Проект "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики"
методическая разработка (старшая группа)
Актуальность
Основная цель воспитания и обучения ребенка – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование четкой гражданской позиции, способности к личностному и профессиональному самоопределению.
Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его созидания. Понять современность можно только на историческом фоне. Обозреть его мы можем только в музее, так как музей является носителем исторической памяти. Музей стал рассматриваться в системе современной культуры, образования и воспитания как сложный многофункциональный феномен, обладающий не только огромными образовательно-воспитательными возможностями, но мощным ценностно-ориентирующим потенциалом. Историко-культурное просвещение, которое осуществляется в стенах музея, основывается на включении ценностей прошлого в современную жизнь и является мощным фактором формирования нравственности, гражданской позиции, чувства патриотизма.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_innovatsionnyy_solnyshko.docx | 44.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга
Направление: Развитие дошкольного образования
Номинация: «Инновационная программа (проект)»
Актуальность
Основная цель воспитания и обучения ребенка – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование четкой гражданской позиции, способности к личностному и профессиональному самоопределению.
Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его созидания. Понять современность можно только на историческом фоне. Обозреть его мы можем только в музее, так как музей является носителем исторической памяти. Музей стал рассматриваться в системе современной культуры, образования и воспитания как сложный многофункциональный феномен, обладающий не только огромными образовательно-воспитательными возможностями, но мощным ценностно-ориентирующим потенциалом. Историко-культурное просвещение, которое осуществляется в стенах музея, основывается на включении ценностей прошлого в современную жизнь и является мощным фактором формирования нравственности, гражданской позиции, чувства патриотизма.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. К сожалению, дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с каждым годом становится больше. Причины ТНР разные, но самое главное, наши дети отстранены от окружающей действительности. Они хорошо знают, что такое смартфон и компьютер, но при этом затрудняются назвать элементарные предметы. Следовательно, для детей с речевыми проблемами, окружающая среда должна стать источником развития. Поэтому, мы пришли к необходимости использования в коррекционной работе элементов музейной технологии.
Вид проекта – творческо-исследовательский
Продолжительность проекта – долгосрочный (один год)
Образовательные области – физическое развитие (игровая, двигательная),
социально-коммуникативное развитие (игровая. трудовая, коммуникативная), познавательное развитие (познавательно-исследовательская. игровая, конструирование), речевое развитие (коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы), художественно-эстетическое (изобразительная, музыкальная, игровая)
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, родители (законные представители)
Цель проекта– воспитание патриотических чувств, нравственности у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Задачи:
1. Развивать у детей эмоционально – ценностное отношение к городу:
- развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально на нее откликаться;
- содействовать становлению желания принимать участие в традициях города, чувствовать свое единство с петербуржцами;
- развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
2. Развивать у детей способность воспринимать и понимать архитектурно – скульптурный облик города, символику Санкт – Петербурга:
- включить детей в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую «расшифровыванию» символов и смыслов, заложенных в архитектурно – художественных памятниках Санкт – Петербурга;
- развивать познавательные умения: находить ассоциации, связанные с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять;
- способствовать развитию воображения и фантазии детей в процессе восприятия архитектурно – скульптурного облика города;
- развивать у детей способность обосновывать свои суждения, составлять рассказы о достопримечательностях Санкт – Петербурга.
3. Создать условия для становления у детей первоначальных представлений о памятниках культурного наследия Санкт – Петербурга:
- сформировать у детей представления об улицах и архитектурных особенностях ближайшего окружения, их неповторимости и красоте;
- познакомить детей с основными архитектурными ансамблями исторического Санкт – Петербурга, раскрыть единство архитектурно – скульптурного облика города;
- обогащать и активизировать словарь детей за счет слов – топонимов петербургской тематики, названий некоторых деталей архитектурных сооружений.
4. Содействовать развитию художественно – творческих способностей детей в продуктивной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт – Петербурге:
- способствовать отражению представлений о Санкт–Петербурге в рисунках, играх;
- развивать опыт участия в проектной деятельности, содержанием которой являются представления о Санкт – Петербурге;
- включать детей в создание коллекций, связанных с культурным наследием
Санкт – Петербурга.
Формы работы в мини-музее:
- Непрерывно-образовательная деятельность
- Экскурсии в мини-музей
- Виртуальные экскурсии в мини-музее
- Практическая деятельность в мини-музее (игры, рассматривание иллюстраций, фотографий)
- Совместные посещения достопримечательностей города с родителями
- Конкурсы творческих рассказов
- Выставки семейного творчества рисунков, фотографий
- Викторины
- Проведение праздников, развлечений
- Сбор экспонатов (совместное изготовление с педагогами, родителями), поисковая работа
Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности у детей выделены следующие принципы:
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Доступность.
- Наглядность.
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
Ожидаемый результат
Для педагога:
- методические разработки мероприятий, совместной образовательной деятельности с детьми, мастер-классов для родителей, копилка электронных презентаций, дидактических игр;
- отражение интеграции музейной педагогики с разными видами детской деятельности детей;
- овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея.
Для воспитанников:
- появление познавательного интереса к музейной культуре, создание коллективных работ по результатам экскурсий, создание портфолио «Я живу в Санкт-Петербурге»;
- развитие креативности через создание индивидуальных творческих работ;
- взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом.
Для родителей:
- педагогическое информирование родителей по теме проекта;
- вовлечение родителей в проведение совместных открытых мероприятий, викторин, совместных экскурсий.
SWOT АНАЛИЗ проекта
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Угрозы |
| 1.Уклонение отдельных родителей (законных представителей) от участия в совместных экскурсиях с детьми в силу занятости. |
Этапы реализации проекта (2017-2018)
I Подготовительный
1. Анкетирование, беседы, консультирование родителей. Изучение интересов, потребностей, возможностей и конкретного участия каждого родителя в совместном педагогическом проекте.
2. Создание группы единомышленников: учитель-логопед, воспитатели, родители.
3. Определение целей и задач.
4. Анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы по теме.
5. Поисковая работа по подбору материала по теме проекта
6. Выбор места для размещения мини-музея в группе, оформление.
7. Определение тем и названия мини–музея, разработка модели, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини – музея.
8. Подбор и анализ художественной литературы по теме.
9. Продумать формы взаимодействия, и составление плана работы с родителями.
II Основной
Перспективное планирование проектной деятельности
Тема | НОД | Совместная деятельность с детьми | Оснащение мини-музея «Мой любимый город» | Работа с родителями | |
Сентябрь | |||||
«Знакомство с историей Санкт-Петербурга» | Презентация на тему: «Наш город-Санкт-Петербург» Задачи: Образовательные: - закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях; - учить правильно называть и различать различные архитектурные сооружения; - активизировать словарь детей, -учить отвечать на вопросы предложениями. - совершенствовать умение решать задачи, разгадывать ребусы; Развивающие: - развивать познавательный интерес детей; - развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь. Воспитательные: - формировать чувство любви и гордости за свой город; | -рассматривание иллюстраций, -чтение книг о Петре I. - заучивание стихотворений о городе, -рассматривание фотографий с изображением города. - настольно-печатная игра «Собери герб, флаг города». -раскраски с видами Санкт-Петербурга. | -фотовыставка «Город, в котором я живу» (торжественное открытие мини-музея) Книги, игры, раскраски, иллюстрации, фотографии по теме. | - Наглядная информация на тему: «Воспитание юных петербуржцев» - Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу совместно с детьми. Оформление портфолио «Я живу в Санкт-Петербурге» (в течение всего проекта) | |
«Район, в котором мы живем» | Виртуальная экскурсия по Калининскому району Санкт-Петербурга: «Там, где начинается город мой» Задачи: Образовательные: - Сформировать понятие «район города» - как части города. - Уточнить представления о Калининском районе. Развивающие: -Развивать умение «читать» карты и схемы. - развивать познавательный интерес детей; - развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь. Воспитательные: - формировать чувство любви и гордости за свой город; | -чтение книг о Калининском районе. - рисование «Мой Калининский район». - составление рассказов на тему: «Дом, в котором я живу» - конструирование «Дома на моей улице». -изготовление макета «Дом, в котором я живу» для мини-музея. | -оформление подборок иллюстраций и фотографий «Калининский район». | - -Посещение ДДТ: музей «Из истории Калининского района» | |
Октябрь | |||||
«Главная улица нашего города- Невский проспект» | Виртуальная экскурсия в мини-музее по Невскому проспекту. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с историей возникновения Невского проспекта. - показать и рассказать о достопримечательностях Невского проспекта. Развивающие: - развивать внимание, память, мышление, связную речь. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к наследию нашего города. | -рассматривание иллюстраций и фотографий Невского проспекта. - чтение книг о Невском проспекте и его создании. - рисование «Мой Невский проспект». - заучивание стихотворений и составление рассказов о Невском проспекте. - настольно-печатная игра «Создаем Невский проспект». | - оформление фотовыставки «Главная улица города» (подготовка экскурсовода, организация экскурсии) | - Подборка информации для родителей по теме: «Невский проспект». - Совместная прогулка с детьми по Невскому проспекту. | |
Ноябрь | |||||
«Главная площадь нашего города- Дворцовая площадь» | Виртуальная экскурсия в мини-музее по Дворцовой площади. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с главной площадью города, ее историей. - познакомить детей с Зимним Дворцом. Развивающие: - развивать познавательный интерес у детей. - развивать память, внимание , мышление и связную речь. Воспитательные: - воспитывать у детей гордость за наш город, нашу страну. | - рассматривание иллюстраций по теме. - чтение книг о Дворцовой площади и Зимнем Дворце. -рисование «Зимний дворец» - разгадывание ребусов и кроссвордов по теме. - настольно-печатная игра «Прогулки по городу». | - оформление макета Дворцовой площади (составление творческих рассказов) | - Проведение выставки рисунков «Дворцовая площадь-Главная площадь нашего города». - Совместная прогулка с детьми на Дворцовую площадь. - Посещение музея «Эрмитаж» | |
Декабрь | |||||
«Нева. Невские мосты» | Виртуальная экскурсия: «Нева. Мосты Санкт-Петербурга» Задачи: Образовательные: - познакомить с историей возникновения Невы, ее характером в разное время года. - обсудить значение реки для жителей города. - познакомить детей с понятием «разводной мост». - познакомить детей с мостами города. - дать знания об украшении мостов: решетки, фонари, кони, грифоны. Развивающие: - развивать познавательный интерес у детей. - развивать память, внимание , мышление и связную речь. Воспитательные: - воспитывать у детей гордость за наш город, нашу страну | -чтение стихотворений о реках. -ребус « Фонтанка». -чтение книг о Неве и мостах. -аппликация «Санкт-Петербург – город мостов». - конструирование «Мосты города» - настольно-печатная игра Прогулка по рекам и каналам Санкт- Петербурга». «Собери картинку», - игра- лото «Твой Петербург». | -оформление фотовыставки «Путешествуем по рекам и каналам Санкт-Петербурга» ( конкурс чтецов) | - Подборка литературы по теме. - Проведение выставки «Санкт-Петербург- город рек и каналов». - Совместная прогулка с детьми по рекам и каналам города. | |
Январь | |||||
«Блокадный город. Подвиг нашего города» | Экскурсия в мини-музей: «Блокадный город. Подвиг нашего города» Задачи: Образовательные: -формировать представления о героическом блокадном прошлом города. - познакомить с жизнью детей в блокадном городе. Развивающие: - развивать память, внимание , мышление и связную речь. Воспитательные: - воспитывать чувство сострадания к беде других людей. -воспитывать гордость за подвиги нашего народа в ВОВ. | - рассматривание иллюстраций и фотографий по теме. - рисование по теме: «Памяти блокадным детям посвящается…» - досуг «Подвиг Ленинграда». - изготовление макета памятника «Цветок жизни» для мини-музея. | Экспозиция «Блокада» (подготовка экскурсовода, организация экскурсии) | - Проведение выставки детских рисунков «Памяти блокадным детям посвящается…» - Посещение Пискаревского мемориального кладбища. | |
Февраль | |||||
«Город на островах: «Васильевский остров» 1 часть | Виртуальная экскурсия по Васильевскому острову. Задачи: Образовательные: - дать детям понятие «ансамбль», познакомить с элементами ансамбля, Ростральными колоннами, зданием Биржи. -знакомить с архитекторами -создателями, архитектурным убранством. Развивающие: -развивать мышление, внимание. Воспитательные: - формировать чувство любви и гордости за свой город; - воспитывать бережное отношение к городу. | - рассматривание плана стрелки Васильевского острова. - чтение стихов. - рассматривание иллюстраций по теме. - дидактическая игра « Собери пазлы». - разгадывание ребусов, кроссвордов. домино «Петербург» дидактические игры: « Силуэты Петербурга», « Что перепутано?» | - Экскурсия по Стрелке Васильевского острова (квест-игра) - | -подбор художественной литературы, стихов, загадок по теме. - целевая прогулка « Стрелка Васильевского острова» | |
Март | |||||
«Город на островах. Заячий остров. «Петропавловская крепость») 2 часть | Виртуальная экскурсия в Петропавловскую крепость. Задачи: Образовательные: -дать знания о том, что Петербург расположен на островах. Понятие остров. Познакомить с самыми крупными островами, с происхождением их названий. - продолжать знакомить детей с историей строительства Петербурга. -дать знания о Петропавловской крепости: начало строительства, место строительства, строение крепости, жизнь крепости, традиции (полуденный выстрел). Развивающие: -развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление, связную речь. Воспитательные: - воспитывать интерес к истории города. | - силуэтная аппликация, -конструирование из крупного конструктора «Петропавловская крепость». - рассматривание иллюстраций и фотографий по теме - разгадывание ребусов и кроссвордов. - чтение книг по теме -дидактическая игра «Что перепутал художник» | - фотовыставка «Мы были в Петропавловской крепости» (составление рассказов из опыта) | - Посещение Петропавловской крепости. -подбор литературы по теме. - оформление выставки детских работ. | |
Апрель | |||||
«Владыка морей: «Адмиралтейство». | Виртуальная экскурсия «Адмиралтейство» Задачи: Образовательные: - дать знания об Адмиралтействе, как о памятнике истории и архитектуры. Жизнь Адмиралтейства в прошлом и настоящем. - закрепить знания об основных элементах украшения здания: арка, шпиль, колонны, куранты, флюгер, скульптуры. Развивающие: -развивать мелкую моторику, воображение. -развивать память, внимание, мышление, связную речь. Воспитательные: - воспитывать любовь к своей Родине. | - изучение и рассматривание плана Адмиралтейства. -заучивание стихов об Адмиралтействе. - дидактическая игра « Путешествие по городу» -- настольно-печатная игра «Собери картинку» - лото «Твой Петербург» | - оформление выставки детских работ, фотовыставки «Адмиралтейство» (конкурс творческих рассказов) | - совместная прогулка с родителями к Адмиралтейству | |
Май | |||||
«День Победы» | НОД -презентация «День Победы- 9 мая» Задачи: Образовательные: - закреплять понятие «Родина», представления о защитниках Отечества. - знакомить детей с подвигами наших солдат. Развивающие: - развивать внимание, память, мышление, связную речь. Воспитательные: -воспитывать почтительное отношение к ветеранам войны. | -беседы с детьми о Великой Отечественной Войне - рассматривание фотографий о войне - беседы о подвигах детей во время ВОВ - рисование «Я помню, я горжусь!» - слушание песен военных лет - встреча-беседа с ветеранами войны | -оформление экспозиции «Победа, день за днем» (подготовка экскурсовода, организация экскурсии) | - оформление выставки детских рисунков. - участие в акции «Бессмертный полк» - Посещение Центрального военно-морского музея. Праздник, посвященный Дню Победы В ВОВ |
III Итоговый
- Презентация мини-музея «Мой любимый город».
- Выпуск номера ежемесячной газеты ГБДОУ детский сад №72 Калининского района Санкт-Петербурга, посвященного инновационному проекту.
- Участие в районном этапе Всероссийского конкурса на знание детьми государственной символики РФ.
- Методическая разработка. Публикация.
Список литературы:
Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013.
Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.
.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.
.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Развитие певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами логоритмики"
В основе представленного педагогического проекта лежит обоснование развития певческих навыков у детей среднего-старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством логоритмики, ...
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Пратичесий материал для воспитателей...
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...
«Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».
Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)....
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музейной педагогики
Чувство патриотизма является основой личностной системы человека. Оно предполагает не только гордость за прошлое страны и народа, но и устремленность к лучшему будущему, активную позицию в деле его со...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...
Опыт "Использование народных игр Белгородской области как средства формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) "
В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоят...