята, вы, наверное, догадались, какие звуки мы сегодня будем учиться различать? ( [Ш] [Ж])
Как вы думаете, как будет шипеть большая змея? (Ш-Ш-Ш). А маленькие змееныши (ш-ш-ш). Большой жук (Ж-Ж-Ж), маленькие жучки (ж-ж-ж)
Сейчас мы с вами будем озвучивать наших героев. Будьте внимательными (на экране сменяются слайды с изображением, дети озвучивают героев).
Молодцы!
- Змея и жук подобрали веселые чистоговорки на свои любимые звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчетливо, проговариваем правильно.
Жа-жа-жа - залетели два чижа;
ша – ша – ша – мы любим малыша;
жу – жу – жу – я вам сказку расскажу;
ши-ши-ши - любят песни малыши;
аж – аж – аж – летом все идут на пляж;
аш – аш – аш – есть у Кати карандаш.
(хоровые ответы детей)
Воспитатель: Давайте узнаем, «включается» ли голос, когда мы произносим эти звуки или нет. Приложите ладошку к горлу и произнесите звук [Ш], дрожит горлышко или нет? (нет). Значит, голос у нас не включается и это означает, что звук [Ш] глухой. А если произнесем звук [Ж] дрожит? (да). Значит при произнесении звука [Ж] у нас включается голос и это означает что он звонкий.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Будь внимателен». У каждого из вас есть два семафорика – синий и синий с колокольчиком. Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в названии которого есть звук [Ж] поднимите синий с колокольчиком семафорик, а если слово со звуком [Ш] – синий без колокольчика. Итак, начнем: ЕЖ, ЖИРАФ, ШАРИК, КОШКА, СУШКА, КАША, ЖАДИНА.
Молодцы, хорошо играли, в следующий раз продолжим наши игры.
А сейчас мы с вами отдохнем.
Динамическая пауза.
Жук
На лужайке, на ромашке
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу.
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко – низко наклоняюсь.
Воспитатель: А сейчас игра «Брейн - ринг». Как только стрелка остановится возле картинки, мы ее перевернем, и вы назовете, кто или что на ней нарисовано. Произносить надо сначала громко, а потом шепотом. Итак, «стрелка кружись картинка покажись» (дети по очереди открывают карточки, называя предметы изображенные на них).
Молодцы, все правильно назвали.
Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в другую игру «Кто полетит, в самолете». Посмотрите, у меня здесь много пассажиров, но вот незадача. Мест всем не хватит, а полетят только те пассажиры, в названии которых есть звуки [Ш] и [Ж]. Поможете мне разместить их в самолете?
- Кошка (она полетит в самолете, потому что в слове кошка есть звук [Ш]) и т.д.
Молодцы! Ну что ж все пассажиры на своих местах, теперь самолет может отправляться в путь. Скажем всем «Счастливого пути!»
А мы продолжаем.
Воспитатель: Сейчас нас ждет еще одно очень важное задание, мы будем с вами разведчиками (игра «Разведчики»). Вы будете ходить по группе, и искать предметы в названии, которых есть звуки [Ж] и [Ш]. А я буду спрашивать вас. Почему вы взяли эти предметы (я взял кошку, потому что в этом слове есть звук [Ш]).
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Рефлексия.
Ребята, какие звуки мы с вами сегодня учились различать ([Ш] и [Ж])? Что вам больше всего понравилось. Ребята, а дома вы научите своих родителей играть со звуками?
А сейчас я предлагаю нарисовать предметы, в названиях которых есть звуки [Ш] и [Ж] и мы с вами отправим посылкой эти рисунки нашему знакомому «веселому язычку», ведь ему так понравились эти звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе "Звукова культура речи: дифференциация звуков ж-ш"
Целью деятельности является развитие фонематического слуха, дифференцировать звуки ж-ш в словах.Посредством стихов и рифмовок упражнять детей в четком произношении этих звуков. С помощью дидактических...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Цель: создать условия для слухового восприятия детей звуков [з]-[ж]....
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л — р»
упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи...
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з] - [ж]»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]» Тема «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]» Программные за...