Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи на основе проекта «Богатыри Земли Русской»
проект (старшая группа)

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Проблемы обесценивания традиционных норм и ценностей, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно влияют на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и  процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем — на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).

Цель патриотического направления воспитания — содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества дошкольников с целями и задачами образовательной программы нацеливает нас педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в практике работы нашего учреждения.

         Проект «Богатыри земли русской» составлен в соответствии с требованиями ФОП ДО.

На реализацию проекта отводится 1 месяц.

          Проект направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

         Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

         Проект может быть использован педагогами дошкольных учреждений для развития познавательно-творческой деятельности, для расширения кругозора детей старшего дошкольного возраста, формирования чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bogatyri_zemli_russkoy_nash.docx170.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38» г. Сыктывкара

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Воспитание чувств патриотизма у детей

старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи   на основе проекта

«Богатыри Земли Русской»

https://cf3.ppt-online.org/files3/slide/j/JsZmSu5pV3h7qz1iYxocU9dr6vCXLgWMQayelw/slide-23.jpg

Авторы:

Коваленко Ольга Николаевна-  воспитатель

Чиркова Антонина Александровна-  воспитатель

г. Сыктывкар

2024 год

Пояснительная записка

      «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Проблемы обесценивания традиционных норм и ценностей, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно влияют на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и  процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем — на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).

Цель патриотического направления воспитания — содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества дошкольников с целями и задачами образовательной программы нацеливает нас педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в практике работы нашего учреждения.

             Проект «Богатыри земли русской» составлен в соответствии с требованиями ФОП ДО.

На реализацию проекта отводится 1 месяц.

             Проект направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

             Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

             Проект может быть использован педагогами дошкольных учреждений для развития познавательно-творческой деятельности, для расширения кругозора детей старшего дошкольного возраста, формирования чувства патриотизма.

Паспорт проекта.

Тип проекта: информационно - познавательный

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: 1 месяц

Участники проекта:

- дети старшей и подготовительной к школе группы с ТНР.

- воспитатели группы,

- учитель - логопед,

- музыкальный руководитель,

- инструктор по физической культуре,

- родители (законные представители) воспитанников.

Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Актуальность:

Какими были первые защитники земли русской? Что такое былины?  Как они возникли? Эти вопросы ставят в тупик не только дошкольников, взрослые тоже испытывают затруднения при ответе на эти вопросы.

Данный проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. Ведь во все времена любовь к Родине, патриотизм в Российском государстве были чертой национального характера.

Множество былин, сказок, пословиц, поговорок и песен сложено о русском богатыре. Былинных героев знает вся страна. И, конечно же, большинство детей хотят быть похожими на них: смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Знакомя дошкольников с былинными богатырями, мы зарождаем в них чувства гордости и любви, стремление быть похожими на этих героев и защитников Родины, ибо родная земля и накормит, и напоит, и удивит своей красотой человека. Вот только защитить сама себя она не может. Поэтому, защита родной земли – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. 
       
Гипотеза:  

     С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее – дети учатся любить и защищать друг друга, становясь взрослее, любят свою Родину и готовы защитить её в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений: Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Пера Богатырь и др. несли верную службу, защищая Родину. Если создать атмосферу заинтересованности к былинному эпосу, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма.

Цель проекта: Развитие патриотических чувств на основе знакомства детей старшего дошкольного возраста с героическими образами былинных богатырей.

Задачи: 

Образовательные

  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской.
  • Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях.
  • Вызвать интерес к языку былин, преданий о богатырях.
  • Раскрыть понятие «былинный богатырь».
  • Изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов русских воинов.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей:

Существительные: богатырь, застава, конь, лук, стрелы, меч, кольчуга, булава, палица, былина, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Русь, изба, Родина, подвиг, пословица, поговорка, славяне, предки, оружие, шлем, щит и т.д.

Наречия: сильно, отважно, быстро, смело, медленно и т.д.

Прилагательные: сильный, смелый, храбрый, добрый, воинственный, мужественный, выносливый, отважный, ловкий, бесстрашный, непреступная, богатырская, вражеская, боевая и т.д.

Глаголы: защищает, охраняет, наблюдает, воюет, стережет, побеждает, ездит, ходит, спасает, бросает, сражается, стреляет, борется, наступает, убегает, машет и т.д.

Развивающие

  • Развитие чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа.
  • Развивать умение создавать самостоятельные и совместные с взрослыми (родителями, педагогами) творческие работы на тему проекта. Активизировать детей на работу по созданию книги своими руками (работы по рисованию, аппликации, ручному труду).
  • Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, в различных формах и видах детской деятельности
  • Продолжать развивать у детей двигательную активность

Воспитательные

  • Приобщать детей к русской национальной культуре.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  • Вовлекать родителей в творческий процесс по изготовлению книги ««Богатыри земли русской».
  • Осуществление просветительской деятельности в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.

Новизна проекта: В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют эти знания в самостоятельной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Повысится заинтересованность родителей (законных представителей) и детей к возрождению народной культуры своего народа.
  • Дети научаться различать жанры литературы «сказка» и «былина».
  • У детей сформируются представления о былине, былинных героях-богатырях.
  • Дети будут знать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей.
  • Проявление творческой активности ребенка в познании окружающего мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе новых впечатлений;
  • Развить способность общаться в детском коллективе, т.е.  совершенствование диалогической речи;
  • Осуществить просветительскую деятельность в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.

Механизм реализации проекта: В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников.

Дети, ставшие участниками проекта, реализуют свои возможности в разных видах деятельности:  

  • в игре, посвященной роли богатыря-защитника;
  • при беседах, где активизируется речь и поощряется словотворчество;  
  • в продуктивной деятельности они знакомится с разными средствами воплощения художественного замысла;  
  • у ребёнка проявляется самовыражение, через продуктивную   деятельность.

Самостоятельная деятельность детей рассматривается как форма проявления творческой активности детей, участвующих в проекте. Взрослые (педагоги и родители) помогают, направляют ребят, являются соучастниками творческих выставок, конкурсов, развлечений.

Сроки реализации проекта: январь- февраль.

Отдельные формы взаимодействия педагога с детьми, могут быть использованы в разные периоды времени, согласно календарному плану ФОП.

Из календаря праздников по ФОП, мы вычленили те даты, куда можно включить темы из нашего проекта.

4 ноября - День народного единства. 

30 ноября - День Государственного герба Российской Федерации.

3 декабря - День неизвестного солдата.

9 декабря: День Героев Отечества.

23 февраля - День защитника Отечества.

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Помощь родителей

1 этап: Организационный

  • Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
  • Постановка цели и задач.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Подбор иллюстраций, картин, сюжетных картинок по теме проекта.
  • Пополнить предметно-развивающую среду групповой комнаты наглядными материалами по изучаемой теме.
  • Информирование родителей о предстоящей деятельности.

Русские былины и сказки, доступные детям старшего дошкольного возраста с ТНР:

«Алеша Попович и Тугарин Змей»,

«Первый бой Ильи Муромца»,

«Как Илья Муромец богатырем стал»,

«На заставе богатырской»,

«Илья Муромец и Соловей - разбойник»,

«Про прекрасную Василису Микулишну»,                                              

«Святогор - Богатырь»,

«Пера Богатырь».

1этап: мотивационный:

ОС: Чтение сказки А.С.Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

После прочтения сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», у детей могут появиться вопросы на тему «Кто такие богатыри?», «Чем занимались богатыри?», «Как стать богатырем?» и интересоваться жизнью богатырей и наших предков. Далее можно провести с детьми беседу «Былинные богатыри». Используя метод трех вопросов.

Вопросы для беседы с детьми:

1.Что вы знаете   о былинных богатырях?  

  • Жили давно
  • Они воевали с врагами
  • Богатыри – мужики сильные, смелые, огромные, ездят на лошадях
  • Сражались со злодеями, драконами
  • Это мужчины, которые всех побеждают. Их зовут Алеша, Добрыня, Илья
  • Сражались со злыми людьми. Знаю сказку «Три богатыря».

2.Что бы вы хотели узнать?

  • Кто такие русские богатыри?
  • Какие подвиги совершали богатыри?
  • Что такое Древняя Русь?
  • С кем сражались богатыри?
  • Что надевали на себя богатыри перед боем?
  • Как стать богатырем?
  • В чем кроется секрет силушки богатырской?
  • Откуда появились богатырские кони?
  • Что такое былина и кто их сочинял?
  • Кто рассказывает былины?

3.Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Обсуждение вариантов поиска информации:

  • Спросить у взрослых.
  • Чтение книг, энциклопедий.
  • Просмотр телепередач, мультфильмов, фильмов.
  • Узнать в интернете.
  • Экскурсия с родителями в музей.

Слушание сказки, раскрашивание раскрасок по сказке.

Совместное оформление выставки книг «Сказки и былины о богатырях земли русской».

Совместный с родителями поиск на поставленные вопросы.

Консультация на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

(приложение «Работа с родителями»).

Поиск информации вместе с детьми о былинных богатырях.

Подбор иллюстративного материала по теме проекта

2 этап: проблемно- деятельностный. Наиболее эффективными в данный период могут быть такие формы и методы работы с детьми:

  • чтение былин и сказок о богатырях,
  • тематические занятия,
  • беседы,
  • виртуальные экскурсии,
  • разучивание пословиц, поговорок и стихов,
  • выставки детского творчества,
  • рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных художников,
  • спортивное развлечение,
  • подвижные игры,
  • дидактические, словесные и настольно-печатные игры,
  • просмотр презентаций, мультфильмов,
  • слушание музыки.

2 этап: проблемно- деятельностный.

Чтение сказки «Как Илья Муромец богатырем стал»

Чтение былин:

- «Как Илья Муромец богатырем стал»

 - «Первый бой Ильи Муромца»,

- «Алеша Попович и Тугарин Змей».

- «Илья Муромец и Соловей - разбойник»

- «Про прекрасную Василису Микулишну»,

 - «Святогор - Богатырь»

- «Пера богатырь»

Просмотр мультфильмов: 

- «Илья Муромец и соловей разбойник»,

- «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

- «Алёша Попович и Тугарин Змей»

Раскраски «Богатыри»

Загадки о богатырях и их доспехах (Приложение №1).

Виртуальные экскурсии:

-по Древней Руси

- «В гости к художнику В. Васнецову».

 Психо – моторное речевое занятие

«Как Илья из Мурома богатырем стал»

(Приложение № 2)

-Логопедическое занятие в старшей группе по теме «Мы- богатыри» (приложение 3)

НОД:

- «Богатыри - защитники земли русской». (приложение 4).

- Рассказывание по картине В. Васнецова «Богатыри» (приложение 5)

- Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря»

- Составление описательного рассказа о богатыре (приложение 6).

- «Доспехи богатырей»

- «Знакомство с Перой богатырем» (приложение 7)

Беседы:

- «Наш дом – Россия»,

- «Кто такой русский богатырь?»,

- «Где жили русичи»».

- «Богатырские доспехи»

- «Оружие богатырей»

- «Женщины – богатыри».  

- «Коми богатыри»    

- «Подвиги русских богатырей»

 

Рассматривание репродукций картин: В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»

 Рассматривание иллюстраций, презентаций с изображением богатырей. (приложение 17)

Продуктивная деятельность:

- Рисование «Богатыри земли русской» (приложение 8).

- Конструирование из мелкого строительного материала «Богатырская застава»

- Лепка «Змей Горыныч» (приложение 9).

- Ручной труд

 «Шлем богатыря» (приложение 10)

  «Щит богатыря» (приложение 11)

- Конструирование «Конь» (Приложение 12).

- Конструирование из бумаги «Богатырь».

(приложение 13)

- Сюжетное рисование по былинам о русских богатырях.

Дидактические игры

- «Собери богатыря в дорогу»

- «Угадай о ком говорю»

- «Назови и объясни»

- «Подбери слова»

- «Да-нет»

- «Накорми богатыря»

(приложение 14)

Подвижные игры:

- «Чья дружина быстрее соберется»,

- «Меткий стрелок»

- Перетягивание каната

- «Вытолкни из круга»

- «Сбей богатыря с коня»

- «Кто больше соберет камней»

- «Перетяни богатыря»

- «Выручай»

- «Не попадись» и т.д.

(приложение 14).

Заучивание:

-  пословиц и поговорок о силе, мужестве, отваге, о Родине и её защитниках (приложение 15).

- Заучивание стихотворения В.Берестова «Богатыри». (приложение 16)

Сюжетно-ролевые игры 

- «Богатырские забавы»

- «Богатырская застава»

- «Богатыри земли Русской» (приложение 14)

Слушание:

-  отрывка из оперы Римского-Корсаково «сказка о царе Салтане» (2 чудо)

- Н.А.Римский-Корсаков «Сеча при Керженце»

- отрывка из оперы «Хованщина» Римского-Корсаково.

- А. Пахмутова «Богатырская сила»

Слушание былин, просмотр презентации, участие в беседах, изготовление творческих продуктов, раскрашивание раскрасок, рассматривание альбомов, книг о богатырях, просмотр мультфильмов.

Изготовление и приобретение богатырских доспехов (щиты, шлемы и мечи)

изготовление атрибутов к сюжетно- ролевым играм.

Папка – передвижка «Защитники земли русской» (приложение «Работа с родителями»)

Составление творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырём», сочинение сказок о богатырях (приложение «Работа с родителями»)

Помощь в изготовлений альбомов: «Богатыри Земли Русской», «Пословицы и поговорки о богатырях и о Земле русской»

Спортивное развлечение «Богатырская сила» (приложение «Работа с родителями»)

Блиц - опросы, в которых родителям вместе с детьми предлагается придумать интересные вопросы по содержанию былин:

  • Назовите самый известный подвиг Ильи Муромца?
  •  Назвать имена богатырей русских былин на картине В. Васнецова «Богатыри» 
  • Кто из богатырей просидел на печи тридцать лет?
  • Кто из богатырей был сыном попа? и т.д.,

3 этап: итоговый. 

  • - Сюжетно-ролевая игра «Богатыри на заставе»
  • - Альбомы: «Богатыри Земли Русской», «Пословицы и поговорки» (наглядный и информационный материал по теме (приложение 17)
  • - Викторина «Путешествие по былинам» (приложение 18)
  • - Театрализованные вечер досуга «Три богатыря». (приложение 19)
  • - Книга своими руками «Богатыри Земли Русской»

На этом этапе предлагаем использовать следующие формы и методы работы с детьми:

  • пересказ былин в игровой форме,
  • инсценировки;
  • дидактические, словесные и настольно-печатные игры
  • продуктивная деятельность;
  • викторина,
  • просмотр фильмов о былинных героях Руси;
  • этюды на создание выразительных образов богатырей, Соловья - разбойника, и т. д.;
  • использование книжек - раскрасок «Богатыри древней Руси»;
  • изготовление книги «Богатыри Земли Русской».
  • выставки совместного детско – родительского творчества,
  • составление творческих рассказов.
  • Выставка творческих работ детей и родителей «Богатыри Земли Русской».
  • Досуг «Богатырские забавы».
  • Помощь в оформлении книги «Богатыри Земли Русской».
  • Викторина «Путешествие по былинам».

Критерии эффективности проекта:

  • Углубление знаний о Родине – России;
  • Сформированы элементарные представления об исторических событиях на Руси через знакомство с произведениями искусства (живопись, музыкальные произведения, устное народное творчество – былины, сказки);
  • Сформированы знания о былине, их отличительных особенностях от других литературных жанров, и былинных героях – богатырях;
  • Сформированы первичные ценностные представления;
  • Совершенствование диалогической речи; умения детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы, описывать предмет, составлять мини рассказы по картине, описывать свои впечатления и высказывать своё мнение;
  • Сформирована способность само выражаться, через игровую, творческую и продуктивные виды деятельности;

В данном проекте использование содержания былин рассматривается как основное средство для достижения поставленной цели и задач, и вместе с тем предлагается использование как известных педагогических методов и приёмов, так и новых в системе взаимодействия: педагог – ребёнок – семья с последующим внесением изменений в предметно – развивающей среде.

Реализация проекта позволит:

  • пробудить интерес детей к изучению истории Земли Русской.
  • развивать эстетический вкус, через слушание музыкальных произведений, чтение художественной литературы, былин, сказок, рассматривание репродукции картин художников
  • научить детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, используя формы речевого этикета, что является следствием развития связной речи (этому способствуют беседы с детьми).
  • расширить и уточнить представление о предметном мире, об истории предметов, что способствует развитию познавательных интересов детей. (этому способствует рассматривание иллюстрации, просмотр презентации и виртуальные экскурсии).
  • развивать воображение, творческие способности, через отражение накопленных впечатлении в изобразительной деятельности.
  • установить в процессе работы тесное сотрудничество с родителями.

Таким образом, данная работа будет способствовать формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам патриотического воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.

Мы предлагаем не бояться использовать былины в работе с детьми дошкольного возраста. Они помогают духовному становлению ребёнка, сближают всех участников педагогического процесса.

Педагогическая значимость:

  • Созданы условия для организации непрерывного ознакомления с историей земли русской на основе знакомства с былинными богатырями.
  • Появилась реальная возможность формирования у детей чувств патриотизма, выражающихся в чувстве гордости и ответственности за родную страну.
  • Создаются условия для развития творческих проявлений личности ребенка.

Практическая значимость: 

  • Сформированы элементарные представления об исторических событиях на Руси.
  • Дети познакомились с былинами и их героями-богатырями. Для многих ребят, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни. 

Целевая аудитория:

Проект может быть использован, как педагогами дошкольных учреждений для развития познавательно-исследовательской деятельности, для расширения кругозора детей старшего дошкольного возраста, формирования чувства патриотизма,  руководителям кружков, для приобщения детей к истокам русской народной культуры, так и родителями, для  организации познавательно-творческой деятельности детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Обеспечение проекта:

Материально-техническое:

  • сборники былин;
  •  иллюстрации к былинам,
  • литература по теме,
  • репродукции картин В.М. Васнецова, Васильева,
  • иллюстрации, фотографии по теме,
  • аудиозаписи произведения А. Пахмутовой «Богатырская сила», Мусоргский «Богатырские ворота», Е. Стрельникова «Русь былинная», Р. Нуриева «Бесконечное обаяние волн»,
  • аудиозаписи былин,
  • ноутбук,
  • мультимедиа
  • спортивный инвентарь

Методическое:

  1. Программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
  2. О.А. Соломенникова «Радость творчества»;
  3. И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»;
  4. Г.А. Антонова «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»;
  5. Т.Я. Шпикалова «Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество»;
  6. Н.В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду».  Литература:
  7. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».
  8. Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников».
  9. Н. Ф. Тарловская «Обучение конструированию и ручному труду».
  10.  Ветохина А. Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 192 с.
  11.  Патриотическое воспитание дошкольников в проекте «Недаром помнит вся Россия» «ДС будущего. Гал. творч. проектов» №3/2014. стр20

Интернет - источники:

1. http://nahideti.ucoz.ru/index/proekt_quot_russkie_bogatyri_quot/0-359 

2. http://www.maam.ru/detskijsad/planirovanie-po-teme-zaschitniki-otechestva-v-podgotovitelnoi-grupe.html 

3. https://infourok.ru/kalendarnotematicheskoe-planirovanie-na-nedelyu-bogatiri-zemli-russkoy-1859044-page2.html 

4. http://www.maam.ru/obrazovanie/bogatyri 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

   Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – о...

Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

   Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – о...

«Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».

Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)....

Проект "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики"

АктуальностьОсновная цель воспитания и обучения ребенка – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование ч...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики

Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его со...

Методическая разработка Образовательный проект «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»

   Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям: от...