Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ:«Рассказ по картине: выразительные средства речи»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Данный конспект отражает работу воспитателя с детьми пятого года жизни по развитию речи. На занятии используется технология ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_zanyatie.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ.
Тема: «Рассказ по картине: выразительные средства речи»
Цель: активизировать словарный запас; обучать навыкам сравнения; систематизировать представления о признаках объектов.
Оборудование: рисунки для раскрашивания.
Ход занятия
1. Упражнение «Комплименты».
Приходит Игрушка очень нарядная, украшенная и разукрашенная.
В.: Какая ты сегодня красивая! У тебя какой-то праздник?
И.: Да, у меня сегодня День рождения!
В.: Ой, а мы не знали! Что же мы с ребятами можем тебе подарить?
И.: Можно, вы обо мне будете разные хорошие слова говорить?
В.: Конечно, можно! Ребята, Игрушка хочет, чтобы мы ей подарили много комплиментов!
Дети называют разные достоинства Игрушки, желательно, чтобы признаки назывались не только напрямую (с яркими глазами, сообразительная и др.), но и через сравнения (глаза сверкают как алмазы, умная как компьютер и др.).
И.: Спасибо, мне очень приятно. А друг другу вы умеете делать комплименты?
Дети по цепочке говорят друг другу комплименты.
2. Работа по картине: признаки и сравнения признаков.
В.: Игрушка, мы тебе подарим картинку, о которой мы говорим уже несколько занятий (показывает картинку).
И.: Спасибо. А можно, чтобы вы и предметам на картинке тоже сказали комплименты?
В.: Это нелегко, но мы попробуем. Только давай, чтобы ребята называли не только достоинства разных предметов, но и любые другие признаки.
И.: Хорошо.
Игрушка показывает различные объекты на картинке и задает вопросы: Какой? и На что похож? Дети отвечают. Упражнение можно провести в виде соревнования.
3. Физкультминутка «Каравай».
Все дети становятся в круг. В центре помещается Игрушка. Дети поют «Каравай», но кроме слов: « Вот такой ширины, вот такой высоты и др»., нужно добавлять и изображать и дополнительные признаки: «Вот такой красоты, вот такой лег-коты, вот такой вкусноты, вот такой белизны» и т. п.
4. Упражнение «Раскраска».
Воспитатель предлагает придумать предложения по картине. Первой вызывается Игрушка, которая называет несколько предложений, но без прилагательных (Мальчик идет по улице, Котенок играет со щенком на крыльце и др.).
В.: Твои предложения правильные, но они похожи на черно-белые рисунки.
И.: Разве предложения можно раскрашивать?
В.: Конечно, можно. Только не красками, а словами. Вот закрой глаза и повтори свои предложения: ты можешь ответить, какой именно это был мальчик, какая была улица, какими были котенок и щенок?
И.: Нет, не получается.
В.: Если я тебе помогу и скажу, что мальчик был маленький, светловолосый, в зеленом костюме...
И.: Теперь получается!
В.: Я назвала признаки, описала, каким был мальчик. Слова-признаки как бы раскрашивают речь. Попробуй теперь и ты вместе с ребятами придумать предложения с признаками.
Воспитатель может называть предложения без прилагательных, дети должны их «раскрасить»: повторить, вставив как можно больше соответствующих прилагательных.
5. Практическая работа.
Воспитатель раздает детям черно-белые рисунки, которые необходимо раскрасить.
Желательно подбирать интересные по сюжету рисунки, возможно дорисовывание серии рисунков по типу комиксов.
Рисунки можно подарить Игрушке.
6. Подведение итогов.
Желательно обсудить, какое настроение сегодня у Игрушки, какое вообще бывает настроение, как влияет настроение на то, как мы воспринимаем окружающее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ с детьми 4-6 лет
Более сложный вид рассказывания - творческий. При составлении таких рассказов, в отличие от репродуктивных, дети не имеют опоры в виде слов, картинок, символов. Они могут опираться только на свои знан...
Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...
Конспект занятий по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассматривание картины ежиха с ежатами»
Конспект занятий по развитию речи в старшей группе на тему:«Рассматривание картины ежиха с ежатами»...
Конспект занятия по развитию речи с элементами здоровьеформирующих технологий "В ГОСТИ К ОЛИМПИЙСКИМ ТАЛИСМАНАМ"
Занятие "В гости к олимпийским талисманам" для детей среднего дошкольного возраста направлено на активизацию и расширение словарного запаса по темам "Зимние виды спорта", "Транспорт", а также на ...
Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)
Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ "Путешествие в картинную галерею" подготовительная группа
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ "Путешествие в картинную галерею" подготовительная группа...
Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ технологии для 1 младшей группы "По следам Колобка"
Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ технологии для детей 1 младшей группы. Тема: "По следам колобка".Цель: формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих р...