Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики
проект (старшая, подготовительная группа)

Романова Екатерина Леонидовна

Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его созидания. Понять современность можно только на историческом фоне. Обозреть его мы можем только в музее, так как музей является носителем исторической памяти. Музей стал рассматриваться в системе современной культуры, образования и воспитания как сложный многофункциональный феномен, обладающий не только огромными образовательно-воспитательными возможностями, но мощным ценностно-ориентирующим потенциалом. Историко-культурное просвещение, которое осуществляется в стенах музея, основывается на включении ценностей прошлого в современную жизнь и является мощным фактором формирования нравственности, гражданской позиции, чувства патриотизма.

         Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_innovatsionnyy.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Направление: Развитие дошкольного образования

Номинация: «Инновационная программа (проект)»

                         

                   


 

Актуальность

Основная цель воспитания и обучения ребенка – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование четкой гражданской позиции, способности к личностному и профессиональному самоопределению.

Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его созидания. Понять современность можно только на историческом фоне. Обозреть его мы можем только в музее, так как музей является носителем исторической памяти. Музей стал рассматриваться в системе современной культуры, образования и воспитания как сложный многофункциональный феномен, обладающий не только огромными образовательно-воспитательными возможностями, но мощным ценностно-ориентирующим потенциалом. Историко-культурное просвещение, которое осуществляется в стенах музея, основывается на включении ценностей прошлого в современную жизнь и является мощным фактором формирования нравственности, гражданской позиции, чувства патриотизма.

         Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Важная особенность мини-музеев в  развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.        

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. К сожалению, дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с каждым годом становится больше. Причины ТНР разные, но самое главное, наши дети отстранены от окружающей действительности. Они хорошо знают, что такое смартфон и компьютер, но при этом затрудняются назвать элементарные предметы. Следовательно, для детей с речевыми проблемами, окружающая среда должна стать источником развития. Поэтому, мы пришли к необходимости использования в коррекционной работе элементов музейной технологии.

Вид проекта – творческо-исследовательский

Продолжительность проекта – долгосрочный  (один год)

Образовательные области – физическое развитие (игровая, двигательная),

социально-коммуникативное развитие (игровая. трудовая, коммуникативная), познавательное развитие (познавательно-исследовательская. игровая, конструирование), речевое развитие (коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы), художественно-эстетическое (изобразительная, музыкальная, игровая)

Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, родители (законные представители)

Цель проекта– воспитание патриотических чувств, нравственности у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Задачи:

1. Развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к городу:

  • развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально на нее откликаться;
  • содействовать становлению желания принимать участие в традициях города, чувствовать свое единство с петербуржцами;
  • развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.

2. Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно – скульптурный облик города, символику Санкт – Петербурга:

  • включить детей в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую «расшифровыванию» символов и смыслов, заложенных в архитектурно – художественных памятниках Санкт – Петербурга;
  • развивать познавательные умения: находить ассоциации, связанные  с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять;
  • способствовать развитию воображения и фантазии детей в процессе восприятия архитектурно – скульптурного облика города;
  • развивать у детей способность обосновывать свои суждения, составлять рассказы о достопримечательностях Санкт – Петербурга.

3. Создать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт – Петербурга:

  • сформировать у детей представления об улицах и архитектурных особенностях ближайшего окружения, их неповторимости и красоте;
  • познакомить детей с основными архитектурными ансамблями исторического Санкт – Петербурга, раскрыть единство архитектурно – скульптурного облика города;
  • обогащать и активизировать словарь детей за счет слов – топонимов петербургской тематики, названий некоторых деталей архитектурных сооружений.

4. Содействовать развитию художественно – творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт – Петербурге:

  • способствовать отражению представлений о Санкт–Петербурге  в рисунках, играх;
  • развивать опыт участия в проектной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт – Петербурге;
  • включать детей в создание коллекций, связанных с культурным наследием  

Санкт – Петербурга.

Формы работы в мини-музее:

  • Непрерывно-образовательная деятельность
  • Экскурсии в мини-музей
  • Виртуальные экскурсии в мини-музее
  • Практическая деятельность в мини-музее (игры, рассматривание иллюстраций, фотографий)
  • Совместные посещения достопримечательностей города с родителями
  • Конкурсы творческих рассказов
  • Выставки семейного творчества рисунков, фотографий
  • Викторины
  • Проведение праздников, развлечений
  • Сбор экспонатов (совместное изготовление с педагогами, родителями), поисковая работа

Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности  у детей выделены следующие принципы:

  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  • Доступность.
  • Наглядность.
  • Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
  • Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Ожидаемый результат

Для педагога:

  • методические разработки мероприятий, совместной образовательной деятельности с детьми, мастер-классов для родителей, копилка электронных презентаций, дидактических игр;
  • отражение интеграции музейной педагогики с разными видами детской деятельности детей;
  • овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея.

Для воспитанников:

  • появление познавательного интереса к музейной культуре, создание коллективных работ по результатам экскурсий, создание портфолио «Я живу в Санкт-Петербурге»;
  • развитие креативности через создание индивидуальных творческих работ;
  • взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом.

Для родителей: 

  • педагогическое информирование родителей по теме проекта;
  • вовлечение родителей в проведение совместных открытых мероприятий, викторин, совместных экскурсий.

SWOT АНАЛИЗ проекта

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Стабильный педагогический состав группы
  2. Педагоги группы (учитель-логопед, воспитатели) имеют высшую и первую категорию и  опыт работы в ДОУ
  3. Санкт-Петербург имеет большое количество музеев, памятников, культурно-исторических мест, что позволяет построить оптимальный маршрут в рамках проекта
  4. Возможность интеграции образовательной деятельности по программе и деятельности в рамках проекта

  1. Дети с тяжелыми нарушениями речи
  2. Часто меняющийся контингент детей (дети приходят в группу на 1-2 года)
  3. Отсутствие возможности работать с интернет -ресурсами в ДОУ
  4. Недостаточная техническая оснащенность
  5. Удаленность ГБДОУ от центра города
  6. Трудности в организации перевозки детей, для проведения экскурсий, посещения музеев и т.д.

Возможности

Угрозы

  1. Привлечение к участию родителей (законных представителей)
  2. Привлечение к участию социальных партнеров
  3. Использование опыта других ДОУ в данном направлении
  4. Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации

1.Уклонение отдельных родителей (законных представителей) от участия в совместных экскурсиях с детьми в силу занятости.

Этапы реализации проекта  (2017-2018)

I Подготовительный

1. Анкетирование, беседы, консультирование родителей. Изучение интересов, потребностей, возможностей и конкретного участия каждого родителя в совместном педагогическом проекте.

2. Создание группы единомышленников: учитель-логопед, воспитатели, родители.

3. Определение целей и задач.

4. Анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы по теме.

5. Поисковая работа по подбору материала по теме проекта

6. Выбор места для размещения мини-музея в группе, оформление.

7. Определение тем и названия мини–музея, разработка модели, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини – музея.

8. Подбор и анализ художественной литературы по теме.

9. Продумать формы взаимодействия, и составление плана работы с родителями.

II Основной


Перспективное планирование проектной деятельности

Тема

НОД

Совместная деятельность с детьми

 Оснащение мини-музея «Мой любимый город»

Работа с родителями

Сентябрь

«Знакомство с историей

Санкт-Петербурга»

Презентация на тему: «Наш город-Санкт-Петербург»

Задачи:

Образовательные:

 - закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях;

- учить правильно называть и различать различные архитектурные сооружения;

- активизировать словарь детей,

-учить отвечать на вопросы предложениями.

 - совершенствовать умение решать задачи, разгадывать ребусы;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес детей;

- развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь. Воспитательные:

 - формировать чувство любви и гордости за свой город;

-рассматривание иллюстраций,

-чтение книг о Петре I.

- заучивание стихотворений о городе,

-рассматривание фотографий с изображением города.

- настольно-печатная игра «Собери герб, флаг города».

-раскраски с видами

Санкт-Петербурга.

-фотовыставка «Город, в котором я живу» (торжественное открытие мини-музея)

Книги, игры, раскраски, иллюстрации, фотографии по теме.

- Наглядная информация на тему: «Воспитание юных петербуржцев»

- Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу совместно с

детьми.

Оформление портфолио «Я живу в Санкт-Петербурге» (в течение всего проекта)

«Район, в котором мы живем»

Виртуальная экскурсия по Калининскому району Санкт-Петербурга: «Там, где начинается город мой»

Задачи:

Образовательные:

- Сформировать  понятие «район города» - как части города.

- Уточнить представления о Калининском районе.

Развивающие:

-Развивать умение  «читать» карты и схемы.

- развивать познавательный интерес детей;

- развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь.

Воспитательные:

 - формировать чувство любви и гордости  за свой город;

-чтение книг о Калининском районе.

- рисование «Мой Калининский район».

- составление рассказов на тему: «Дом, в котором я живу»

- конструирование «Дома на моей улице».

-изготовление макета «Дом, в котором я живу» для мини-музея.

-оформление подборок иллюстраций и фотографий «Калининский район».

-

-Посещение ДДТ: музей «Из истории Калининского района»

Октябрь

«Главная улица нашего города- Невский проспект»

Виртуальная экскурсия в мини-музее по Невскому проспекту.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с историей возникновения Невского проспекта.

- показать и рассказать о достопримечательностях Невского проспекта.

Развивающие:

- развивать внимание, память, мышление, связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к наследию нашего города.

-рассматривание иллюстраций и фотографий Невского проспекта.

- чтение книг о Невском проспекте и его создании.

- рисование «Мой Невский проспект».

- заучивание стихотворений и составление рассказов о Невском проспекте.

- настольно-печатная игра «Создаем Невский проспект».

- оформление фотовыставки «Главная улица города»

(подготовка экскурсовода, организация экскурсии)

- Подборка информации для родителей по теме: «Невский проспект».

- Совместная прогулка с детьми по Невскому проспекту.

Ноябрь

«Главная площадь нашего города- Дворцовая площадь»

Виртуальная экскурсия в мини-музее по Дворцовой площади.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с главной площадью города, ее историей.

- познакомить детей с Зимним Дворцом.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес у детей.

- развивать память, внимание , мышление и связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать у детей гордость за наш город, нашу страну.

- рассматривание иллюстраций по теме.

- чтение книг о Дворцовой площади и Зимнем Дворце.

-рисование «Зимний дворец»

- разгадывание ребусов и кроссвордов по теме.

- настольно-печатная игра «Прогулки по городу».

-  оформление макета Дворцовой площади

(составление творческих рассказов)

- Проведение выставки рисунков «Дворцовая площадь-Главная площадь нашего города».

- Совместная прогулка с детьми на Дворцовую площадь.

-  Посещение музея «Эрмитаж»

Декабрь

«Нева. Невские мосты»

Виртуальная экскурсия: «Нева. Мосты Санкт-Петербурга»

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с историей возникновения Невы, ее характером в разное время года.

- обсудить значение реки для жителей города.

- познакомить детей с понятием «разводной мост».

- познакомить детей с мостами города.

- дать знания об украшении мостов: решетки, фонари, кони, грифоны.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес у детей.

- развивать память, внимание , мышление и связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать у детей гордость за наш город, нашу страну

-чтение стихотворений  о реках.

-ребус « Фонтанка».

-чтение книг о Неве и мостах.

-аппликация «Санкт-Петербург – город мостов».

- конструирование «Мосты города»

 - настольно-печатная игра Прогулка по рекам и каналам Санкт- Петербурга». «Собери картинку»,

- игра- лото «Твой Петербург».

-оформление фотовыставки «Путешествуем по рекам и каналам Санкт-Петербурга»

 ( конкурс чтецов)

- Подборка литературы по теме.

- Проведение выставки «Санкт-Петербург- город рек и каналов».

- Совместная прогулка с детьми по рекам и каналам города.

Январь

«Блокадный город. Подвиг нашего города»

Экскурсия в мини-музей: «Блокадный город. Подвиг нашего города»

Задачи:

Образовательные:

-формировать представления о героическом блокадном прошлом города.

- познакомить с жизнью детей в блокадном городе.

Развивающие:

- развивать память, внимание , мышление и связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать чувство сострадания к беде других людей.

-воспитывать гордость за подвиги нашего народа в ВОВ.

- рассматривание иллюстраций и фотографий по теме.

- рисование по теме: «Памяти блокадным детям посвящается…»

- досуг «Подвиг Ленинграда».

- изготовление макета памятника «Цветок жизни» для мини-музея.

Экспозиция  «Блокада» (подготовка экскурсовода, организация экскурсии)

- Проведение выставки детских рисунков «Памяти блокадным детям посвящается…»

- Посещение Пискаревского мемориального кладбища.

Февраль

«Город на островах:

«Васильевский остров»

1 часть

Виртуальная экскурсия по Васильевскому острову.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям понятие

 «ансамбль», познакомить с элементами ансамбля, Ростральными колоннами, зданием Биржи.

-знакомить с архитекторами -создателями, архитектурным убранством.

Развивающие:

-развивать мышление, внимание.

Воспитательные:

- формировать чувство любви и гордости  за свой город;

- воспитывать бережное отношение к городу.

- рассматривание плана стрелки Васильевского острова.

- чтение стихов.

- рассматривание иллюстраций по теме.

- дидактическая игра « Собери пазлы».

- разгадывание ребусов, кроссвордов.

домино «Петербург» дидактические игры:

« Силуэты Петербурга», « Что перепутано?»

- Экскурсия по Стрелке Васильевского острова

(квест-игра)

-

-подбор художественной литературы, стихов, загадок по теме.

- целевая прогулка

 « Стрелка Васильевского острова»

Март

«Город на островах. Заячий остров.  «Петропавловская крепость»)

 2 часть

Виртуальная экскурсия в Петропавловскую крепость.

Задачи:

Образовательные:

-дать знания о том, что Петербург расположен на островах. Понятие остров.

Познакомить с самыми крупными островами, с происхождением их названий.

- продолжать знакомить детей с историей строительства Петербурга.

-дать знания о Петропавловской крепости: начало строительства, место строительства, строение крепости, жизнь крепости,

традиции (полуденный выстрел).

Развивающие:

-развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление, связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории города.

- силуэтная аппликация,

 -конструирование из крупного конструктора

«Петропавловская крепость».

- рассматривание иллюстраций и фотографий по теме

- разгадывание ребусов и кроссвордов.

- чтение книг по теме

-дидактическая игра «Что перепутал художник»

-  фотовыставка «Мы были в Петропавловской крепости» (составление рассказов из опыта)

- Посещение Петропавловской крепости.

-подбор литературы по теме.

- оформление выставки детских работ.

Апрель

«Владыка морей: «Адмиралтейство».

Виртуальная экскурсия «Адмиралтейство»

Задачи:

Образовательные:

- дать знания об Адмиралтействе, как о памятнике истории и архитектуры. Жизнь Адмиралтейства в прошлом и настоящем.

- закрепить знания об основных элементах украшения здания: арка, шпиль, колонны, куранты, флюгер, скульптуры.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику, воображение.

-развивать память, внимание, мышление, связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к своей Родине.

- изучение  и рассматривание плана Адмиралтейства.

-заучивание стихов об Адмиралтействе.

- дидактическая игра    « Путешествие по городу»

-- настольно-печатная игра «Собери картинку»

- лото «Твой Петербург»

- оформление выставки детских работ, фотовыставки «Адмиралтейство»

(конкурс творческих рассказов)

- совместная  прогулка с родителями к Адмиралтейству

Май

«День Победы»

НОД -презентация «День Победы- 9 мая»

Задачи:

Образовательные:

- закреплять понятие «Родина», представления о защитниках Отечества.

- знакомить детей с подвигами наших солдат.

Развивающие:

- развивать внимание, память, мышление, связную речь.

Воспитательные:

-воспитывать почтительное отношение к ветеранам войны.

-беседы с детьми о Великой Отечественной Войне

- рассматривание фотографий о войне

- беседы о подвигах детей во время ВОВ

- рисование «Я помню, я горжусь!»

- слушание песен военных лет

- встреча-беседа с ветеранами войны

-оформление экспозиции «Победа, день за днем»

(подготовка экскурсовода, организация экскурсии)

- оформление выставки детских рисунков.

- участие в акции «Бессмертный полк»

- Посещение Центрального военно-морского музея.

Праздник, посвященный Дню Победы В ВОВ


III Итоговый

  • Презентация мини-музея «Мой любимый город».
  • Выпуск номера ежемесячной газеты ГБДОУ детский сад №72 Калининского района Санкт-Петербурга, посвященного инновационному проекту.
  • Участие в районном этапе Всероссийского конкурса на знание детьми государственной символики РФ.
  • Методическая разработка. Публикация.

Список литературы:

Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013.

Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович.  N 12. – 2007.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.

.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.

.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.

Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Развитие певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики"

В основе представленного педагогического проекта лежит обоснование развития певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи посредством логоритмики, ...

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...

«Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».

Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)....

Проект "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики"

АктуальностьОсновная цель воспитания и обучения ребенка – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование ч...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...

Опыт "Использование народных игр Белгородской области как средства формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) "

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоят...