Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Комплекс упражнений разработан на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно», Москва, 2007г.; «Современной системы коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В.Нищевой, Санкт-Петербург, 2024 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_uprazhneniy.docx | 94.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
(разработан на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно», Москва, 2007г.; «Современной системы коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В.Нищевой, Санкт-Петербург, 2024 г.)
Сентябрь. 3 неделя | |
Осень | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Дует, дует ветер, дует, задувает | Энергичные взмахи руками |
Желтые листочки с дерева срывает. | Имитация срывания листьев |
Падают листочки прямо нам под ножки | Наклон вперед, руки касаются ног |
2. Развитие мелкой моторики | |
Ветер по лесу летал, | Плавные, волнообразные движения ладонями. |
Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, | Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку. (Н. Нищево) | Спокойно укладывают ладони на стол. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Рот открыть (удерживать под счет до 10); попеременное открывание и закрывание рта |
Упражнения для губ | «Трубочка» (губы в улыбке-трубочке) |
Упражнения для языка | «Лопаточка» (удержание под счет до 10) |
4. Развитие мимических мышц | |
Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко. | Улыбнулись, обрадовались |
Но вдруг набежала тучка. | Нахмурились, огорчились |
Но ветер унес тучки и вы снова... | Улыбнулись |
Сентябрь. 4 неделя | |
Деревья осенью | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Листья осенние тихо кружатся, | Дети кружатся но цыпочках, руки в стороны. |
Листья нам под ноги тихо ложатся, | Приседают. |
И под ногами шуршат, шелестят, | Движения руками вправо, влево. |
2. Развитие мелкой моторики | |
На березе, на осине Догорели листья... | Поочередно сильно сжать пальцы на правой, левой руках. |
Дунул ветер, и рябина Уронила кисти... | Разжать и тихонько положить на стол руки. |
Дождик моет желтый луг Ржавый и шершавый | Поглаживание кисти правой, а затем левой руки. |
И земля вздыхает: — Уф!... Отдохну, пожалуй... (В. Фетисов) | Спокойно положить руки на стол. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Попеременное открывание, закрывание рта |
Упражнения для губ | «Бублик» — «Трубочка»; «Воздушный поцелуй»; беззвучная артикуляция звуков А, У |
Упражнения для языка | Самомассаж языка: покусывание (дя-дя-дя), шлепать губами — расслабление (пя-пя-пя) |
4. Развитие мимических мышц | |
Улыбнулись, огорчились, удивились, рассердились |
Октябрь. 1 неделя | |
Овощи, огород | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
В огород пойдем, урожай соберем. | Шаги на месте. |
Мы моркови натаскаем | «Таскают», |
И картошки накопаем. | «Копают». |
Срежем мы кочан капусты, | «Срезают» |
Круглый, сочный, очень вкусный. (Н. Нищева) | Показывают круг руками (три раза). |
2. Развитие мелкой моторики | |
У Лариски — две редиски. У Алешки — две картошки. У Сережки сорванца — два зеленых огурца. А у Вовки — две морковки. Да еще у Петьки — две хвостатых редьки. (В. Волина) | По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Сомкнуть зубы, открыть — закрыть рот |
Упражнения для губ | Почмокать губами, пошлепать губами |
Упражнения для языка | Удержать язык у нижних зубов под счет до пяти; покусать язык зубками |
4. Развитие мимических мышц | |
Как хорошо, когда ты улыбаешься, Как хорошо, когда ты удивляешься, Но как же нам невесело, Когда ты сердишься и огорчаешься. |
Октябрь. 2 неделя | |
Фрукты. Сад | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Как румян осенний сад! | Легкие хлопки по щекам. |
Всюду яблоки висят. | Руки поднять вверх. |
Краснобоки, краснощеки, | Руки на поясе. |
На ветвях своих высоких | Руки поднять вверх. |
Точно солнышки горят | Соединить руки в круг («солнышко»). |
2. Развитие мелкой моторики, «Компот» | |
Будем мы варить компот, | Левую ладошку держат «ковшиком». |
Фруктов нужно много. Вот: | Указательным пальцем правой «мешают». |
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. | Загибают по одному пальцу, начиная с большого. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Покашливание |
Упражнения для губ | «Вкусное варенье» |
Упражнения для языка | «Почистим зубки» (верхние зубы изнутри). |
4. Развитие мимических мышц | |
Пришли в сад. Какие большие яблоки! | Удивление |
А какие сочные груши! | Восхищение |
А как их много! | Радость |
Откусили кусочек яблока, а там червячок. | Разочарование |
Октябрь. 3 неделя | |
Насекомые | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Пчелы гудят, | Легкие хлопки по щекам. |
В поле летят. | Руки поднять вверх. |
С поля идут, Медок несут. (Народная песенка) | Руки на поясе. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Божья коровушка, Полети на облачко. | Рукой изображают «брюшко» божьей коровки. |
Принеси нам к осени, Мы тебя попросим: | Сверху «брюшка» поглаживающие движения другой рукой. |
В огород бобы, В лес ягоды, грибы, В родник — водицу, В поле — пшеницу. | Поочередно загибают пальцы на руке. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Имитация жевания |
Упражнения для губ | Удержать губами «витаминку» |
Упражнения для языка | «Иголочка»; «Киска лакает молоко» |
4. Развитие мимических мышц | |
Какая красивая стрекоза! | Улыбнулись |
Как сверкают её крылышки! | Обрадовались |
Сильный осенний ветер сдул стрекозу с цветочка. | Огорчились |
Но стрекоза вспорхнула и улетела. | Восхитились |
Октябрь. 4 неделя | |
Перелетные птицы. Водоплавающие птицы | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку! | Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх. |
Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку! | Присели. Руками производят волнообразные движения. |
Зеленые лягушки Попрыгали в реку. Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку! (М. Клокова) | Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Эта птичка — соловей, эта птичка — воробей, Эта птичка — совушка, сонная головушка. Эта птичка — свиристель, эта птичка — коростель. | Дети загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Эта птичка — злой орлан. | Машут сложенными накрест ладонями. |
Птички, птички, по домам! (Н. Нищево) | Машут обеими руками, как крыльями. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Открывать и закрывать рот под счет до 5; резко опустить челюсть вниз |
Упражнения для губ | «Трубочка» — «Рупор» (5 раз) |
Упражнения для языка | «Лопатка», «Иголочка» |
4. Развитие мимических мышц | |
Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много! | Удивление |
Надолго хватит! | Радость |
Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды... | Огорчение |
Но ведь это мои друзья! | Улыбка |
Ноябрь. 1 неделя | |
Ягоды и грибы. Лес осенью | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Мы шли, шли, шли, | Маршируют, руки на поясе. |
Бруснику нашли. | Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, и наоборот. |
Раз, два, три, четыре, пять, | Маршируют. |
2. Развитие мелкой моторики, «Опята» | |
На пеньке живет семья, | Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки. |
Мама, папа, братья, я. | Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают. |
Дом у нас один, а крыша, Есть у каждого своя. | Две руки вместе ладонями вверх. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Рот открыть: движение нижней челюсти вправо—влево |
Упражнения для губ | Оттянуть нижнюю губу вниз. Удержать под счет до 6—8. Вернуть в исходное состояние. Поднять верхнюю губу. Удержать под счет до 6—8. Вернуть в исходное состояние. |
Упражнения для языка | Прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы (4 раза); «Пароход гудит» (ы-ы-ы~ы). |
4. Развитие мимических мышц | |
Представьте, что вы в лесу и вдруг... Какой большой гриб боровик! | Удивление |
А рядом — красная шапочка! | Радость |
Но это оказался мухомор... | Огорчение |
Да их здесь не один, а множество! | Сердите лицо |
Ноябрь. 2 неделя | |
Домашние животные | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Жить котенку интересно, Прыгнул бабушке на кресло. Пряжу принялся мотать, Где котенок – не видать… Размотали пряжу – и нашли пропажу! | Действия по тексту. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. За ней козленочек бежит, Колокольчиком звенит. | Указательный палец и мизинец изображают рога. На третью и четвертую строчки- пальцы соединены в щепотку, опущены вниз (изображать позванивание колокольчиком). |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Открыть рот (подержать под счет до пяти); движение челюстью вправо — влево |
Упражнения для губ | Почмокать губами, пошлепать губами |
Упражнения для языка | Почистить нижние зубки (с внутренней стороны); почистить верхние зубки «Киска сердится» |
4. Развитие мимических мышц | |
Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб. |
Ноябрь. 3 неделя | |
Дикие животные | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
По сухой лесной дорожке Топ-топ-топ- топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. | Исходная позиция: стоя, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях. Дети делают частые шажки |
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка или дочки. | «Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды» |
2. Развитие мелкой моторики | |
У лисы в лесу глухом есть нора надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу. | Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждом двухстишьи. |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. (В. Польчинскойте) | Дом — ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | «Оскал» — «трубочка» (чередование) |
Упражнения для губ | «Маляр»; «Почистить верхние зубки» |
Упражнения для щёк | «Лесной хомяк» (надули щечки) - «Суслик» (сдули щечки) |
4. Развитие мимических мышц | |
В лесу бегает злой волк. | Нахмурить брови |
Вдруг не стало волка. | Поднять брови |
Это мишка косолапый прогнал злого волка. | Подмигнуть правым глазом |
Ноябрь. 4 неделя | |
Одежда. Обувь | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Я умею обуваться, если только захочу, | Топают ногами. |
Я и маленького братца обуваться научу. | Руки перед грудью — «маленький братец» |
Вот они, сапожки. | Наклоняются вперед. |
Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. | Поглаживающие движения снизу вверх: левой и правой ног. |
Если дождичек пойдет, Наденем калошки. (Е. Благинина) | Топают ногами. |
2. Развитие мелкой моторики, «Новые кроссовки» | |
Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козленок маленький обувает валенки. А сыночек Вовка — новые кроссовки. | Загибают на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших. |
Вот так, вот так, новые кроссовки. (Н. Нищева) | Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Имитация жевания |
Упражнения для губ | Почмокать губами; пошлепать губами |
Упражнения для языка | Мы прижмем язык губами (пя-пя-пя), а потом прижмем зубами (тя-тя-тя). «Качели» |
4. Развитие мимических мышц | |
Однажды купила мама Тане новые ботинки. | Радость |
Ботинки оказались маленькими. | Огорчение |
Проснулась на следующее утро Таня, а рядом новые ботинки. | Удивление |
Ботинки как раз впору! | Восхищение. |
Декабрь. 1 неделя | |
Зима | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Рано утром на полянке Веселятся две снежинки Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? | Выполнение действий по тексту. |
2. Развитие мелкой моторики, «Снежок» | |
Раз, два, три, четыре, | Загибают пальчики, начиная с большого. |
Мы, с тобой снежок слепили. | Лепят, меняя положение ладоней. |
Круглый, крепкий, очень гладкий. | Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. |
И совсем-совсем не сладкий. | Грозят пальчиком. |
Раз, два, три, четыре, | Загибают пальчики, начиная с большого. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для губ | Улыбнулись |
Упражнения для языка | «Почистить» нижние зубки; высунуть язык «лопаточкой» и сдуть снежинки со своего стола. |
4. Развитие мимических мышц | |
Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться, Мы умеем сердиться, Мы умеем огорчаться. | Выполнение действий по тексту. |
Декабрь. 2 неделя | |
Мебель | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Большая желтая луна Бледнеет и заходит | Изображают «большую луну» руками над головой. |
Погасли звезды, и видна | Руки в стороны, |
Заря. И солнце всходит. | Руки вверх. |
Я встану, а луне — в кровать | «Луна» над головой. |
До вечера ей надо спать! (И. Лопухина) | Изображают «спящую» луну. |
2. Развитие мелкой моторики. «Стул, стол» | |
Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье. | Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок. |
У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка. (В. Цвинтарный) | Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Открывание и закрывание рта |
Упражнения для губ | Покусать верхнюю губу нижними зубами; покусать нижнюю губу верхними зубами; удерживать улыбку под счет до пяти |
Упражнения для языка | «Почистим зубки» (нижние) «Лошадка» |
Упражнения для выработки воздушной струи | Сдувание ватного шарика со стола (упражнение «Подуй на язычок») |
4. Развитие мимических мышц | |
Опосредованная гимнастика (применяется набор картинок с различными выражениями лица). |
Декабрь. 3 неделя | |
Посуда | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот. | Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут. |
Я чай кипячу, клокочу и кричу: | Топают. |
— Эй люди, я с вами чай попить хочу! (Американская песенка) | Призывные движения правой рукой. |
2. Развитие мелкой моторики, «Машина каша» | |
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. | Указательным пальцем правой руки дети мешают «кашу» в левой ладошке. |
Положила Маша кашу Кошке — в чашку, Жучке — в плошку, А коту в большую ложку. В миску - курицам, цыплятам, И в корытце — поросятам. | Загибают по одному пальчику на левой руке. |
Всю посуду заняла, | Разжимают кулачок. |
Все до крошки раздала. (Н. Нищева) | Сдувают «крошки» с ладошки. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать под счет |
Упражнения для губ | Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать под счет. Опустить нижнюю губу {видны нижние зубы), удержать под счет. |
Упражнения для языка | «Чашечка» (удерживаем на счет) |
4. Развитие мимических мышц | |
Легко сомкнуть веки; плотно сомкнуть веки; закрыть правый глаз, затем левый; подмигнуть |
Декабрь. 4 неделя | |
Новогодний праздник | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Ждут красавицу колючую | Рисуют руками елочку. |
В каждом доме в декабре. | «Дом» |
На ветвях зажгут фонарики, | «Фонарики» |
Искры брызнут в серебре. | Руки над головой, пальцы оттопырены. |
Сразу станет в доме празднично, Закружится хоровод. | Берутся за руки и становятся в хоровод. |
Дед Мороз спешит с подарками — Наступает Новый год. | Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Мы на елке веселились, | Ритмичные хлопки в ладоши. |
И плясали, и резвились. | Ритмичные удары кулачками. |
После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. | Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. Рисуют руками большой круг. Ритмичные хлопки в ладоши. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Спокойное открывание и закрывание рта. «Обезьянки». |
Упражнения для губ | Вибрация губ («фырканье лошади»). |
Упражнения для языка | «Лопатка» — «Иголочка» (5 раз). |
Январь. 2 неделя | |
Транспорт | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Вращая руками воображаемый руль, дети быстро «мчатся» по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. «Шофёр» должен суметь правильно среагировать на зелёный, красный, желтый свет - цветные кружки. | |
2. Развитие мелкой моторики, | |
Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофёра, Без сигнала светофора, Шла, сама куда не зная, Шла машина заводная. | Попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе. Поочерёдно отрывать пальцы от стола, начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони, а затем опустить пальцы на стол. То же выполнить левой рукой. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для губ | Округлить губы при сближенных зубах. Удержать под счет до пяти (1—5 р) |
Упражнения для языка | «Часики» |
4. Развитие мимических мышц | |
После массажа любуемся собой: возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались. |
Январь. 3 неделя | |
Профессии | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Снега прошли немалые, а все идут, идут.., | Шаги на месте. |
Дворники усталые метут, метут, метут | Имитация взмахов метлой. |
Гремят они лопатами | Хлопка ладонями. |
Под тучами лохматыми | Взмахи руками над головой. |
Метёлками шуршат. | Имитация взмахов метлой. |
На улицах, на улках, в дворах и закоулках. | Взмахи руками вправо, влево (2раза) |
2. Развитие мелкой моторики, «Маляры» | |
Маляры извёстку носят, | Дети руками изображают «ковшики». |
Стены кистью купоросят. | Поглаживающие движения правой рукой по ладонью левой руки. |
Не спеша разводят мел Я бы тоже так сумел. | На ладони правой руки круговые движения указательным пальцем левой руки и наоборот. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Рот открыть и удерживать открытым под счет до шести. «Расчесывание» нижней губы, а затем верхней губы зубами. |
Упражнения для губ | «Трубочка» — «Поцелуй». «Едем на машине» |
Упражнения для языка | «Расчесывание» зубами языка. Покусывание и пошлепывание языка. |
Январь. 4 неделя | |
Профессии | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Мастера пустили в дело | Шагают на месте. |
Иглы, ножницы, утюг. | «Шьют», «режут», «гладят». |
За шитье взялись умело | «Шьют» |
Много быстрых, ловких рук. | Перекрестные движения руками перед собой |
Получайте свой заказ! | Предлагают заказ. |
Все по мерке, в самый раз. | Движение руками от головы до ног. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Вышивает, шьет иголка, Пальцу больно, Пальцу колко. | Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка. Иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке. |
А наперсток в тот же миг К девочке на пальчик прыг! | Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток. |
Говорит иголке: «Шей, | «Шьют» |
А колоться ты не смей!» (М. Кулъская) | Грозят указательным пальчиком левой руки. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Спокойное открывание-закрывание рта. Удержание открытого рта под счет до пяти. |
Упражнения для губ | «Улыбка» — «Трубочка» (губы в улыбке-трубочке). |
Упражнения для языка | Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней. «Болтушка» — движение языком вперед-назад. |
Февраль. 1 неделя | |
Орудия труда. Инструменты | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Летят опилки белые, Летят из-под пилы. | Дети парами «пилят» пилой. |
Это плотник делает Рамы и полы. | Руками рисуют квадрат. |
Топором, рубанком Выстругивает планки. | Изображают работу топором, а затем рубанком. |
Сделал подоконники Без сучка-задоринки. (С. Баруздин) | Стряхивают «опилки» с рук и одежды. |
2. Развитие мелкой моторики, | |
Листья падают в саду, Я их граблями смету. (В. Цвынтарный) | Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для щёк | Надуть левую щеку; надуть правую щеку; надуть обе щеки одновременно; втянуть щеки в рот. |
Упражнения для губ | Произнести артикуляцией: а-э-о-у-ы-и. |
Упражнения для языка | «Барабанщики» (язычком за верхними зубами: |д-д-д-д-д); «Лошадка»; «Грибок». |
4. Развитие мимических мышц | |
Опосредованная гимнастика (применяется набор картинок с различными выражениями лица). |
Февраль. 2 неделя | |
Животные жарких стран | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Рвать цветы легко и просто | Взмахи руками перед собой. |
Детям маленького роста. | Приседают. |
Но тому, кто так высок, | Тянутся за руками вверх. |
Нелегко сорвать цветок! (С. Маршак) | Наклоняются. Достают руками до носочков. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Где обедал воробей? | Дети машут перекрещенными ладошками. |
В зоопарке у зверей. | Ладошки изображают раскрывающуюся пасть. |
Пообедал я сперва за решеткою у льва, Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. | На каждое название животного загибают по одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке. |
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. (С. Маршак) | Опять изображают раскрывающуюся пасть животного. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Движение челюстью вправо — влево. |
Упражнения для губ | Спеть песенку: а-э-и-о-у-ы. |
Упражнения для языка | Язык «шалун» (открыть рот, язык поднимать вверх, опускать вниз} |
Февраль. 3 неделя | |
Комнатные растения | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
На солнечном окошке | «Солнце» над головой. |
Фиалка расцвела — | «Цветочек». |
Лиловые цветочки Тихонько подняла. | Взмахи рук снизу-вверх. |
Средь листьев она прячется, Не любит лезть вперед, | Закрывают лицо руками. |
Но всякий к ней наклонится | Наклоняются, не касаясь руками пола. |
И бережно возьмет. (по Е. Серовой) | Тихонько встают. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Раз, два, три, четыре, пять, Буду я цветы считать: | Загибают по одному пальчику на каждой руке. |
Бегония, фикус, фиалка, герань, и кактус – всего получается пять. | Разгибают по одному пальчику. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Спокойное открывание и закрывание рта. |
Упражнения для губ | Поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы). «Трубочка» — «Поцелуй». |
Упражнения для языка | «Лошадка», «Грибок». |
4. Развитие мимических мышц | |
Опосредованная гимнастика
|
Февраль. 4 неделя | |
Рыбы | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Рыбка плавает в водице, | Дети стоят в кругу |
Рыбке весело играть. | Волнообразные движения руками. |
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. | Бегут друг за другом. |
Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла; Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (М. Клюкова) | Далее по тексту. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Приплывали две севрюги | Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги. |
У них спины словно дуги. | Выгибают ладони тыльной стороной вверх. |
Налетели с двух сторон. | Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу. |
Ты, акула, выйди вон. (В. Волина) | Делают толчок ладонями от себя. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Легкое постукивание зубами (губы разомкнуты) |
Упражнения для губ | Отставление нижней губы от зубов и десен; втягивание нижней губы внутрь рта |
Упражнения для языка | «Качели» (движения языком вверх — вниз): к верхней, нижней губе; к верхним, нижним зубам; к верхним, нижним альвеолам. «Парус» |
4. Развитие мимических мышц | |
Нахмурить брови; подмигнуть |
Март. 1 неделя | |
Ранняя весна. Мамин праздник | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Чей сегодня день рожденья? Для кого пекут пирог? | Дети пожимают плечами. |
Для кого расцвел весенний, Первый мартовский цветок? | Руки над головой изображают «цветок». |
Для кого, для кого? Догадайтесь сами. | Руки на поясе. |
И пирог и цветок | Руки перед собой, а «цветок» над головой. |
Мы подарим маме. (Ю. Никонова) | «Дарят» воображаемой маме |
2. Развитие мелкой моторики, «Помощники» | |
Вот помощники мои, их как хочешь поверни. ( Раз, два, три, четыре, пять, не сидится им опять. Постучали, повертели и работать расхотели. Этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать, Этот рядом прикорнул, этот пальчик уж уснул. | Выполнять движения пальцами в соответствии с текстом. |
3. Развитие мимических мышц | |
Если солнышко проснулось, утро засияло | Радость |
Если мама улыбнулась — так отрадно стало. | Улыбка |
Если в тучи солнце скрылось, замолчали птицы, Если мама огорчилась — где нам веселиться | Огорчение |
Так пускай, всегда сверкая, светит солнце людям! | Радость |
Никогда тебя, родная, огорчать не будем! (С. Погореловский) | Восхищение |
Март. 2 неделя | |
Наша Родина - Россия | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Поезжай за моря-океаны, | «Едут», |
Надо всею землей пролети: | «Летят», |
Есть на свете различные страны, | Разводят руки в стороны. |
Но такой, как у нас, не найти. | Отрицательно качают головой. |
Глубоки наши светлые воды, | Приседают, |
Широка и привольна земля, | Встают, руки в стороны. |
И гремят, не смолкая, заводы, | «Стучат» руками перед собой. |
И шумят, расцветая поля... (М. Исаковский} | Плавные взмахи руками, разведенными в стороны. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. | Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Есть и клены, и дубы, | Пальцы на обеих руках изображают «ветки» (сходятся, расходятся), |
А какие есть грибы! | «Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба). |
А еще пекут в печи | Хлопают. То одна рука сверху, то другая. |
Вот такие калачи. | «Калачи». |
Март. 3 неделя | |
Москва-столица России | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Нет на свете Родины красивей — | Дети шагают на месте. |
Боевой страны богатырей. | Изображают «богатырей». |
Вот она - по имени Россия, От морей простерлась до морей. (А. Прокофьев) | Шагают на месте и широко разводят руки. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Раз, два — Москва. | Два хлопка в ладоши. |
Три, четыре — мы в Сибири. | То же. |
Раз, два, три, четыре, пять — | Соединяют пальцы, начиная с большого. |
Выходить в Москве опять. | «Шагают» по столу. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Имитация жевания. |
Упражнения для губ | «Поцелуй» (5 раз). |
Упражнения для языка | «Лопаточка». Удерживать язык под счет до пяти. «Вкусное варенье». «Маляры». |
Март. 4 неделя | |
Дружба | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Эй, ребята, что вы спите? На зарядку становитесь! Справа друг и слева друг! Вместе все в веселый круг! Под веселые напевы Повернемся вправо, влево. Руки вверх! Руки вниз! Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина) | Выполнение движений по тексту |
2. Развитие мелкой моторики, «Дружба» | |
Дружат в нашей группе девочки и мальчики | Обхватить правой ладонью левую и покачивать. |
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. | Наоборот |
Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один. | Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Открыть широко рот и удержать под счет до 10 |
Упражнения для губ | «Улыбка» — «Рупор» («Бублик»). |
Упражнения для языка | «Чашечка», «Грибок», «Парус» |
4. Развитие мимических мышц | |
Опосредованная гимнастика |
+
Апрель. 1 неделя | |
Сельскохозяйственные работы | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Я давно весну ждала У меня свои дела. Мне участок в огороде Нынче мама отвела. | Дети идут по кругу, взявшись за руки |
Я возьму свою лопатку, Я пойду вскопаю грядку. | Остановились, изображают, как копают. |
Мягкой грядка быть должна, Это любят семена | Показывают, как рыхлят грядку граблями |
Посажу на ней морковку и редиску, А с боков будут кустики бобов. (Н.Нищева) | Идут по кругу, изображают, что разбрасывают семена |
2. Развитие мелкой моторики, «Трактор» | |
На весенних на полях Бродит стадо черепах, Но совсем не на ногах, А на собственных зубах. | Кулачок накрываем ладошкой то левой руки, то правой руки. Шагаем всеми пальчиками по столу. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | «Бегемотик» |
Упражнения для губ | «Заведем моторчик» |
Упражнения для языка | «Парус», «Чашечка», «Лошадка» |
4. Развитие мимических мышц | |
Опосредованная гимнастика |
Апрель. 2 неделя | |
Космос | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Маятник качается. Тик-так! Тик-так! Ночь все не кончается. Тик-так! Тик-так! За окном луна одна. Тик-так! Тик-так! Мне в окно она видна. Тик-так! Тик-так! (Н.Нищева) | Дети стоят лицом в круг, руки подняты вверх. Произносят текст стихотворения и ритмично качают руками в стороны. |
2. Развитие мелкой моторики, «Космонавт» | |
Космодром, огни, ракета - | Сжимаем – разжимаем кулачки |
Мне во сне приснилось это | Пальчики в замок |
Космонавтом стать хочу, На Венеру полечу! (Н. Нищева) | Открываем замок. Соединяем пальчики, имитируем ракету |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Имитация жевания. |
Упражнения для губ | «Слоненок» - «Щенок» |
Упражнения для языка | «Часики», «Парус» |
Упражнение для щёк | «Где конфетка?» |
4. Развитие мимических мышц | |
Опосредованная гимнастика |
Апрель. 3 неделя | |
Хлеб | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода - | Идут друг за другом. |
Побежит за трактористом К синей речке борозда. | Бегут друг за другом. |
Выйдут сеялки потом | Идут друг за другом. |
Засевать поля зерном. (В. Степанов) | «Сеют». |
2. Развитие мелкой моторики | |
Пекарь, пекарь, | Хлопают в ладоши. |
Из муки Испеки нам колобки, | Пекут колобки. |
Да сушки — Ванюшке, | Соединяют большие и указательные пальцы. |
Да баранки — Танюшке, | Соединяют большие и средние пальцы. |
Да бублики — Гришке, | Соединяют большие и безымянные пальцы. |
Да крендель — Маришке. | Хлопают в ладоши. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | Открыть широко рот и удержать под счет до 10 |
Упражнения для губ | «Улыбка» — «Рупор» («Бублик»). |
Упражнения для языка | Мы прижмем язык зубами (тя-тя-тя). Мы похлопаем губами (пя-пя-пя). «Чашечка» |
4. Развитие мимических мышц | |
Опосредованная гимнастика |
Апрель. 4 неделя | |
Мы читаем. А.Л. Барто | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Ах ты, девочка чумазая, | Качают, головой. |
Где ты носик так измазала? | Касаются кончика носа указательным пальцем. |
Кончик носа черный, Будто закопченный. | Качают головой. |
— Я на солнышке лежала, | Руки над головой, пальцы растопырены. |
Нос кверху держала. Вот он и загорел. (А. Барто) | Голову запрокидывают назад, к воображаемому солнцу. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Чики-бок, чики-бок, | Сжимаем-разжимаем кулачки |
«Рукавичка», «Колобок» | Ладошки ставим ребром, кулачком. |
«Теремок» и «Телефон» | Ладошки – домиком, ладошки к ушку. |
Выходи скорее вон! | Смахиваем кисти. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для щек | «Где конфетка?» |
Упражнения для губ | «Окошечко» (удерживаем на счет) |
Упражнения для языка | «Лошадка», «Дятел» |
4. Развитие мимических мышц | |
Опосредованная гимнастика |
Май. 1 неделя | |
Весна. Весенние цветы | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Солнышко-колоколнышко, | Стоят, держась за руки в кругу близко друг к другу. Шагают назад, расширяя круг. |
Ты пораньше взойди, Нас пораньше разбуди. | Встают лицом в круг, поднимают руки вверх, тянутся на носочках. |
Нам в поле бежать, Нам весну встречать. (русская народная потешка) | Бегут по кругу, взявшись за руки. |
2. Развитие мелкой моторики, «Весна» | |
Иди весна, иди, красна, | Пальчиками идут по столу. |
Принеси ржаной колосок, Овсяной снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. | Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для челюсти | «Обезьянки». |
Упражнения для губ | «Расчешем» нижнюю губу, а затем верхнюю. |
Упражнения для языка | «Почистим» языком нижние зубы с внутренней стороны. «Маляры». |
Май. 2 неделя | |
Перелетные птицы весной | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Ласточки летели, все люди глядели. Ласточки садились, все люди дивились. | Бегут по кругу, машут руками, изображая полёт птиц. |
Сели, посидели, взвились, полетели, | Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья |
Песенки запели. (Народная песенка) | Бегут по кругу, взмахивают руками. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем. | Ритмично сжимают и разжимают кулачки. |
Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, | На каждое название птицы загибают по одному пальчику. |
Дятел в пёстрых перышках, Всем хватило зёрнышек. (Н. Нищева) | Опять сжимают и разжимают кулачки. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Упражнения для языка | Улыбнись. Положи язык «лопаточкой». А теперь представь, что на верхней губе у тебя вкусное варенье («Вкусное варенье»). А теперь мы «Индюшата»: Малышата-индюшата лапками топочут, Весело болбочут: «Бл-бл-бл...» |
4. Развитие мимических мышц | |
Опосредованная гимнастика |
Май. 3 неделя | |
Лето | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
По дороге мы идем. Путь далек, далек наш дом. | Дети шагают на месте. |
Жаркий день, сядем в тень. Мы под дубом посидим, | Садятся на корточки. |
Мы под дубом полежим. | Кладут голову на ладони. |
Потом дальше пойдем. (Русск. народн. потешка) | Встают и идут дальше. |
2. Развитие мелкой моторики, «Дождик» | |
Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька. | Соединяют поочередно пальцы правой и левой рук. |
Лужу резал, лужу резал, Резал, резал, не разрезал, и устал, | Ребром правой ладони «режут» левую и наоборот. |
И перестал. (И. Токмакова) | Тихо кладут кисти рук на стол. |
3. Игра для релаксации | |
Облака плывут куда-то… Словно сахарная вата, Белые кудрявые В синем небе плавают. У них толстые бока. | Медленно идут по кругу, совершая плавные взмахи руками. Меняют направление движения. Останавливаются, разводят руками. |
Только тают облака, Постепенно исчезают, Тают, тают, улетают… (Н.Нищева) | Опускают руки. Опускают голову и плечи. Расслабляются. |
Май. 4 неделя | |
Полевые цветы | |
Инструкция педагога | Выполняемые движения |
| |
Что сделать, чтоб вырос красивый цветок? Землю лопатой нужно взрыхлить. Бережно семечко посадить. Что семечку нужно, чтоб прорасти? Дождику нужно почаще идти! Семечко чистой водички напьется, Стебель из семечка к небу пробьется! Солнце цветкам помогает расти, К солнышку тянется стебелек, И за листком вырастает листок. Вот и прекрасный листок распустился! Солнце и дождик и руки мои, Вместе цветку подрасти помогли! (И. Лопухина) | Выполнение движений по тексту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...
Развитие связной речи, закрепление лексических понятий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий.
Авторские ИКТ технологии. Развитие речи....
«Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».
Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)....
«Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Сборник дидактических упражнений
laquo;Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»Сборник дидактических упражнений...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...
- Мне нравится (1)