Занятие по обучению рассказыванию с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Итоговое занятие по обучению рассказыванию с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники по теме "Зима" для старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению рассказыванию с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники
Тема. Зима.
Цель. Способствовать обогащению и активизации словарного запаса, развитию связной речи детей 5-6 лет, посредством обучения их составлению рассказа с использованием элементов мнемотехники.
Задачи.
- Актуализация знаний по теме «Времена года».
- Обучать рассказыванию небольшого текста повествовательного характера с опорой на элементы мнемотехники.
- Уточнять значение имеющихся слов, обогащать и актуализировать словарный запас по лексической теме «Зима».
- Стимулировать познавательную и спонтанную речевую активность детей.
- Развивать умение использовать в речи сложные предложения, слова определения, слова действия, родственные слова.
- Развивать умение подбирать слова антонимы.
- Развивать память, внимание, мыслительные операции (анализ, синтез).
- Воспитывать умение активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материал.
Демонстрационный: посылка, конверт, сундучок, карточки с номерами заданий на обратной стороне которых изображение частей портрета Зимы, иллюстрация целостного портрета Зимы, копилка слов, карточки с изображением Волшебника Разъединяй и Волшебника Объединяй, видео физминутка «Танец снеговиков».
Раздаточный: конверты с набором мнемокарточек, картинки со словами антонимами, фишки – снежинки.
Ход занятия.
Сюрпризный момент.
(Дети собираются у стола в-ля)
В-ль. Ребята, к нам сегодня почтальон принес посылку, хотите посмотреть, что в ней? (В-ль открывает посылку, достает сундучок и конверт в зимнем оформлении).
В-ль. Cундучок какой-то, что же в нем? (Пустой). Странно. И еще письмо. Ой, а конверт-то какой холодный, да и сундучок тоже! Как вы думаете, ребята, от кого эта посылка?
(Дети выдвигают гипотезы: от Деда Мороза, от Снегурочки, Снежной королевы, от снеговика и т.п.)
В-ль. Давайте не будем гадать, а почитаем письмо и все узнаем: «Ребята, помогите, злой Волшебник Разъединяй (показ изображения Волшебника) наложил на меня страшное заклятие. Ваша Зима».
В-ль. Что это за Волшебник такой, где-то я про него уже слышала. А вам, ребята, он не знаком? (Это злой Волшебник, который все разъединяет, разбрасывает и ломает).
В-ль. Как же можно победить Волшебника Разъединяй? (Надо все взять и соединить). Верно, ребята, надо вспомнить все, что мы знаем о зиме, объединить наши знания и спрятать в сундучок Зимы, который она нам прислала.
В-ль. Как помочь Зиме? (Надо позвать доброго Волшебника Объединяй). – Но где же мы будем его искать, а медлить нельзя, помните, что случилось в сказке «12 месяцев»? Тогда придется помогать самим.
В-ль. А не побоитесь сражаться с злым Волшебником? (Нет). Тогда я вам открою небольшой, но очень важный секрет - победить его могут только дружные ребята. - А вы, дружные ребята? (Да.) Но на всякий случай давайте еще произнесем дружеское заклинание – чистоговорку. Но чтобы заклинание подействовало его надо сначала произнести тихо и медленно, а затем громко и быстро.
Чистоговорка - игра с пальчиками «Дружат в нашей группе…».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Вместе мы подружим маленькие пальчики.
(Произносят дважды в разном темпе)
В-ль. А сейчас давайте вспомним звуки зимы.
(Дети произносят звуки и выполняют соответствующие движения.)
Игра на автоматизацию звуков «Зима».
Заметает дорожки пороша: ш – ш – ш (наклоны с движениями рук снизу), завьюжит вьюга: в – в – в (круговые махи руками сверху), завоет метель: у – у – у (кружатся).
В-ль. Закружила, понесла метель всех на стульчики.
(Дети садятся на стульчики).
В-ль. Тех, кого охватит страх, произнося слово… «АХ!».
Кто встречается с бедой, произносит слово… «ОЙ».
Кто отстанет от друзей, произносит слово… «ЭЙ».
У кого захватит дух, произносит слово… «УХ!»
Мы привстанем скажем «у-у-у»,
Мы присядем скажем «а-а-а»,
Нам пора и за дела.
В-ль. А все вспомнить и ничего не пропустить помогут нам подсказки из волшебного домика.
(Показ домика, заполненного карточками с цифрами)
Подсказка № 1. «Слова признаки к слову зима»
(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 1)
В-ль. Необходимо вспомнить и назвать слова признаки к слову зима. За каждый ответ получаете фишку снежинку. И так, какая зима?
(Дети называют слова)
В-ль. Молодцы, много слов назвали. А что отличает время года зиму от других времен года?
(Холодно, много снега)
Подсказка № 2. «Слова признаки к слову снег»
(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 2)
В-ль. Назовите слова признаки к слову снег и тоже получите фишку снежинку?
Подсказка № 3. «Слова – действия к слову снег»
(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 3)
В-ль. А может кто-то вспомнит еще слова – действия к этому слову: что делает снег? (Предполагаемые слова: падает, идет, кружится, блестит, искрится, серебрится).
В-ль. Покажите свои фишки снежинки. Молодцы, сколько много слов назвали. Давайте заполним ими наш сундучок.
(Дети высыпают фишки в сундучок).
Подсказка № 4. «Слова родственники»
(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 4)
В-ль. А сейчас задание будет сложнее: нужно будет подобрать слова родственники к слову снег. Будем называть слова и делать из них снежинку.
(В-ль протягивают ладошку, а дети, называя слова, кладут свою ладошку сверху на руку воспитателя, образуя снежинку, затем получившуюся снежинку стряхиваем в сундучок)
(Предполагаемые слова: снежный, снежок, снеговик, снегурочка, снегирь, подснежник, Белоснежка, снегопад, снегоход)
В-ль. Вот и еще пополнили сундучок.
Подсказка № 5. Видео-физминутка «Танец веселых снеговиков»
В-ль. Потрудились хорошо, пора и немного отдохнуть, а помогут нам отдохнуть веселые снеговики.
Подсказка № 6. Копилка слов
(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 6)
В-ль. Ребята, мы же забыли про нашу копилку слов, давайте добавим еще слова из нее.
(В-ль достает из копилки и показывает картинку, дети называют соответствующее слово и складывает его в сундучок (Предполагаемые слова: гололед, снегопад, вьюга, метель, пурга, стужа)
Подсказка № 7. «Слова с противоположным значением»
(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 7)
В-ль. А сейчас придется поработать в парах, а найти себе пару вам помогут эти картинки. Каждый выбирает себе понравившуюся картинку, а затем объединяется в пару с тем, у кого картинка с противоположным значением к вашему слову. (Предполагаемые наборы карточек: зима – лето, ясно – пасмурно, тепло – холодно, снежинка – дождинка, снег – дождь)
(Дети подходят к столику , выбирают картинку и находят себе соответствующую пару, выстраиваются вокруг воспитателя)
В-ль. Давайте проверим, правильно ли вы встали в пары. (Дети озвучивают слова). Зимние картинки давайте тоже отправим в наш сундучок, а слова с противоположным значением положим на стол. Вот и еще пополнили наш сундучок.
Подсказка № 8. Работа в парах
(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 8)
В-ль. Каждая пара выбирает себе конверт с заданием, расходитесь по столам, рассматриваете картинки с условными обозначениями, выбираете только зимние.
(Дети подходят к столам, на которых лежат конверты с мнемокарточками, выбирают нужные и идут на свои стульчики.)
Подсказка № 9. Выстраивание по алгоритму
(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 9)
Подсказка № 10. Коллективный рассказ о зиме с использованием карточек мнемотехники.
(В-ль берет из домика и переворачивает карточку – подсказку № 10)
В-ль. А теперь, ребята осталось нам составить красивый рассказ о зиме. Каждая пара будет рассказывать о том, что изображено на ваших карточках, добавляя слова, которые у нас в сундучке.
(Дети выходят парами рассказывают и кладут свои карточки в сундучок)
В-ль. Какой замечательный рассказ мы составили о зиме.
Рефлексия.
В-ль. Вот и закончились наши подсказки. Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Интересно, как вы считаете, удалось ли нам разрушить чары злого Волшебника Разъединяй?
(Ответы детей).
В-ль. Давайте подойдем к домику с подсказками и заглянем к нему в оконце.
(В-ль переворачивает карточку, изображающую окно и дети видят на голубом фоне уже перевернутых ранее карточек с цифрами лицо зимы.)
В-ль. Кто это? (Зима). Можно сказать, что чары почти сняты, а теперь последнее волшебство. На минутку закройте глаза, только честно, не подглядывайте.
(В-ль накладывает сверху целостное изображение портрета Зимы)
В-ль. Открывайте глаза. Что произошло?
(Картинка Зимы соединилась.)
В-ль. Как вы думаете, кто же сотворил такое чудо?
(Наверное Волшебник Объединяй.)
В-ль. Правильно, ребята. Это Волшебник Объединяй пришел к нам на помощь. (Показ изображения Волшебника). Давайте поблагодарим Волшебника за помощь. И поблагодарим друг друга. Пожмем друг другу руки. Молодцы вы на самом деле дружные ребята. Помогли мы зиме, сделали доброе дело, пора и отдохнуть. Какую вспомним пословицу?
(Сделал дело – гуляй смело).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»
Конспект непосредственно -образовательной деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....
Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ:«Рассказ по картине: выразительные средства речи»
Данный конспект отражает работу воспитателя с детьми пятого года жизни по развитию речи. На занятии используется технология ТРИЗ....
Занятие по обучению рассказыванию с элементами мнемотехники «Зима»
Занятие по обучению рассказыванию с элементами мнемотехники «Зима»...
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посре...
Конспект занятия. Развитие речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством...
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач...
Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.3. Формировать коммуникативные навыки (диалоги...