ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
методическая разработка

Успешность коррекционно-обра­зовательной работы во многом зависит не только от своевремен­ной ее реализации, но и от того, какие педагогические технологии применяют специалисты, какие игры и пособия ис­пользуют с целью коррекции развития ребенка в целом. Выбор игровых материалов и пособий зависит в первую очередь от возраста воспитанников, сложности диагноза, а также от индивидуальных особенностей детей, посещающих образовательную ситуацию со специалистом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Успешность коррекционно-образовательной работы во многом зависит не только от своевременной ее реализации, но и от того, какие педагогические технологии применяют специалисты, какие игры и пособия используют с целью коррекции развития ребенка в целом. Выбор игровых материалов и пособий зависит в первую очередь от возраста воспитанников, сложности диагноза, а также от индивидуальных особенностей детей, посещающих образовательную ситуацию со специалистом.

         В старшем дошкольном возрасте одной из важных задач, стоящих перед педагогами и специалистами, является подготовка детей к обучению в школе Л И Божович в своем труде «Личность и ее формирование в детском возрасте» дает определение психологической готовности как «системной характеристики психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника». Одним из показателей готовности является уровень речевого развития старшего дошкольника, фонематических процессов, связной речи, звукопроизношения.

Вопросами развития связной речи старших дошкольников занимались многие исследователи: Л С. Выготский, С Л Рубинштейн, Ф. А. Сокин, В. В Гербова, Э П Короткова, 3. И Логинова и многие другие [3, 6]. Особенности формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста рассматривались в трудах  Н. X. Швачкина, Р Е. Левиной, Д. Б. Эльконина, В. К. Орфинской, А И. Гвоздева и др.  Все представленные авторы делают акцент на необходимости своевременной и систематической работы по развитию речи.

Речь - основной способ самовыражения и взаимодействия с другими людьми. Умение говорить включает в себя два навыка: использование слов, чтобы передать свои желания, опыт чувства и мысли, - этот навык называется активной речью, и понимание того, что говорят другие, - это навык пассивной речи. Маленькие дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто испытывают сложности, когда пытаются научиться понимать и использовать речь, но большинство из них вполне способны на учиться общаться словами – с помощью родителей и профессионалов.

Хотя задержка развития речи отмечается не у всех детей с ОВЗ, у большинства она в той или иной степени присутствует. Многие дети испытывают проблемы с овладением речевыми навыками. У многих детей навыки медленно формируются во всех сферах развития (когнитивной, социальной, коммуникативной), это означает, что их речь тоже будет формироваться более медленными темпами.

Одним из способов развития связной речи, фонематических процессов, коррекции нарушений звукопроизношения являются разнообразные дидактические игры. В дидактических играх дошкольники осваивают различные мыслительные операции, тренируют навыки рассуждения, учатся анализировать предметы, вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли и высказывать свое мнение. Целесообразность применения дидактических игр в процессе подготовки детей к обучению в школе заключается в том, что в игровой форме у детей развиваются мыслительные процессы, речь, формируются необходимые по возрасту умения и навыки.

ЛИТИРАТУРА

  1. Логопед. Теория и практика / Под ред. д. п. н. профессора Т.Б.Филичевой. – 2-е изд. испр. и доп.- М.: Эксмо, 2018

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование игрового комплекса Пертра в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья".

Комплект "Пертра" – интересное пособие для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяет педагогу решать множество задач развития ребенка: его органо...

Непрерывная Образовательная Деятельность по образовательной области "Познавательное развитие" с детьми средней группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) "Прогулка в лес"

Непрерывная образовательная деятельность по образовательной области "Познавательное развитие ФЭМП" с детьми средней группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) &qu...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) по образовательной области «Познавательное развитие» «День рождения бабочки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи)по образовательной области «Познавательное развитие»...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет ...

Статья Особенности игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями речи

Недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это влияет на игровую деятельность детей, п...