"Служба сопровождения. Преодоление трудностей в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_k_preodolenieyu_trudnostey_v_rabote_s_s_ovz.docx | 38.57 КБ |
preodolenie_trudnostey_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1935»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2
109431, Москва, ул. Авиаконструктора Миля, дом 18, кор.2, тел. (495) 704-08-40/факс (495)704-26-11
ОКПО 18564631, ОГРН 1037739069708, ИНН 7721179357, КПП 772101001
E-mail: 1935@edu.mos.ru Сайт: http://sch1935uv.mskobr.ru/
109431 г. Москва, ул. Генерала Кузнецова, д.27, к.3 тел.8(495)704-30-00 Email: gou2377@yandex.ru
Служба сопровождения
«Преодоление трудностей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила и провела
Учитель-логопед
Булатова Э.Ю.
Москва
23.03.2017
Предварительный просмотр:
В нашей практике мы сталкиваемся с тем, что родители по-разному относятся к факту нарушения развития ребенка. Можно выделить следующие типы поведения:
- Реакция отрицания
Когда родители не принимают никаких ограничений для своего ребенка, отрицают факт нарушения развития. Они утверждают, что у них обычный ребенок, и он ничем не отличается от других. Родители ждут высокой успешности деятельности ребенка.
К чему это может привести, как отразится на ребенке?
Я: родители предъявляют к ребенку завышенные требования, ребенок не справляется с программой. Это отражается на его поведении: становится раздраженным, часто плачет, отказывается выполнять задания, говорит, что у него не получится. Страдает нервная система, вплоть до нервного срыва.
- Реакция чрезмерной защиты, опеки, охраны
Родители переполнены чувством жалости к ребенку. Проявляют чрезмерную опеку. Окружающий мир по отношению к ребенку представляется им враждебным, полным опасностей.
Как это отражается на ребенке?
Я: ребенок лишен активности и инициативы. Он пассивен даже тогда, когда умеет хорошо что-то делать. Нередко остается инфантильным всю жизнь. Родители, опекая ребенка, ведут себя подчас даже агрессивно с окружающими.
- Открытое отвержение
Родители испытывают по отношению к ребенку стыд, отвращение, злость, вину. Часто обвиняют общество, окружающих, врачей, учителей и даже близких людей в проблемах ребенка и несправедливом отношении.
Как это отразится на ребенке?
Я: нередко отвержение ребенка приводит к тому, что этот родитель уходит из семьи. Чаще это бывают папы, но и бывают мамы. В нашей практике был такой случай.
Ребенок замыкается. Усугубляется и так непростое состояние ребенка. Наблюдаются частые смены настроения, иногда переходящие в агрессию, или наоборот, апатию.
- Скрытое отвержение
Дефект ребенка воспринимается родителями как наказание за что-либо. Родители чрезмерно заботливы, стараются хорошо выполнять свои обязанности.
Я: здесь может быть 2 варианта поведения родителей и детей.
- Родители не признаются в неприятии ребенка, в злости к нему. Растет, как снежный ком агрессия и, наконец, родители выплескивают ее на ребенка. У ребенка постоянно повышенная тревожность, он напуган. Мама может в любой момент накричать и даже ударить. Мир становится непредсказуемым, нестабильным для ребенка.
- Если родители контролируют свою злость, неприятие ребенка, копят все в себе – это отражается на их здоровье: частые головные боли, хроническая усталость. Страдают все системы организма. Родители эмоционально отстранены от ребенка. Они кормят, водят его в школу…Но эмоционального контакта нет с ребенком.
- Принятие ребенка
Родители адекватно оценивают ребенка. Проявляют по отношению к нему искреннюю преданность. С радостью принимают успехи и достижения ребенка и с пониманием относятся к его ограничениям. Главный девиз таких родителей: «необходимо достичь как можно там, где это возможно».
Я: родители сотрудничают с врачами, специалистами, учителями. Выполняют все их рекомендации.
Но бывают иногда откаты. Родители теряют веру в ребенка. Нужно их поддержать в такой момент. Вселить уверенность, повысить самооценку. Показать положительные результаты коррекции.
Наиболее эффективные формы работы с родителями детей с ОВЗ :
Мы постоянно ищем новые формы работы с родителями, но и не забываем старые, проверенные временем:
- Беседы: они позволяют нам установить контакт и доверительное отношение с родителями;
- Анкетирование – дает возможность проанализировать отношения между родителями и ребенком, изучить адекватность позиции родителей по отношению к нарушению развития ребенка, и педагогическую осведомленность;
- Консультации: индивидуальные, по запросу родителей, тематические. И коллективные, на которых родители могут поделится своим опытом;
- Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «родительского клуба».
Родительские собрания помогают нацелить родителей на помощь ребенку, подводятся итоги проделанной работы и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции;
Одной из наиболее эффективной формой является тренинг, который способствует формированию активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки, приобретению навыков решения конфликтов с ребенком, решить некоторые личностные проблемы.
- Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Они знакомят с практическими приемами работы и методами и формами общения с ребенком.
- Наглядная информация: стенды, буклеты, памятки…
- Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.
Использование нестандартных форм взаимодействия:
- Видеокоррекция (видеозапись домашнего занятия)
Форма занятия работы родителя с ребенком с целью коррекции неэффективных моментов взаимодействия. По итогам просмотренного занятия специалист составляет рекомендации для оптимизации процесса домашнего обучения.
Конечно же, прежде чем использовать данную форму работы, необходимо наладить определённый контакт с родителями. Поэтому можно выделить 3 этапа видеокоррекции:
1 этап - предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений. Данный этап реализуется при помощи традиционных форм работы с семьей. В первую очередь, это индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, «открытые» и совместные занятия.
2 этап - совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком. В процессе просмотра видеозаписи домашнего занятия специалист акцентирует внимание на ошибках и негативных моментах их взаимодействия, объясняет, в чём заключаются ошибки в организации процесса совместной деятельности, выявляет неэффективные методы взаимодействия, способы мотивации и стимулирования ребенка. Возможности современной техники позволяют легко реализовать данную форму работы, позволяет эффективно выявлять все допускаемые ошибки в процессе взаимодействия родителей с ребенком и дает возможность пошагового обсуждения и корректирования форм взаимодействия внутри семьи.
3 этап- демонстрация образца правильного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе обучения, посредством просмотра видео занятия учителя-логопеда или дефектолога с данным ребенком. В процессе просмотра видеозаписи занятия с ребенком наглядно демонстрируется образец правильного взаимодействия: оптимальные приемы работы с ребенком, способы доступного объяснения заданий, эффективные методы стимулирования и мотивирования ребенка, корректные способы исправления ошибок, допущенных ребенком, адекватные виды помощи ребенку в процессе домашнего обучения. Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы.
По итогам просмотренного занятия специалист составляет рекомендации для родителей по оптимизации процесса взаимодействия и домашнего обучения ребенка.
- «Родительская почта»
Форма работы с родителями с помощью электронной почты. В любое удобное для себя время родитель имеет возможность задать специалисту интересующий вопрос и получить на него ответ.
И получить консультацию через социальную сеть на специально созданной странице специалиста.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ С ОВЗ И ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
1. Попытайтесь найти родителей детей со схожими проблемами. Вы поймете, что не одиноки, что жизнь продолжается, и научитесь справляться со всеми сложностями своего положения. Делитесь своим опытом и перенимайте опыт других родителей.
2. Держите в курсе проблем ребенка ваших близких. Не скрывайте от них свои чувства, не замыкайтесь на проблемах ребенка. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, ходите в гости и приглашайте к себе.
3. Живите сегодняшним днем. Страх перед будущим может парализовать, особенно в первое время.
4. Любите ребенка, дарите ему заботу и внимание. Но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые тоже в этом нуждаются.
5. Не жалейте ребенка, что он не такой, как все. Не сравнивайте своего ребенка с чужими детьми, сравнивайте успехи и достижения ребенка сегодня и вчера.
6. Не ограждайте ребенка от обязанностей, научите его оказывать вам и другим членам семьи посильную помощь.
7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-то, если считаете его требованиями чрезмерными.
8. Ищите и изучайте информацию. Не стесняйтесь спрашивать у докторов, других специалистов и, возможно, других родителей непонятные вам термины и слова. Не бойтесь задавать вопросы, возникающие в ходе разговора при встрече с врачами, педагогами. Просите у специалистов копии всей документации, касающейся ребенка.
9. Не будьте робкими и застенчивыми. Часто родители чувствуют себя неловко в присутствии врачей и педагогов. Не следует робеть перед профессионалами, занимающимися вашим ребенком. Вам не нужно извиняться за то, что вы хотите знать, что происходит. Не думайте о том, что вы можете казаться навязчивыми. Это ваш ребенок, и кроме вас никто не может за него постоять.
10. Всегда помните, что развитие вашего ребенка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным и менее нуждающимся в вашей любви и заботе.
11. Любите вашего ребенка и чаще показывайте ему это. Не бойтесь проявлять чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как считают, что показывать свои страдания — это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа.
12. Научитесь справляться со своей злостью, да, именно с ней. Такие чувства часто возникают, когда родители узнают, что у их ребенка серьезные проблемы со здоровьем, многие винят врачей, Бога, себя и всех вокруг. Но постарайтесь понять, что негативные эмоции делают вас слабее. С ними необходимо справиться. Жизнь лучше и легче, когда чувства и эмоции позитивны.
13. Постарайтесь быть благодарными. Когда все кажется трудным и безрадостным, сложно найти причину для благодарности. Если вы вспомните все хорошее, что было и есть в вашей жизни, оглянитесь вокруг, вероятнее всего, положительные чувства перевесят отрицательные эмоции.
14. Придерживайтесь реальности. Придерживаться реальности – это принимать жизни такой, какая она есть, и осознавать, что есть вещи, которые мы можем изменить, и есть вещи, которые мы изменить не можем. Ваша задача – научится отличать то, что мы можем изменить, и затем действовать. Не тратьте свое время и энергию на мысли: «а если бы он родился здоровым, то сейчас было…» или «вот если бы я знала тогда, я бы…» Лучше подарите время ребенку.
15. Время на вашей стороне. Оно залечивает многие раны. Со временем вы уже не будете так горевать по тем моментам, о которых печалились в самом начале.
16. Ищите образовательные учреждения, реабилитационные центры. Можно найти специалистов, логопедов, дефектологов, педагогов, массажистов или чему-то обучиться самому. Обращайтесь в органы образования по месту жительства. Не откладывайте этот вопрос на потом, чем раньше специалисты будут заниматься с вашим ребенком, учитывая его отклонения в развитии, тем лучше.
17. Не забывайте о себе. Уделяйте время своему отдыху, здоровью, внешнему виду. Несмотря на то, что забота и уход за ребенком отнимает почти все время, постарайтесь устраивать себе передышки. Имея личное время, вы будете положительно настроены, и жить станет веселее и радостнее.
18. Не осуждайте. Особые родители осуждают окружающих людей за их негативную реакцию по отношению к ним самим или их детям. Не следует обижаться на людей, которые не способны реагировать хотя бы просто тактично. А тем более расстраиваться и огорчаться из-за них.
19. Помните, что когда-нибудь ребенок вырастет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ним о ней.
Анкета для родителей
«Мой ребёнок»
- Когда он родился, то…………………………………………………….
- Самым интересным впервые годы жизни в моём ребёнке было то, что он… ……………………………………………………………………….
- О здоровье своего ребёнка я могу рассказать следующее…………….
……………………………………………………………………………..
- В детском саду к нему (к ней) относились ………………………….…
- Его (её) отношения с воспитателями были…………………………….
- Моему ребёнку нравится, когда...............................................................
- Моему ребёнку не нравится, когда…………………………………….
- Его положительными качествами является то, что он всегда……………………………………………………………………..
- Его отрицательными качествами является, то что он может…………………………………………………………………….
- Трудности в воспитании нашего ребёнка связаны с тем, что…………………………………………………………………………
- Я хотел бы, чтобы классный руководитель обратил внимание на его способности……………………………………………………………….
- Мы надеемся, что с помощью классного руководителя мы сможем развить в своём ребёнке следующие качества………………………………………………………………….
- И преодолеть следующие качества………………………………………………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Использование игрового комплекса Пертра в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья".
Комплект "Пертра" – интересное пособие для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяет педагогу решать множество задач развития ребенка: его органо...
«НА ПОРОГЕ СКАЗКИ» Проект социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в социальной адаптации (с ограниченными возможностями здоровья), их родителей (законных представителей), находящихся на краткосрочном ку
Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида,сталкивается с трудностями в решении педагогических...
Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдается у детей, воспитываемы...
КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В ЖИЗНИ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в поддержке и помощи....
Коррекционная работа с детьми: "Ограниченными Возможностями здоровья"
Работа с детьми ОВЗ...
МЕТРОНОМ, КАК ИННОВАЦИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья является актуальной, т.к. на данный момент времени в педагогическую практику активно внедряются различные инновационные технологии. Цель данной статьи- привлечь внимание педагогов к метрон...