МЕТРОНОМ, КАК ИННОВАЦИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Молчанова Наталья Борисовна

Статья является актуальной, т.к. на данный момент времени в педагогическую практику активно внедряются различные инновационные технологии.

 Цель данной статьи- привлечь внимание педагогов к метроному, как к одному из видов инновационных технологий для преодоления различных нарушений у детей с особыми возможностями здоровья. В данной статье рассматривается направления работы по развитию слухо-зрительно-моторных координаций с опорой на импульсную структуру метронома.

Статья может быть интересна педагогам дошкольных, медицинских учреждений, школ.  Использование   игр и упражнений с метрономом в коррекционно-образовательной деятельности повышает мотивацию детей, обогащает развивающую среду, способствует преодолению речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: метроном, инновация, речевые нарушения, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molchanova_nb_statya.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТРОНОМ, КАК ИННОВАЦИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Молчанова Наталья Борисовна

ГБДОУ Детский сад №33 Выборгского района г.Санкт-Петербург, учитель-логопед

Всем нам знаком знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения – его звук транслировался во время налетов. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм – отбой.

В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще есть надежда. Для людей звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то значит нужно не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что метроном ритмизировал темп жизни блокадного Ленинграда, сберегая тем самым энергию жизни.

Все мы знаем, что в человеческом организме есть внутренний метроном, т.е. человек знает, что такое ритм: ритмично сокращается сердце, вдох-выдох передача импульсов от клетки к клетке – все подчиняется ритму.

Способность прослушать и повторить ритмические узоры разной степени сложности свидетельствует о созревании и функционировании височно-лобно-префронтальных отделов коры головного мозга.

Дети, которым трудно усвоить последовательность действий, чтение, письмо, также испытывают трудности в воспроизведении ритма. Для достижения положительных результатов в коррекционной работе учителя-логопеды внедряют в практику современные здоровьесберегающие технологии, как традиционные, так и не традиционные. Действуя в русле принципа природосообразности, они обеспечивают развитие, соответствующие биологическим возможностям и природным возможностям ребёнка. Педагогические технологии, методические разработки специалистов смежных с логопедией наук, направлены на создание системы психолого-педагогических условий, обеспечивающих уровневую организацию психических процессов и развитие речи ребёнка.

Занятия с интерактивным метрономом назначаются детям с синдром дефицита внимания с гипереактивностью, нарушениями аутистического спектра, задержкой психического развития, при детском церебральном параличе, нарушениями темпа речи, детям после черепно-мозговых травм, повреждений спинного мозга.

Метроном – прибор, способный производить произвольное количество тактовых долей времени на слух и служит для установления точного темпа. Движение маятника автоматически отслеживается даже боковым зрением. Чистый натуральный щелчок настоящего механизма не напрягает, собирает внимание, организует начало действия, определяет границы протяженности. Чёткие щелчки и движения стрелки маятника метронома воздействуют на слуховой и зрительный анализаторы.

Исследование темпо-ритмической организации речи и практическое использование метронома в коррекционной работе позволило раскрыть возможности данного вида полифункционального оборудования и разработать ряд упражнений и игр, способствующих совершенствованию ритмической способности.

Основная цель игровых упражнений с метрономом – коррекция и возможное преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Частными задачами могут быть:

– развитие общих речевых навыков;

– развитие крупной и мелкой моторики;

– развитие и совершенствование артикуляционной моторики;

– формирование основ выразительной речи;

– развитие связной речи;

– развитие фонематических процессов;

– формирование лексико-грамматических категорий;

– совершенствование графо-моторных навыков;

– развитие творческого воображения;

– развитие памяти, внимания, произвольности;

– подготовка к обучению грамоте.

Благодаря компактности, изысканности внешнего вида метронома, воспринимаемого как идеальное дидактическое полифункциональное пособие, метроном вызывает у детей интерес и желание с ним работать. Игровые упражнения с метроном можно использовать как самостоятельный этап работы в комплексном коррекционном занятии, организационный момент или динамическую паузу. Активное взаимодействие со специалистами ДОУ в использовании метронома позволяет включить его в разные образовательные области.

Развитие слухо-зрительно-двигательных координаций с опорой на уникальную импульсную структуру метронома в логопедической практике возможно осуществлять по всем направлениям:

1. Общие речевые навыки:

а) физиологическое дыхание

1. Учить регулировать дыхание.

Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится под счёт метронома с опорой на дирижёрский жест и образец педагога. Работа ведётся над отдельными компонентами дыхательного цикла: выдох – вдох – пауза – выдох.

  • «Подстрой дыхание» – дети выполняют двухфазное дыхание без пауз на каждый клик;
  • «Дыши и не спеши» – дети выполняют трёхфазное дыхание (выдох – вдох – пауза – выдох).

б) речевое дыхание

1. Приучать к осознанному восприятию фаз дыхания.

2. Вырабатывать умение произвольно регулировать длительность и частоту каждой фазы.

  • «Подстрой дыхание» – по типу «Ловишки»; «Ловишки» – усложнение с акцентом на каждый второй и третий щелчок метронома;
  • «Мышкино дыхание» – двухфазное;
  • «Правильное дыхание» – трёхфазное;
  • «Ныряльщики» – дыхание с акцентом на задержке;
  • «Длинные песенки» – пение гласных;
  • «Сильные–слабые» – выделение ударного слога.
  • «Горки» – пение гласных звуков и слогов-слияний с повышением и понижением голоса (glissando).

в) голосоподача

#1060;ормирование придыхательной, мягкой и твердой атаки голоса

  • «Шепот змейки»
  • «Мама Мышка»
  • «Напугай злого волшебника»
  • «Громкая птичка»
  • «Злой филин»

2. Звукопроизношение:

а) мимический праксис

1. Отрабатывать качественные характеристики движений мимической мускулатуры – силу, точность, амплитуду.

  • «Солнышко–Тучки» – чередование двух эмоциональных состояний, выраженных средствами пантомимики (солнышко – выражение радости на лице, пальцы рук разведены с напряжением, изображают лучики; тучки – сердитое выражение лица, руки сжаты в кулачки);
  • «Воздушный шарик» – на слово шарик надуть щёки; шарик лопнул – лёгкий хлопок ладонями по щекам;
  • «Крылышки мотылька» – поднимать и опускать брови, имитируя взмахи крыльев.

б) артикуляционный праксис

1. Отработка традиционных логопедических упражнений не под индивидуальные биологические ритмы педагога и (или) воспитанника, а под произвольно заданный ритм метронома, в процессе которых у детей формируются некоторые определенные специфические способности.

«Чашечка», «Лопата», «Иголочка» – удержание артикуляционной позы;

  • «Улыбка–Трубочка» (губы), «Толстячки–Худышки» (щёки), «Лопата–Иголочка» (язык) – переключение;
  • «Качели», «Часики», «Мячики», «Футбол»– выполнение упражнений в полном объёме и достаточной силе:
  • «Барабанщики», «Пулемет», «Балалаечка» – выполнение упражнений с заданной скоростью.

в) автоматизация звуков

1. Произносить звуки сначала изолированно под определенный счет метронома (учитывается стадия автоматизации), затем интервально под заданный темп, затем на сильную долю под разный темп.

2. Закреплять звуки в слогах, словах и фразовой речи. Осуществляется аналогично изолированному произношению.

3. Продолжать закреплять произносительные навыки на материале чистоговорок, потешек, малых поэтических форм, считалок, физминуток под различный темп метронома.

  • «Школа дятла»
  • «Сонный мишка»
  • «Два барабана»
  • «Тигр-охранник»

г) дифференциация звуков

1. Проводить слухо-произносительную дифференциацию звуков с опорой на заданный темп метронома:

– сначала оппозиционные звуки произносятся изолированно (с-ш-с-ш);

– затем в слогах (са-ша-са-ша) и т.д.;

– далее в словах;

– затем во фразе, тексте.

«Зашифрованная телеграмма»

  • « Жук и Комар»
  • «Отгадай по губам»
  • «Два тигра»
  • «Робот-диктор»

3. Развитие фонематических процессов:

#1060;ормировать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Включаются игры с метрономом на узнавание темпа, ритмического рисунка, его точного воспроизведения, на запоминание количества ударов метронома. Под различный темп метронома произносятся и различаются одинаковые формы звуко-комплексов и звуки по высоте, силе и тембру голоса, различаются слова, близкие по звуковому составу с акцентом на сильную долю или без.

При работе по обучению языковому анализу и синтезу обозначение сильной доли может быть использовано для определения наличия звука в словах, места звука, определения количества слогов, ударного слога, обозначения смыслового ударения в предложении.

Различный темп метронома используется как при слуховой, так и при слухо-произносительной дифференциации фонем, при произнесении слов на слоговой и звуковой синтез, при работе с предложением.

  • «Голодные птички»
  • «Два робота»
  • «Волшебное заклинание»
  • «Волк и коза»
  • «Быстро -медленно»
  • «Сколько яичек разбилось»
  • «Запомни и повтори»
  • «С горки на горку»
  • «Исправь ошибку»
  • «В чем смысл?»

Кроме этого, метроном можно использовать как временной ограничитель деятельности (в том числе, мыслительной).

4. Лексико-грамматические категории:

1. Развивать словарь, отрабатывать навык грамматически правильного оформления высказывания.

а) включённость игровых упражнений с метрономом в лексические темы

Используются различные игры с метрономом по темам. Например, тема «Птицы»:

  • «Сытые-голодные»;
  • «Сколько птиц прилетело»;
  • «На разных ветках».

б) словообразование

#1047;акрелять навык использования морфем для образования новых слов.

  • «В гостях у гнома» – дети называют предметы быта в уменьшительно- ласкательной форме в соответствии с ритмом метронома;
  • «Кто у кого?» – дети называют пары животных под ритм метронома и т.д.

в) словоизменение

#1047;акреплять навык употребления правильной формы слова.

  • «Посчитай-ка!», «Подружи слово с другими», «Подарки», «Недовольный Гном», «Поделись радостью» – дети согласуют части речи по выбранной лексической теме и проговаривают в соответствии с ритмом.

5. Связная речь:

а) диалог

1. Формировать умение детей отвечать в заданном темпе, выдерживать паузы в диалоге, вслушиваться в речь собеседника.

  • «Разговор двух роботов», «Переводчик» – вырабатывается умение применять правильные голосовые модуляции в соответствии с типом предложения (повествовательное, вопросительное, восклицательное).

б) пересказ отработанных литературных произведений в заданном темпе

#1059;пражнять детей в употреблении разных темпов, ритмов, паузации.

  • «Рассказ старой бабушки»,
  • «Сорочьи истории»
  • «Тараторки»
  • «Два разных брата» и т.д.

6. Обучение грамоте:

1. Обучать чтению слогов-слияний, слияний с примыканиями

2. Закреплять плавное послоговое чтение слов, с сохранением контура

#1058;ренировать чёткое чтение предложений с сохранением его структуры, выделением слов внутри предложения (один щелчок метронома – одно слово)

  • «Звуковая дорожка»
  • «Догони гласную»
  • «Робот читает»
  • «Диктор»

7. Мелкая и общая моторика:

а) общая моторика

#1056;азвивать чувство равновесия, координацию и осанку, двигательную память.

Используется метроном с разными темпами и обозначением сильной доли при выполнении физкультурных упражнений, проведении зарядки, закаливании, логоритмических упражнений, танцах и т.д.

Игры:

  • «На параде»
  • «Гимнаст»
  • « По тропинке»
  • «Мишка на бревне»
  • «Акробат»
  • «Тропинка»
  • «Котёнок»
  • «Прыжки»
  • «Ручеёк»
  • «По камушкам»
  • «Волчок»

б) мелкая моторика

#1060;ормировать кинестетические и кинетические основы движений пальцев.

Разучиваются реципрокные пробы под разный темп метронома, пальчиковые игры, выкладывание мелких предметов, нанизывание бусин, прорисовывание заданных элементов, букв и т.д.

  • «Лист – снежок»;
  • «Ловкая мастерица»;
  • «Целые яички»;
  • «Строители»;
  • «Коза-заяц-волк»;
  • «Пианист» и т.д.

Используются усложнения: обозначения сильной доли, исключение зрительного контроля.

8. Развитие психических процессов:

1. Развивать память, внимание, воображение, саморегуляцию.

Метроном используется при проведении режимных моментов, включается при укладывании детей (темп 40-50).

  • «Считаем барашков»,
  • «Услышь свое сердечко»,
  • «Дождь» и т.д. – игры и упражнения на релаксацию.

Список литературы:

1. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика в школе и детском саду [Текст] / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. – М.: учебная литература, 1997.

2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] : учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / Г.А. Волкова. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.

3. Воронова, А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет [Текст] : методическое пособие / А.Е. Воронова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с. – (Логопед в ДОУ).

4. Гуськова, А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет [Текст] / А.А. Гуськова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Развитие речи шаг за шагом).

5. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона [Текст] : практикум : пособие для логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей / О.Е. Громова. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с. (Портфель логопеда).

6. Дедюхина, Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике [Текст] : методическое пособие / Г.В. Дедюхина. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с. – (Библиотека логопеда-практика).

7. Загадки. Скороговорки: Любимые стихи [Текст] / Сост. В.И. Лунин. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 368 с.

8. Куликовская, Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей [Текст] : пособие для педагогов и родителей / Т.А. Куликовская. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 128 с.

9. Микляева, Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ [Текст]: пособие для воспитателей и логопедов – 3-е изд. / Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с. – (Библиотека логопеда-практика).

10. Османова, Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет) [Текст] / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – СПб.: КАРО, 2007. – 144 с. (Серия «Мастер-класс логопеда»).

11. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием [Текст] : Методические рекомендации / Н.А. Рычкова. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 1998. – 36 с.

12. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.; издательство «ВЛАДОС», 1994.

13. Ястребова, А.В. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи [Текст] / А.В. Ястребова. – М.: АРКТИ, 1999. – 136 с. – (Библиотека практикующего логопеда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТРАНА РЕЧЕВЫХ ЧУДЕС» для детей с ограниченными возможностями здоровья с элементами драматизации.

Дополнительная  программа реализуется через  организацию работы кружка «Страна речевых чудес»  для детей 5-7 лет.   Развивающий кружок проводится один раз в неделю...

Развитие речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Практические рекомендации по активизации речевой активности у детей с ОВЗ...

Особенности речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.

От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё.Основная роль принадлежит родителям, семье малыша.Близким людям нужно объединиться ...

«Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26916173","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]В настоящее время с каждым годом увеличивается количество дете...