Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе. Пересказ сказки «Хвосты»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Русинова Наталья Евгеньевна

Цель: Создание условий для формирования навыков пересказа сказки.

Задачи:

1. Учить детей связно и последовательно пересказывать текст с опорой на схему, точно воспроизводить реплики главных героев, логически мыслить;

2. Совершенствовать фонематический слух, слуховое внимание;

3. Развивать художественное восприятие и эстетический вкус;

4. Развивать мелкую моторику; 

5. Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

6. Развивать диалогическую и монологическую речь; развивать самостоятельность в составлении мнемотаблиц.

7. Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе. Пересказ сказки «Хвосты»

Цель: Создание условий для формирования навыков пересказа сказки.

Задачи:

1. Учить детей связно и последовательно пересказывать текст с опорой на схему, точно воспроизводить реплики главных героев, логически мыслить;

2. Совершенствовать фонематический слух, слуховое внимание;

3. Развивать художественное восприятие и эстетический вкус;

4. Развивать мелкую моторику; 

5. Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

6. Развивать диалогическую и монологическую речь; развивать самостоятельность в составлении мнемотаблиц.

7. Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей.        

Материал:

демонстрационный материал к сказке, моделирование по сказке, карандаши простые.

Ход проведения непосредственно образовательной деятельности:

Дети стоят в кругу.

-Дети, вы любите сказки?-

- Сегодня мы отправимся в мир сказок.

А поедем мы на необычном транспорте, на сказочном.

Доставит нас в сказку карусель.

Игра «Карусель»

Мы примчались к карусели.

Все успели? Все успели (поворот головы вправо)

Все ли сели? Все мы сели (поворот головы влево)

Полетели? Полетели (наклон головы вперед)

И за тридевять земель понесла нас карусель.

(бег по кругу на носочках)

Но земля зовет обратно, хоть и мило в синеве

(медленный бег по кругу)

После космоса приятно поваляться на траве

(дети ложатся на спину, закрывают глаза)

Задание: сядет тот, у кого имя начинается со звука М, А, В,И.

- Вот мы и попали в мир сказок.

Игра «Из какой это сказки?»

- Чтобы угадать название сказки, вам помогут сказочные герои:

Девочка Женя, Северный полюс, белые медведи, много игрушек, мальчик Витя. (Цветик- семицветик).

Царь, три сына, болото, лягушка. («Царевна лягушка»)

Девочка Элли, собачка Тотошка, Железный дровосек, Волшебник Гудвин. («Волшебник Изумрудного города»)

Загадка:

У животного, рыбы и птицы

Есть всегда он, красив или прост:

Можно им за сучки зацепиться,

От назойливой мухи отбиться

Или греться зимою в мороз.

Частью тела с названием… ХВОСТ

 

Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

Давайте поиграем в игру «Чей хвост?»

Это хвост лисы – лисий

Это хвост лошади – лошадиный

Это хвост собаки – собачий

Это хвост белки – беличий и т.д.

Для чего нужны хвосты? Какие они бывают? (форма, цвет, размер).

Ребята, мы с вами отгадывали загадку, играли в игру про хвосты, как вы думаете, как называется сказка, с которой я хочу вас познакомить.

Правильно, сказка называется «Хвосты»

Чтение сказки «Хвосты» (с прерыванием текста и вопросами по развитию творческого мышления).

- Ребята, я сказку вам не дочитала. Хочу, чтобы вы сами подумали, что будет дальше и чем закончится эта сказка.

- Выполнят ли просьбу зайчика животные, которых он просил принести ему хвост?

Моделирование сказки ( в тетрадях)

Рассказы детей. Хорошо- это были ваши интересные решения.

А такое решение принял автор.

Дочитываем сказку до конца.

Ребята, звери остались довольны хвостами. Как о них можно сказать? (довольные, веселые, радостные, счастливые)

А медведю и слону хвосты не понравились. Какими словами можно сказать об их настроении? (грустные, печальные, недовольные, сердитые)

-Дети, любая сказка чему-нибудь учит.

Существует поговорка: «Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок»

Как вы понимаете слово - ложь? (неправда).

Значит сказка - это неправда, придуманные события.

А слово намек - указание на что-то плохое или хорошее.

Добрым молодцам урок - совет молодым людям о том, что хорошо, чему учиться, а что плохо, приносят зло, чего делать не стоит.

Не всегда легко отличить хорошее от плохого и сказка этому учит.

Хотим мы быть похожими на героев сказки? Почему? (ответы детей).

А есть еще поговорка:  Где силой взять нельзя, там надобна ухватка. (Иносказательно: не стоит расчитывать только на грубую силу, нужно использовать в борьбе за свои цели и силу ума.)
Из всякого положения есть выход.

 -Как вы думаете, какая пословица подойдет к сказке «Хвосты»?

Как вы понимаете пословицу?

Физкультминутка с подражанием

Игра «Скажи по-другому»: 

Вражда - мир. Дикий - домашний.
Защита - нападение. Высоко - низко.
Высокий - низкий. Вместе - отдельно 
Длинный - короткий. Много - мало.
Брать - отдавать. 
Пушистый - гладкий. Радовать - огорчать.

Игра «Кто внимательнее».

О каких диких и домашних животных говорится в сказке. 


Дикие - заяц, лиса, белка, волк, медведь, слон.
Домашние -лошадь, свинья, кошка, собака.

- Ребята, сейчас пусть отдохнут ваши головки, а поработают руки.

Пальчиковая гимнастика:

http://kaplyarosi.ru/wp-content/uploads/2012/12/18.png


- А сейчас возьмите карандаш в правую руку, будем обводить рисунок  по точкам

- Кто у вас получился  (рисуем зайца по точкам)

- Ребята, а вы хотите помочь зайчику, что ему не хватает?

Что вы можете нарисовать (хвостик). (рисуем хвостик)

Положите карандаши

Сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу (светофор) значение цвета.

Подойдите ко мне.

Вам понравилось наше путешествие?

Что особенно вам понравилось?

Как называется сказка, с которой вы познакомились?

Приложение к конспекту непосредственно образовательной деятельности

Русская народная сказка «Хвосты»



Предварительный просмотр:

Приложение к конспекту непосредственно образовательной деятельности

Русская народная сказка «Хвосты»

Прошёл по лесу слух, что всем зверям будут хвосты раздавать. Полетели вороны во все стороны по лесам, по лугам и всем объявили:
— Приходите, все звери, завтра на большую поляну получать хвосты!

Заволновались звери: «Хвосты? Какие хвосты? Для чего хвосты?» Лисичка-сестричка говорит:
— Ну, какие никакие, а раз дают, надо брать; после разберём, для чего они!
С утра потянулись звери на большую поляну: кто бегом, кто скоком, кто лётом — каждому хотелось хвост получить.

Зайчик тоже собрался идти — высунулся из норки и увидел, что дождик сильный идёт, так по мордочке и хлещет. Испугался зайчик: «Забьёт меня дождик!» — спрятался в норку.

Сидит и слышит: «тууп-тууп-тупп!». Земля трясётся, деревья трещат. Медведь идёт.
—  Дедушка медведь, — просит зайчик, — будут там хвосты раздавать, захвати мне, пожалуйста, хвостик!
—  Ладно, —говорит медведь, — коли не забуду — захвачу!
Ушёл медведь, а зайчика раздумье взяло: «Старик он, забудет про меня! Надо кого-нибудь ещё попросить!»

Слышит он: «туп-туп-туп!» — волк бежит.
Высунулся зайка и говорит:
—  Дяденька волк, будешь себе хвост-то получать, — выбери и мне какой-нибудь!
—  Ладно, — говорит волк, — принесу, если останется! — и убежал.

Сидит зайка в норке, слышит, трава шуршит, метётся — лисичка бежит.
«Надо и её попросить!» — думает зайчик.
—  Лисичка-сестричка, будешь себе хвост-то получать, принеси и мне хвостик!
—  Ладно, — говорит лиса, — принесу тебе, серому, хвостик, — и убежала.

И много же зверей собралось на поляну!
А там на больших сучьях хвосты развешаны, и каких там только нет: и пушистые-распушистые, и веером, и метёлкой, есть и гладкие, как палка, есть, кренделями, есть завитушками, и длинные, и короткие — ну всякие-превсякие!
Лиса первая поспела, выбрала себе хвост пушистый, мягкий, пошла домой довольная, вертит хвостом, любуется.
Конь прибежал, выбрал себе хвост с длинными волосами. Ну и хвост! Помахивает — до самого уха хватает! Хорошо им мух отгонять! Пошёл конь довольный.
Подошла корова, ей достался хвост длинный, как палка, с метелкой на конце. Довольна корова, по бокам машет, слепней отгоняет.
Белочка прыгала по головам, по плечам, схватила себе хвостик пушистый, красивый и ускакала.
Слон топтался, топтался, всем лапы оттоптал, копыта отдавил, а когда подошел, то остался только хвост, как шнурочек, со щетиной на конце. Не понравился он слону, да ничего не сделаешь, другого нет больше!
Свинья подошла. Она поднять голову-то кверху не может, достала что пониже висело — хвост гладкий, как верёвочка. Не понравился он ей вначале. Завила она его колечком — какой красивый показался — лучше всех!
Медведь опоздал — по дороге на пчельник зашёл — пришёл, а хвостов-то уже нет! Нашел какой-то лоскутик кожи, обросший шерстью, и взял себе как хвост, — хорошо, что чёрный!
Все хвосты разобрали, идут звери домой.

Зайчик сидит в норке, ждёт не дождётся, когда ему принесут хвостик.

Прерывание сказки.

Продолжение сказки.

Зайчик сидит в норке, ждёт не дождётся, когда ему принесут хвостик, слышит медведь идёт.

—  Дедушка медведь, принёс мне хвостик-то?
—  Куда тебе там хвост! Я себе-то вон какой обрывок достал! — И ушёл.
Слышит зайчик — волк бежит.
—  Дяденька волк, принёс ли мне хвостик-то?
—  Не до тебя там, косой, было! Я себе насилу выбрал, потолще да попушистее, — сказал волк и убежал.
Бежит лисичка.
—  Лисичка-сестричка, принесла ли мне хвостик? — спрашивает зайчик.
—  Забыла, — говорит лиса. — А посмотри, какой я себе выбрала!
И начала лиса вертеть хвостом во все стороны. Обидно зайчику стало! Чуть не заплакал.
Вдруг слышит шум, лай, писк! Глядит — кошка с собакой ссорятся, у кого хвост лучше. Спорили, спорили, подрались.

Собака у кошки отгрызла кончик хвоста. Зайчик подхватил его, приставил к себе как хвост и доволен стал — хоть маленький, а всё-таки хвост!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: «Как дети в детском саду г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»

Задачи:*Учить детей составлять предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;*Учить составлять коллективный рассказ-описание;*Дифференцировать на слух и в произношении звук...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочная путаница»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказочная путаница»...