Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

Комплекс упражнений разработан  на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно», Москва, 2007г.;  «Современной системы коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В.Нищевой, Санкт-Петербург, 2024 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy.docx94.7 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики                                     детей старшего дошкольного возраста                                                       с тяжелыми нарушениями речи

(разработан  на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»                                  О.С. Гомзяк – «Говорим правильно», Москва, 2007г.;                      «Современной системы коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н.В.Нищевой, Санкт-Петербург, 2024 г.)

Сентябрь. 3 неделя

Осень

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Дует, дует ветер, дует, задувает

Энергичные взмахи руками

Желтые листочки с дерева срывает.

Имитация срывания листьев

Падают листочки прямо нам под ножки

Наклон вперед, руки касаются ног

2. Развитие мелкой моторики

Ветер по лесу летал,

Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.                               (Н. Нищево)

Спокойно укладывают ладони на стол.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Рот открыть (удерживать под счет до 10); попеременное открывание и закрывание рта

Упражнения для губ

«Трубочка» (губы в улыбке-трубочке)

Упражнения для языка

«Лопаточка» (удержание под счет до 10)

4. Развитие мимических мышц

Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко.

Улыбнулись, обрадовались

Но вдруг набежала тучка.

Нахмурились, огорчились

Но ветер унес тучки и вы снова...

Улыбнулись

Сентябрь. 4 неделя

Деревья осенью

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Листья осенние тихо кружатся,

Дети кружатся но цыпочках, руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся,

Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,

Движения руками вправо, влево.

2. Развитие мелкой моторики

На березе, на осине Догорели листья...

Поочередно сильно сжать пальцы на правой, левой руках.

Дунул ветер, и рябина Уронила кисти...

Разжать и тихонько положить на стол руки.

Дождик моет желтый луг Ржавый и шершавый

Поглаживание кисти правой, а затем левой руки.

И земля вздыхает:

— Уф!... Отдохну, пожалуй...                             (В. Фетисов)

Спокойно положить руки на стол.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Попеременное открывание, закрывание рта

Упражнения для губ

«Бублик» — «Трубочка»; «Воздушный поцелуй»;

 беззвучная артикуляция звуков А, У

Упражнения для языка

Самомассаж   языка:   покусывание   (дя-дя-дя), шлепать губами — расслабление (пя-пя-пя)

4. Развитие мимических мышц

Улыбнулись, огорчились, удивились, рассердились

Октябрь. 1 неделя

Овощи, огород

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Урожай»

В огород пойдем, урожай соберем.

Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем

«Таскают»,

И картошки накопаем.

«Копают».

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный.  (Н. Нищева)

Показывают круг руками (три раза).

2. Развитие мелкой моторики

У Лариски — две редиски.

У Алешки — две картошки.

У Сережки сорванца — два зеленых огурца.

А у Вовки — две морковки.

Да еще у Петьки — две хвостатых редьки.

(В. Волина)

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Сомкнуть зубы, открыть — закрыть рот

Упражнения для губ

Почмокать губами, пошлепать губами

Упражнения для языка

Удержать язык у нижних зубов под счет до пяти; покусать язык зубками

4. Развитие мимических мышц

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

 Как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как же нам невесело,

Когда ты сердишься и огорчаешься.

Октябрь. 2 неделя

Фрукты. Сад

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Как румян осенний сад!

Легкие хлопки по щекам.

Всюду яблоки висят.

Руки поднять вверх.

Краснобоки, краснощеки,

Руки на поясе.

На ветвях своих высоких

Руки поднять вверх.

Точно солнышки горят

Соединить руки в круг («солнышко»).

2. Развитие мелкой моторики, «Компот»

Будем мы варить компот,

Левую ладошку держат «ковшиком».

Фруктов нужно много. Вот:

Указательным пальцем правой «мешают».

Будем яблоки крошить,                                    Грушу будем мы рубить,                          Отожмем лимонный сок,                                          Слив положим и песок.

Загибают по одному пальцу, начиная с большого.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Покашливание

Упражнения для губ

«Вкусное варенье»

Упражнения для языка

«Почистим зубки» (верхние зубы изнутри).

4. Развитие мимических мышц

Пришли в сад. Какие большие яблоки!

Удивление

А какие сочные груши!

Восхищение

А как их много!

Радость

Откусили кусочек яблока, а там червячок.

Разочарование

Октябрь. 3 неделя

Насекомые

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Пчелы гудят,

Легкие хлопки по щекам.

В поле летят.

Руки поднять вверх.

С поля идут,

Медок несут. (Народная песенка)

Руки на поясе.

2. Развитие мелкой моторики

Божья коровушка, Полети на облачко.

Рукой изображают «брюшко» божьей коровки.

Принеси нам к осени,

Мы тебя попросим:

Сверху «брюшка» поглаживающие движения другой рукой.

В огород бобы, В лес ягоды, грибы,

 В родник — водицу,

В поле — пшеницу.

Поочередно загибают пальцы на руке.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Имитация жевания

Упражнения для губ

Удержать губами «витаминку»

Упражнения для языка

«Иголочка»; «Киска лакает молоко»

4. Развитие мимических мышц

Какая красивая стрекоза!

Улыбнулись

Как сверкают её крылышки!

Обрадовались

Сильный осенний ветер сдул стрекозу с цветочка.

Огорчились

Но стрекоза вспорхнула и улетела.

Восхитились

Октябрь. 4 неделя

Перелетные птицы.  Водоплавающие птицы

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

У леса на опушке,

Высоко на суку,

С утра поет кукушка: Ку-ку! Ку-ку!

Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.

Внизу бежит речонка

По желтому песку.

Поет кукушка звонко: Ку-ку! Ку-ку!

Присели.  Руками производят волнообразные движения.

Зеленые лягушки

Попрыгали в реку.

Поет им вслед кукушка: Ку-ку! Ку-ку! (М. Клокова)

Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки.

2. Развитие мелкой моторики

Эта птичка — соловей, эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка, сонная головушка.

Эта птичка — свиристель, эта птичка — коростель.

Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.

Эта птичка — злой орлан.

Машут сложенными накрест ладонями.

Птички, птички, по домам!                                       (Н. Нищево)

Машут обеими руками, как крыльями.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Открывать и закрывать рот под счет до 5; резко опустить челюсть вниз

Упражнения для губ

«Трубочка» — «Рупор» (5 раз)

Упражнения для языка

«Лопатка», «Иголочка»

4. Развитие мимических мышц

Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много!

Удивление

Надолго хватит!

Радость

Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды...

Огорчение

Но ведь это мои друзья!

Улыбка

Ноябрь. 1 неделя

Ягоды и грибы. Лес осенью

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «По ягоды»

Мы шли, шли, шли,

Маршируют, руки на поясе.

Бруснику нашли.

Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, и наоборот.

Раз, два, три, четыре, пять,

Маршируют.

2. Развитие мелкой моторики, «Опята»

На пеньке живет семья,

Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки.

Мама, папа, братья, я.

Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают.

Дом у нас один, а крыша,

 Есть у каждого своя.

Две руки вместе ладонями вверх.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Рот открыть: движение нижней челюсти вправо—влево

Упражнения для губ

Оттянуть нижнюю губу вниз. Удержать под счет до 6—8. Вернуть в исходное состояние. Поднять верхнюю губу. Удержать под счет до 6—8. Вернуть в исходное состояние.

Упражнения для языка

Прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы (4 раза);                                                                 «Пароход гудит» (ы-ы-ы~ы).

4. Развитие мимических мышц

Представьте, что вы в лесу и вдруг... Какой большой гриб боровик!

Удивление

А рядом — красная шапочка!

Радость

Но это оказался мухомор...

Огорчение

Да их здесь не один, а множество!

Сердите лицо

Ноябрь. 2 неделя

Домашние животные

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Котенок»

Жить котенку интересно,

Прыгнул бабушке на кресло.

Пряжу принялся мотать,

Где котенок – не видать…

Размотали пряжу – и нашли пропажу!

Действия по тексту.

2. Развитие мелкой моторики

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

За ней козленочек бежит,

 Колокольчиком звенит.

Указательный палец и мизинец изображают рога.

На третью и четвертую строчки- пальцы соединены в щепотку, опущены вниз (изображать позванивание колокольчиком).

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Открыть рот (подержать под счет до пяти); движение челюстью вправо — влево

Упражнения для губ

Почмокать губами, пошлепать губами

Упражнения для языка

Почистить нижние зубки

(с внутренней стороны);

 почистить верхние зубки

«Киска сердится»

4. Развитие мимических мышц

Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб.

Ноябрь. 3 неделя

Дикие животные

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Ёжик»

По сухой лесной дорожке Топ-топ-топ- топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый                  ежик.

Исходная позиция: стоя, слегка согнувшись.

Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях. Дети делают частые шажки

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка или дочки.

«Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды»

2. Развитие мелкой моторики

У лисы в лесу глухом есть нора надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу.

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждом двухстишьи.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

(В. Польчинскойте)

Дом  — ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

«Оскал» — «трубочка» (чередование)

Упражнения для губ

«Маляр»; «Почистить верхние зубки»

Упражнения для щёк

«Лесной хомяк» (надули щечки) - «Суслик» (сдули щечки)

4. Развитие мимических мышц

В лесу бегает злой волк.

Нахмурить брови

Вдруг не стало волка.

Поднять брови

Это мишка косолапый прогнал злого волка.

Подмигнуть правым глазом

Ноябрь. 4 неделя

Одежда. Обувь

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Я умею обуваться,                                          если только захочу,

Топают ногами.

Я и маленького братца обуваться научу.

Руки перед грудью «маленький братец»

Вот они, сапожки.

Наклоняются вперед.

Этот с левой ножки. Этот с правой ножки.              

Поглаживающие движения снизу вверх: левой и правой ног.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки. (Е. Благинина)

Топают ногами.

2. Развитие мелкой моторики, «Новые кроссовки»

Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козленок маленький обувает валенки. А сыночек Вовка — новые кроссовки.

Загибают на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.

Вот так, вот так, новые кроссовки.  (Н. Нищева)

Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Имитация жевания

Упражнения для губ

Почмокать губами; пошлепать губами

Упражнения для языка

Мы прижмем язык губами (пя-пя-пя), а потом прижмем зубами (тя-тя-тя). «Качели»

4. Развитие мимических мышц

Однажды купила мама Тане новые ботинки.

Радость

Ботинки оказались маленькими.

Огорчение

Проснулась на следующее утро Таня, а рядом новые ботинки.

Удивление

Ботинки как раз впору!

Восхищение.

Декабрь. 1 неделя

Зима

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Рано утром на полянке

 Веселятся две снежинки

 Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Выполнение действий по тексту.

2. Развитие мелкой моторики, «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы, с тобой снежок слепили.

Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.

Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики, начиная с большого.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ

Улыбнулись

Упражнения для языка

«Почистить» нижние зубки; высунуть язык «лопаточкой» и сдуть снежинки со своего стола.

4. Развитие мимических мышц

Мы умеем улыбаться, Мы умеем удивляться, Мы умеем сердиться, Мы умеем огорчаться.

Выполнение действий по тексту.

Декабрь. 2 неделя

Мебель

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Большая желтая луна

Бледнеет и заходит

Изображают «большую луну» руками над головой.

Погасли звезды, и видна

Руки в стороны,

Заря. И солнце всходит.

Руки вверх.

Я встану, а луне — в кровать

«Луна» над головой.

До вечера ей надо спать!

(И. Лопухина)

Изображают «спящую» луну.

2. Развитие мелкой моторики. «Стул, стол»

Ножки, спинка и сиденье —

 Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

(В. Цвинтарный)

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Открывание и закрывание рта

Упражнения для губ

Покусать верхнюю губу нижними зубами; покусать нижнюю губу верхними зубами; удерживать улыбку под счет до пяти

Упражнения для языка

«Почистим зубки» (нижние)

«Лошадка»

Упражнения для выработки воздушной струи

Сдувание ватного шарика со стола (упражнение «Подуй на язычок»)

4. Развитие мимических мышц

Опосредованная гимнастика

 (применяется набор картинок с различными выражениями лица).

Декабрь. 3 неделя

Посуда

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Чайник»

Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

Топают.

— Эй люди, я с вами  чай попить хочу!

(Американская песенка)

Призывные движения правой рукой.

2. Развитие мелкой моторики, «Машина каша»

Маша каши наварила,                  Маша кашей всех кормила.

Указательным пальцем правой руки дети мешают «кашу» в левой ладошке.

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку, Жучке — в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску - курицам, цыплятам,

И в корытце — поросятам.

Загибают по одному пальчику на левой руке.

Всю посуду заняла,

Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. (Н. Нищева)

Сдувают «крошки» с ладошки.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать под счет

Упражнения для губ

Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать под счет. Опустить нижнюю губу {видны нижние зубы), удержать под счет.

Упражнения для языка

«Чашечка» (удерживаем на счет)

4. Развитие мимических мышц

Легко сомкнуть веки; плотно сомкнуть веки; закрыть правый глаз, затем левый; подмигнуть

Декабрь. 4 неделя

Новогодний праздник

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Ждут красавицу колючую

Рисуют руками елочку.

В каждом доме в декабре.

«Дом»

На ветвях зажгут фонарики,

«Фонарики»

Искры брызнут в серебре.

Руки над головой, пальцы оттопырены.

Сразу станет в доме празднично,

Закружится хоровод.

Берутся за руки и становятся в хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками —

Наступает Новый год.

Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами.

2. Развитие мелкой моторики

Мы на елке веселились,

Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились.

Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. Рисуют руками большой круг.

Ритмичные хлопки в ладоши.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Спокойное открывание и закрывание рта. «Обезьянки».

Упражнения для губ

 Вибрация губ («фырканье лошади»).

Упражнения для языка

«Лопатка» — «Иголочка» (5 раз).

Январь. 2 неделя

Транспорт

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Шофёр»

Вращая руками воображаемый руль, дети быстро «мчатся» по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево.

 «Шофёр» должен суметь правильно среагировать на зелёный, красный, желтый свет  - цветные кружки.

2. Развитие мелкой моторики,

Шла по улице машина,  

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра,

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Попеременные движения правой и левой руками. Кисть правой руки лежит на столе.

Поочерёдно отрывать пальцы от стола, начинать можно с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони, а затем опустить пальцы на стол.

То же выполнить левой рукой.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для губ

Округлить губы при сближенных зубах. Удержать под счет до пяти (1—5  р)

Упражнения для языка

«Часики»

4. Развитие мимических мышц

После массажа любуемся собой: возмутились; нахмурились; удивились; обрадовались.

Январь. 3 неделя

Профессии

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Дворники»

Снега прошли немалые,                                          а все идут, идут..,        

      Шаги на месте.

Дворники усталые метут, метут, метут                

Имитация взмахов метлой.

Гремят они лопатами                                            

Хлопка ладонями.

Под тучами лохматыми                                        

Взмахи руками над головой.

Метёлками шуршат.                                              

   Имитация взмахов метлой.

На улицах, на улках,                                                в дворах и закоулках.

Взмахи руками вправо, влево (2раза)

2. Развитие мелкой моторики, «Маляры»

Маляры извёстку носят,

Дети руками изображают «ковшики».

Стены кистью купоросят.

Поглаживающие движения правой рукой по ладонью левой руки.

Не спеша разводят мел

 Я бы тоже так сумел.

На ладони правой руки круговые движения указательным пальцем левой руки и наоборот.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Рот открыть и удерживать открытым под счет до шести.

«Расчесывание» нижней губы,                            а затем верхней губы зубами.

Упражнения для губ

«Трубочка» — «Поцелуй».

«Едем на машине»

Упражнения для языка

«Расчесывание» зубами языка.

 Покусывание и пошлепывание языка.

Январь. 4 неделя

Профессии

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Швея»

Мастера пустили в дело

Шагают на месте.

Иглы, ножницы, утюг.

«Шьют», «режут», «гладят».

За шитье взялись умело

«Шьют»

Много быстрых, ловких рук.

Перекрестные движения руками перед собой

Получайте свой заказ!

Предлагают заказ.

Все по мерке, в самый раз.

Движение руками от головы до ног.

2. Развитие мелкой моторики

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка. Иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.

А наперсток в тот же миг

К девочке на пальчик прыг!

Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.

Говорит иголке: «Шей,

«Шьют»

А колоться ты не смей!» 

(М. Кулъская)

Грозят указательным пальчиком левой руки.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Спокойное открывание-закрывание рта. Удержание открытого рта под счет до пяти.

Упражнения для губ

«Улыбка» — «Трубочка» (губы в улыбке-трубочке).

Упражнения для языка

Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней.

«Болтушка» — движение языком вперед-назад.

Февраль. 1 неделя

Орудия труда. Инструменты

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Плотник»

Летят опилки белые, Летят из-под пилы.

Дети парами «пилят» пилой.

Это плотник делает Рамы и полы.

Руками рисуют квадрат.

Топором, рубанком Выстругивает планки.

Изображают работу топором,                    а затем рубанком.

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки. (С. Баруздин)

Стряхивают «опилки» с рук и одежды.

2. Развитие мелкой моторики,

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.                            (В. Цвынтарный)

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для щёк

Надуть левую щеку; надуть правую щеку; надуть обе щеки одновременно; втянуть щеки в рот.

Упражнения для губ

Произнести артикуляцией:

 а-э-о-у-ы-и.

Упражнения для языка

«Барабанщики»  (язычком за верхними зубами: |д-д-д-д-д);

 «Лошадка»;

 «Грибок».

4. Развитие мимических мышц

Опосредованная гимнастика

 (применяется набор картинок с различными выражениями лица).

Февраль. 2 неделя

Животные жарких стран

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Жираф»

Рвать цветы легко и просто

Взмахи руками перед собой.

Детям маленького роста.

Приседают.

Но тому, кто так высок,

Тянутся за руками вверх.

Нелегко сорвать цветок! (С. Маршак)

Наклоняются. Достают руками до носочков.

2. Развитие мелкой моторики

Где обедал воробей?

Дети машут перекрещенными ладошками.

В зоопарке у зверей.

Ладошки изображают раскрывающуюся пасть.

Пообедал я сперва  за решеткою у льва, Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

 С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде

 У мохнатого медведя.

На каждое название животного загибают по одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.                                    (С. Маршак)

Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Движение челюстью вправо — влево.

Упражнения для губ

Спеть песенку: а-э-и-о-у-ы.

Упражнения для языка

Язык «шалун» (открыть рот, язык поднимать вверх, опускать вниз}

Февраль. 3 неделя

Комнатные растения

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

На солнечном окошке

«Солнце» над головой.

Фиалка расцвела —

«Цветочек».

Лиловые цветочки

Тихонько подняла.

Взмахи рук снизу-вверх.

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперед,

Закрывают лицо руками.

Но всякий к ней наклонится

Наклоняются, не касаясь руками пола.

И бережно возьмет. 

(по Е. Серовой)

Тихонько встают.

2. Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я цветы считать:

Загибают по одному пальчику на каждой руке.

Бегония, фикус, фиалка, герань, и кактус – всего получается пять.

Разгибают по одному пальчику.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Спокойное открывание и закрывание рта.

Упражнения для губ

Поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы). «Трубочка» — «Поцелуй».

Упражнения для языка

«Лошадка», «Грибок».

4. Развитие мимических мышц

Опосредованная гимнастика

 

Февраль. 4 неделя

Рыбы

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Рыбка плавает в водице,

Дети стоят в кругу

Рыбке весело играть.

Волнообразные движения руками.

Рыбка, рыбка, озорница,

 Мы хотим тебя поймать.

Бегут друг за другом.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла;

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (М. Клюкова)

Далее по тексту.

2. Развитие мелкой моторики

Приплывали две севрюги

Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

У них спины словно дуги.

Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

Налетели с двух сторон.

Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.

Ты, акула, выйди вон. (В. Волина)

Делают толчок ладонями от себя.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Легкое постукивание зубами (губы разомкнуты)                

Упражнения для губ

Отставление нижней губы от зубов и десен; втягивание нижней губы внутрь рта

Упражнения для языка

«Качели» (движения языком вверх — вниз): к верхней, нижней губе; к верхним, нижним зубам; к верхним, нижним альвеолам. «Парус»

4. Развитие мимических мышц

Нахмурить брови; подмигнуть

Март. 1 неделя

Ранняя весна. Мамин праздник

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Чей сегодня день рожденья?

 Для кого пекут пирог?

Дети пожимают плечами.

Для кого расцвел весенний,

Первый мартовский цветок?

Руки над головой изображают «цветок».

Для кого, для кого? Догадайтесь сами.

Руки на поясе.

И пирог и цветок

Руки перед собой, а «цветок» над головой.

Мы подарим маме. (Ю. Никонова)

«Дарят» воображаемой маме

2. Развитие мелкой моторики, «Помощники»

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.

(        Раз, два, три, четыре, пять, не сидится им опять.

        Постучали, повертели и работать расхотели.

        Этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать,

        Этот рядом прикорнул, этот пальчик уж уснул.

Выполнять движения пальцами в соответствии с текстом.

3. Развитие мимических мышц

Если солнышко проснулось, утро засияло

Радость        

Если мама улыбнулась — так отрадно стало.

Улыбка

Если в тучи солнце скрылось, замолчали птицы, Если мама огорчилась — где нам веселиться

Огорчение

Так пускай, всегда сверкая, светит солнце людям!  

Радость

Никогда тебя, родная, огорчать не будем!

(С. Погореловский)

Восхищение

Март. 2 неделя

Наша Родина - Россия

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Поезжай за моря-океаны,

«Едут»,

Надо всею землей пролети:

«Летят»,

Есть на свете различные страны,

Разводят руки в стороны.

Но такой, как у нас, не найти.

Отрицательно качают головой.

Глубоки наши светлые воды,

Приседают,

Широка и привольна земля,

Встают, руки в стороны.

И гремят, не смолкая, заводы,

«Стучат» руками перед собой.

И шумят, расцветая поля...

(М. Исаковский}

Плавные взмахи руками, разведенными в стороны.

2. Развитие мелкой моторики

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Есть и клены, и дубы,

Пальцы на обеих руках изображают «ветки» (сходятся, расходятся),

А какие есть грибы!

«Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба).

А еще пекут в печи

Хлопают. То одна рука сверху, то другая.

Вот такие калачи.

«Калачи».

Март.  3 неделя

Москва-столица России

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Нет на свете Родины красивей —

Дети шагают на месте.

Боевой страны богатырей.

Изображают «богатырей».

Вот она - по имени Россия,

От морей простерлась до морей. 

(А. Прокофьев)

Шагают на месте и широко разводят руки.

2. Развитие мелкой моторики

Раз, два — Москва.

Два хлопка в ладоши.

Три, четыре — мы в Сибири.

То же.

Раз, два, три, четыре, пять —

Соединяют пальцы, начиная с большого.

Выходить в Москве опять.

«Шагают» по столу.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Имитация жевания.

Упражнения для губ

«Поцелуй» (5 раз).

Упражнения для языка

«Лопаточка». Удерживать язык под счет до пяти.

«Вкусное варенье». «Маляры».

Март. 4 неделя

Дружба

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Эй, ребята, что вы спите?

На зарядку становитесь!

Справа друг и слева друг!

Вместе все в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова поклонись!                         (И. Лопухина)

Выполнение движений по тексту

2. Развитие мелкой моторики, «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Обхватить правой ладонью левую и покачивать.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Наоборот

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Открыть широко рот и удержать под счет до 10

Упражнения для губ

«Улыбка» — «Рупор» («Бублик»).

Упражнения для языка

 «Чашечка», «Грибок», «Парус»

4. Развитие мимических мышц

Опосредованная гимнастика

+

Апрель. 1 неделя

Сельскохозяйственные       работы

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики,  «Грядка»

Я давно весну ждала

У меня свои дела.

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Я возьму свою лопатку,

Я пойду вскопаю грядку.

Остановились, изображают, как копают.

Мягкой грядка быть должна,

Это любят семена

Показывают, как рыхлят грядку граблями

Посажу на ней морковку и редиску,

А с боков будут кустики бобов. (Н.Нищева)

Идут по кругу, изображают, что разбрасывают семена

2. Развитие мелкой моторики, «Трактор»

На весенних на полях

Бродит стадо черепах,

Но совсем не на ногах,

А на собственных зубах.

Кулачок накрываем ладошкой то левой руки, то правой руки.

Шагаем всеми пальчиками по столу.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

«Бегемотик»

Упражнения для губ

«Заведем моторчик»

Упражнения для языка

«Парус», «Чашечка», «Лошадка»

4. Развитие мимических мышц

Опосредованная гимнастика

Апрель. 2 неделя

Космос

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики, «Луна»

Маятник качается.

Тик-так! Тик-так!

Ночь все не кончается.

Тик-так! Тик-так!

За окном луна одна.

Тик-так! Тик-так!

Мне в окно она видна.

Тик-так! Тик-так!

(Н.Нищева)

Дети стоят лицом в круг, руки подняты вверх.

Произносят текст стихотворения и ритмично качают руками в стороны.

2. Развитие мелкой моторики, «Космонавт»

Космодром, огни, ракета -

Сжимаем – разжимаем кулачки

Мне во сне приснилось это

Пальчики в замок

Космонавтом стать хочу,

На Венеру полечу!

(Н. Нищева)

Открываем замок.

Соединяем пальчики, имитируем ракету

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Имитация жевания.

Упражнения для губ

«Слоненок» - «Щенок»

Упражнения для языка

«Часики», «Парус»

Упражнение для щёк

«Где конфетка?»

4. Развитие мимических мышц

Опосредованная гимнастика

Апрель. 3 неделя

Хлеб

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода -

Идут друг за другом.

Побежит за трактористом

К синей речке борозда.

Бегут друг за другом.

Выйдут сеялки потом

Идут друг за другом.

Засевать поля зерном. 

(В. Степанов)

«Сеют».

2. Развитие мелкой моторики

Пекарь, пекарь,

Хлопают в ладоши.

Из муки

Испеки нам колобки,

Пекут колобки.

Да сушки — Ванюшке,

Соединяют большие и указательные пальцы.

Да баранки — Танюшке,

Соединяют большие и средние пальцы.

Да бублики — Гришке,

Соединяют большие и безымянные пальцы.

Да крендель — Маришке.

Хлопают в ладоши.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

Открыть широко рот и удержать под счет до 10

Упражнения для губ

«Улыбка» — «Рупор» («Бублик»).

Упражнения для языка

Мы прижмем язык зубами (тя-тя-тя).

Мы похлопаем губами (пя-пя-пя). «Чашечка»

4. Развитие мимических мышц

Опосредованная гимнастика

Апрель. 4 неделя

Мы читаем. А.Л. Барто

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Ах ты, девочка чумазая,

Качают, головой.

Где ты носик так измазала?

Касаются кончика носа указательным пальцем.

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

Качают головой.

— Я на солнышке лежала,

Руки над головой, пальцы растопырены.

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

(А. Барто)

Голову запрокидывают назад, к воображаемому солнцу.

2. Развитие мелкой моторики

Чики-бок, чики-бок,

Сжимаем-разжимаем кулачки

«Рукавичка», «Колобок»

Ладошки ставим ребром, кулачком.

«Теремок» и «Телефон»

Ладошки – домиком, ладошки к ушку.

Выходи скорее вон!

Смахиваем кисти.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для щек

«Где конфетка?»

Упражнения для губ

«Окошечко» (удерживаем на счет)

Упражнения для языка

«Лошадка», «Дятел»

4. Развитие мимических мышц

Опосредованная гимнастика

Май. 1 неделя

Весна. Весенние цветы

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Солнышко-колоколнышко,

Стоят, держась за руки в кругу близко друг к другу. Шагают назад, расширяя круг.

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Встают лицом в круг, поднимают руки вверх, тянутся на носочках.

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.

(русская народная потешка)

Бегут по кругу, взявшись за руки.

2. Развитие мелкой моторики, «Весна»

Иди весна, иди, красна,

Пальчиками идут по столу.

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

«Обезьянки».

Упражнения для губ

«Расчешем» нижнюю губу, а затем верхнюю.

Упражнения для языка

«Почистим» языком нижние зубы с внутренней стороны. «Маляры».

Май. 2 неделя

Перелетные птицы весной

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

Ласточки летели, все люди глядели. Ласточки садились, все люди дивились.

Бегут по кругу, машут руками, изображая полёт

птиц.

Сели, посидели, взвились, полетели,

Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья

Песенки запели.

(Народная песенка)

Бегут по кругу, взмахивают руками.

2. Развитие мелкой моторики

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей,

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Дятел в пёстрых перышках,

Всем хватило зёрнышек.

(Н. Нищева)

Опять сжимают и разжимают кулачки.

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для языка

Улыбнись.  Положи язык  «лопаточкой». А теперь представь, что на верхней губе у тебя вкусное варенье («Вкусное варенье»). А теперь мы «Индюшата»:

Малышата-индюшата лапками топочут,

Весело болбочут: «Бл-бл-бл...»

4. Развитие мимических мышц

Опосредованная гимнастика

Май. 3 неделя

Лето

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Развитие общей моторики

По дороге мы идем.

Путь далек, далек наш дом.

 Дети шагают на месте.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

 Садятся на корточки.

Мы под дубом полежим.

 Кладут голову на ладони.

Потом дальше пойдем.

(Русск. народн. потешка)

 Встают и идут дальше.

2. Развитие мелкой моторики, «Дождик»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

Соединяют поочередно пальцы правой и левой рук.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал, и устал,

Ребром правой ладони «режут» левую и наоборот.

И перестал. 

(И. Токмакова)

Тихо кладут кисти рук на стол.

3. Игра для релаксации

Облака плывут куда-то…

Словно сахарная вата,

Белые кудрявые

В синем небе плавают.

У них толстые бока.

Медленно идут по кругу, совершая плавные взмахи руками.

Меняют направление движения.

Останавливаются, разводят руками.

Только тают облака,

Постепенно исчезают,

Тают, тают, улетают…

(Н.Нищева)

Опускают руки.

Опускают голову и плечи.

Расслабляются.

Май. 4 неделя

Полевые цветы

Инструкция педагога

Выполняемые движения

  1. Подвижная игра, «Цветок»

Что сделать, чтоб вырос красивый цветок?

Землю лопатой нужно взрыхлить.

Бережно семечко посадить.

Что семечку нужно, чтоб прорасти?

Дождику нужно почаще идти!

Семечко чистой водички напьется,

Стебель из семечка к небу пробьется!

Солнце цветкам помогает расти,

К солнышку тянется стебелек,

И за листком вырастает листок.

Вот и прекрасный листок распустился!

Солнце и дождик и руки мои,

Вместе цветку подрасти помогли!

(И. Лопухина)

Выполнение движений по тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

«Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».

Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)....

«Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Сборник дидактических упражнений

laquo;Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»Сборник дидактических упражнений...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...