«Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Славкина Татьяна Николаевна

Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_dobroty_i_vezhlivosti.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

«В стране Доброты и Вежливости»

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

Этот клад, это достояние, переданное нам

Нашими предшественниками… Обращайтесь

Почтительно с этим могущественным орудием;

В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

                                                        И.С. Тургенев

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием заметно ограничены возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Недостаточность в формировании средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием  в формировании игрового процесса. Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению.

   В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, выделены задачи, непосредственно касающиеся воспитания культуры личности ребенка при помощи объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. В свою очередь решение данной задачи невозможно без воспитания у детей речевого этикета.

Дети ежедневно сталкиваются с разнообразными типовыми ситуациями этикетного общения и с необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами этикетно-речевого поведения. Поэтому необходимо уже с дошкольного возраста готовить детей  к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативные способности.

Для этого педагогами нашего детского сада «Солнышко» был организован проект социальной направленности на базе старшей группы для детей с речевыми нарушениями «В стране Доброты и Вежливости». В проект были вовлечены не только дети, но и их родители. Ребята в течение двух недель решали этикетные задачи. Знакомились с вежливыми словами. Учились правильно оценивать поступки и проецировать их на себя. Играли в коммуникативные игры. Узнали о происхождении вежливых слов, о всемирном дне вежливости, о том как другие народы нашей планеты приветствуют друг друга. И многое другое. Каждое утро в детском саду начиналось с лепесточка пожеланий, который вместе с родителями ребенок прикреплял к своей фотографии с надписью хорошего пожелания. Затем дети с родителями вырастили «Дерево добрых дел», где вместо листочков были фотографии с добрыми делами детей. Домашним заданием для детей и родителей было сочинение сказки о доброте и вежливости. Затем на основе одной из лучшей из сказок был создан мультфильм, в котором дети принимали непосредственное участие: раскрашивали героев сказки, озвучивали их. Для родителей на сайте нашего детского сада на страничке учителя-логопеда были выставлены консультации по воспитанию у детей культуры речи и речевого этикета.

  Надеемся, что проведение такого проекта было интересно и детям и родителям и даст свои результаты в воспитании культурных ценностей личности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми.  В процессе общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений со взрослыми,...

Проект "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики"

АктуальностьОсновная цель воспитания и обучения ребенка – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование ч...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики

Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его со...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...