Коррекционная работа с детьми: "Ограниченными Возможностями здоровья"
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26»
Выступление на тему: «Работа с детьми Ограниченными возможностями здоровья»
Автор (разработчик):
Латыпова Арина Ришатовна
Первая квалификационная категория
Сатка, 2021
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Основополагающими задачами сопровождения детей с ограниченными возможностями являются:
1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно- образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
3. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
4. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников группы.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ограниченными возможностями здоровья, важен каждому ребенку. Но с другой стороны, становится очевидным, что выделение особых классов в школах и групп в детском саду ведет к исключению детей с ограниченными возможностями здоровья из социальной жизни детского сада и создает определенные барьеры во взаимодействии и общении детей. Поэтому в настоящее время идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии. Инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по федеральным государственным стандартам с учетом его особых образовательных потребностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, потвержденные ПМПК, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Мою группу посещают 3 ребёнка с ТНР, 1 ребенок с ЗПР.
В заключении ПМПК детям были рекомендованы специальные образовательные условия:
1. Обучение и воспитание по адаптированной общеобразовательной программе ДО для детей с ОВЗ.
2. Индивидуальные занятия по всем разделам программы.
Совместно со специалистами на каждого ребенка с ОВЗ была разработана индивидуальная адаптированная образовательная программа в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями. Главной целью, которой было:
-создание специальных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства;
-формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
-подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить и составить структуру индивидуального образовательного маршрута.
2. Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития ребёнка с ОВЗ и оказания помощи в освоении Адаптированной образовательной программы.
Все результаты освоения детьми образовательных областей заносились в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики. При оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ важно сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.
Особое внимание при работе с детьми с ОВЗ следует уделить таким направлениям их развития, как:
- физическое здоровье
- познавательные качества
- социально-коммуникативные навыки
- художественно-эстетическое развитие
- речевое развитие
Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
В работе с детьми ОВЗ применялись следующие подходы:
- индивидуальный подход;
- предотвращение наступления утомляемости;
- активизация познавательной деятельности;
- проведение подготовительных занятий;
- обогащение знаниями об окружающем мире;
- коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
- проявление педагогического такта.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками. Работу по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляла по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Социально значимой задачей в работе воспитателя с детьми с ОВЗ является подготовка детей к успешному обучению в школе. Коррекционно-образовательную деятельность в группах с детьми с ОВЗ ведут учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатель.
К коррекционным задачам воспитателя можно отнести следующее:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,
- максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов,
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей,
- развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью,
- совершенствование словесно-логического мышления,
- развитие артикуляционной и мелкой моторики.
В основных принципах ФГОС ДО (п. 1.4) отмечена необходимость «сотрудничества Организации с семьей».
Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами.
В работе с родителями использовались такие формы:
• Консультирование. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
• Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой воспитателя.
• Проведение совместных праздников, где родители могли видеть достижения своего ребенка, участвовать в них.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
- выявить интересы, склонности, способности, детей к различным видам деятельности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития ребенка;
- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- расширить рамки общения с социумом;
- создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
- выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
- осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
- любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
- ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
- умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Таким образом, цель скоординированной работы коллектива, нашего учреждения и родителей — реализация программы развития, реабилитации, а также социализации каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
На своем опыте я убедилась в том, что при работе с детьми ОВЗ в условиях ДО к ним должен быть индивидуальный подход, постоянный контроль, нужна частая смена деятельности, их надо любить и чаще хвалить.
Свое выступление хочется закончить хорошим высказыванием: «Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Использование игрового комплекса Пертра в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья".
Комплект "Пертра" – интересное пособие для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяет педагогу решать множество задач развития ребенка: его органо...
Использование игровых технологий с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо задуматься о поиске путей для оздоровления дошкольников, а так же об определение средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению.Основной деятельностью у детей ...
"Служба сопровождения. Преодоление трудностей в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья"
Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информацио...
Семинар «Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам»
Представляю материалы семинара, проходившего в октябре 2014 г. на базе нашего дошкольного отделения, организованного для педагогов и специалистов дошкольных и школьных отделений комплекса с целью повы...
МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (составлена с учетом ФГОС ДО)
МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА(составлена с учетом ФГОС ДО)...
Использование фольклора в музыкальном воспитании с детьми ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт по организации музыкального фольклора с детьми ограниченными возможностями здоровья....
Статья "Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья 5-6 лет"
Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья 5-6 лет.Харькина В.М., Гаврина О.В.воспитатели ГБОУ Школа 1015 ДО № 2Изменения социально-экономической ситуации в ст...