Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Новикова Анастасия Анатольевна

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ее признаках, формируем лексико-грамматический строй речи, развиваем связную речь, используем игру и упражнения на развитие общей и тонкой моторики. Занятие включает задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему:  Зима. Признаки.

Аннотация к занятию:  Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ее признаках, формируем лексико-грамматический строй речи, развиваем связную речь, используем игру и упражнения на развитие общей и тонкой моторики. Занятие включает задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Подготовила: Новикова Анастасия Анатольевна

МБДОУ «Детский сад № 115», город Рязань

Учитель-логопед.

Цель: Развитие интереса и познавательной мотивации к особенностям зимних природных явлений.

Программное содержание

Коррекционно - образовательные задачи:

- обобщать и систематизировать  знания детей о зиме;

- Уточнить признаки зимы;

Коррекционные - развивающие:

- совершенствовать грамматического строя речи (образование однокоренных слов, упражнять в подборе слов-признаков)

 -  развивать общую и тонкую моторики;

- развивать зрительное восприятие;

развивать  координацию движений, совершенствование мелкой моторики,  

-развивать длительный и плавный выдох;

- развивать внимание, память, мышление;

 - развивать связной речи

Воспитательные:

- Воспитывать чувство прекрасного, доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее.

        Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы о зиме;

- Наблюдение с детьми за природными явлениями.

        Словарная работа: Сосулька, метель, сугробы, снежный ком, снежок, снежинка, снегопад, Снегурка, снеговик,  белое покрывало, холодная,  морозная,  снежная, снегири.

       Материалы и оборудование:  Посылка от Деда Мороза, снежинки на ниточках; картинки со следами животных на интерактивной доске,  картинки  по теме «Зима», лэпбуки.

Ход образовательной деятельности.

I Ориентировка к деятельности.

- Дети, давайте встанем с вами в круг:

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Вместе к  знаниям пойдем

И друзей не подведем.

- Навострите свои уши. Звук чего вы слышали только что? (Звучит аудиозапись: скрип снега)

 - Слушаем дальше (ветер, метель)

Ответы детей.

-  В какое время года можно услышать эти звуки?

Ответы детей.

- Мы сегодня с Вами продолжаем наш разговор о зиме. А сейчас мы вспомним слова, которые относятся к зиме и пройдем на свои места.

 Игра «Зимние слова»

 - Поднимаем обязательно руки, чтобы ответить. (дети называют по слову и проходят к своим  местам).

- Сядем красиво, спина ровная.

- А что делают животные в лесу зимой?

Варианты ответов детей.

- Посмотрите на доску (интерактивная доска)

Игра «Кто бегал по лесу?» (со следами диких животных).

 - Кто же пробегал по лесу? (на доске появляются  следы, а после отгадывания – картинка животного).

 - Молодцы!

Игра «Волшебный снежок»

  - Передавая снежок друг другу, будем говорить, какая бывает зима в лесу и в городе (холодная, снежная…..).

 (Раздается стук и грохот. Все оборачиваются. Входит снеговик – почтовик и двигает перед собой коробку).

Снеговик: Ох! Тяжелая какая. Здравствуйте! Это группа Семицветик?

В: Да. А эта коробка для кого?

Снеговик: Это Вашим ребятам Дед Мороз передал. Но я заблудился, пока добирался, поэтому только сейчас пришел.

В.: А что там?

Снеговик: Не знаю. Дед Мороз сказал, что вещь полезная, знания бережет. Ох и жарко у вас. Пойду, а то я таять начинаю.

 В.: Спасибо большое за посылку! До свидания! (Все прощаются)

Дети выходят на ковер. Открывают коробку, а внутри лэпбуки.

Л.: Какие интересные папки. Раз снеговик – почтовик сказал, что полезная вещь, нужно ее испробовать.

(Раздают каждому лэпбуки)

Л.: Аккуратно развязываем и открываем. Сколько тут всего интересного. Посмотрите на первую картинку. Что мы знаем о зиме?

Игра «Признаки зимы»

Ответы детей: Зимой идет снег, можно кататься на санках…..

Л.: Молодцы! Дети, вы поняли чем полезна эта папка?

Варианты ответов….

-В ней хранятся знания о зиме…..

Л.: Открываем дальше. Как вы думаете, что это? Это не просто часы, а природные. А для чего они нужны?

 - Чем отличается зима от других времен года?

Ответы: много снега, холодно, нет листьев на деревьях.

Какая картинка на часах соответствует зиме? (покажите)

 - А какие зимние месяцы вы знаете?

Ответы….

 - Февраль, какой по счету месяц зимы?

Ответы:(третий)

 - Посмотрите, на часах синий цвет прямоугольников соответствует зимним месяцам. Нам нужно повернуть картинку с изображением зимы к ним. И на третий прямоугольник навести стрелку.

 - У всех получилось?

- А теперь можно и передохнуть.

Физкультминутка.

«Прогулка по зимнему лесу»

Мы пришли в зимний лес.                     Ходьба по кругу.

Сколько здесь вокруг чудес!                 Развести руки в стороны.

Справа берёзка в шубке стоит               Руку отвести вправо и 

                                                                посмотреть на неё.  

Слева ёлка на нас глядит.                      Отвести руку влево и 

                                                                проследить за ней взглядом. 

Снежинки в небе кружатся,                   Кружатся.

На землю красиво ложатся.                   Приседают.

Вот и зайка поскакал,                             Прыжки на двух ногах 

От лисы он убежал,                                на месте. 

Серый волк рыщет,                                Руки на поясе, наклоны

Он себе добычу ищет!                            в стороны.

Все мы спрячемся сейчас,                      Медленно присесть, прячась.

Не найдёт тогда он нас. 

Лишь медведь в берлоге спит,               Имитируют сон.

Так всю зиму он проспит.

Прилетают снегири,                                Имитируют полёт птиц.

Ух, красивые они! 

В лесу красота и покой                           Развести руки в стороны.

Вот только холодно зимой.                   Обхватить руками плечи.

Составление рассказов с использование схем-карточек.

 - Садимся на свои места и достаем из папки карточки. С их помощью вы мне сейчас расскажите, что вы знаете о зиме.

Слушаем рассказы.(индивидуальные и совместные)

III. Завершающий этап.

- Все-таки хорошие папки принес нам снеговик-почтовик. Что в них полезного и интересного?

Ответы детей…

 - Мы их оставим у себя в группе и будем обращаться к ним за помощью.

Список литературы:

  1. Нищева Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб., «Детство – Пресс, 2007
  2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: издательство «Детство- Пресс», 2008

         

  1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. М.: Творческий центр «Сфера», 2007
  2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Жили-были мамам Коза и козлята"

Занятие по познавательному развитию «Жили-были Коза и козлята…»            Цели. Образовательные: Продолжать учить детей узнавать животных по час...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема:" Путешествие в страну театра".

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет в логопедической группе....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Данный конспект образовательной деятельности рекомендован для работы с детьми старшего дошкольного возраста для активизации нравственно-мыслительной работы....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: " Ателье"

Данный конспект поможет детям старшего дошкольного возраста познакомиться с с таким понятием как Ателье. У детей сформируются представления о труде взрослых в ателье.Данное занятие позволит обогатить ...