«задачи развития словаря по возрастным группам в современных образовательных программах»
методическая разработка по развитию речи на тему

задачи развития словаря по возрастным группам в современных образовательных программах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

«задачи развития словаря по возрастным группам в современных образовательных программах»  

задачи

Возрастная группа детей

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

(старшая группа)

Старший возраст

(подготовительная группа)

Какие задачи развития речи выделяются?

Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов.

Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи. Помогать детям, активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картинке.

Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.

Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от поставленного вопроса, дополняя высказывания товарищей. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа.

Какие (ая) формы (а) развития речи являются ведущими?

1. Программные художеств. произведения для чтения, для рассказывания.
2. Специально организованное речевое воздействие воспитателя (рассказы о детях, о жизни группы, о себе, о трудных ситуациях и др.)
3. Работа по обогащению, уточнению и активизации словаря.
4. Работа по различению и правильному произнесению звуков, отработка речевого дыхания, темпа речи, силы и высоты голоса.
5. Уточнение произношения звуков.
6. Усвоение грамматических норм.
7. Работа над синтаксической стороной речи (однородные члены).
8. Беседы по картинам.

1 Программные художественные произведения для чтения, рассказывания, пересказывания, для заучивания.
2. Занятия для обогащения и активизации словаря.
3. Занятия по воспитанию звуковой культуры речи.
4. Работа по обучению детей монологической речи.
5. Описательные рассказы.

1. Программные художественные произведения для чтения, рассказывания, пересказывания, для заучивания.
2 Овладение грамматикой родного языка:
- Развитие лексики
- Овладение правильным произношением звуков
- Разнообразие словарного запаса
- Морфологические средства языка
- Совершенствование синтаксической стороны речи
- Формирование звуковой культуры речи.
3. Обучение монологической речи.
4. Описательные рассказы и словесное творчество.

1. Программные художественные произведения для чтения, для рассказывания, пересказывания, для заучивания.
2 Формирование словаря
3. Связная речь: обучение монологической речи
4. Формирование звуковой культуры речи
5. Подготовка к обучению грамоте.

Какие методы, приемы и средства используются?

Средства развития речи: - общение взрослых и детей;
- художеств. литература;
- изобразит. искусство, музыка;
Методы развития речи:
Наглядные:
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений.

Заучивания наизусть.

Практические:
дидактические игры.

Дидактические упражнения

Хороводные игры.

Средства развития речи: - общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда;
- обучение родной речи в НОД и внеНОД;
- художеств. литература;
- изобразит. искусство, музыка, театр;
Методы развития речи:
Наглядные:
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений.

Заучивания наизусть.

Пересказ

Обобщающая беседа

Практические:
дидактические игры.

Игры-драматизации.

Дидактические упражнения

Хороводные игры.

Средства развития речи: - общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда;
- обучение родной речи в НОД и внеНОД;
- художественная литература;
- изобразительное искусство, музыка, театр;
Методы развития речи:
Наглядные:
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений.

Заучивания наизусть.

Пересказ

Обобщающая беседа

Рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические:
дидактические игры.

Игры-драматизации.

Инсценировки.

Дидактические упражнения

Пластические этюды

Хороводные игры.

Средства развития речи: - общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда;
- обучение родной речи в НОД и внеНОД;
- художественная литература;
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- занятия по другим разделам программы.

Методы развития речи:
Наглядные:
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений.

Заучивания наизусть.

Пересказ

Обобщающая беседа

Рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические:
дидактические игры.

Игры-драматизации.

Инсценировки.

Дидактические упражнения

Пластические этюды

Хороводные игры.

В каких видах деятельности развивается речь?

Выделяют 8 видов деятельности. Речь развивается во всех, если воспитатель грамотно выстраивает свою работу. Отличие только в «дозировке» по каждому возрастному периоду. И, в зависимости от вида деятельности, развивается та или другая сторона речи (связная, звуковая, грамматическая и др).

Требования к подготовке и проведению образовательных занятий с детьми дошкольного возраста в свете ФГОС ДО

  • Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему.
  • Тема занятия определяется с учетом темы недели и возрастной группы детей согласнореализуемой образовательной программы. Какая программа реализуется и тема недели должны быть обозначены в плане занятия.
  • Согласно изучаемой темы продумывается наиболее приемлемая и эффективная для данного дошкольного возраста форма организации занятия.
  • Прописываются интеграция образовательных областей (рекомендуется не более двух) ивиды деятельности детей на занятии.
  • Определяется цель занятия, которая представляет собой конкретный ожидаемый педагогом результат реализации данной темы занятия.
  • Цель занятия должна быть разбита на задачи (шаги достижения цели): образовательные, развивающие и воспитательные. Это обусловлено необходимостью включать почти в каждое занятие новый материал, повторять пройденное и готовить детей к восприятию новых знаний.
  • С целью обеспечения успешной детской деятельности любому занятию предшествуетпредварительная работа: речевое и познавательное развитие детей, накопление определенного багажа знаний, умений и представлений ребенка для того, чтобы новая информация легла на благодатную почву детского познания. Безусловно, при подготовке к занятию педагогу целесообразно прописать для себя содержание предварительной работы с детьми по данной теме.
  • С целью формирования речевой компетентности детей педагогом предварительно определяется словарь (основные речевые понятия, формируемые на занятии).
  • Перед проведением занятия тщательно продумываются средства обучения: используемое оборудование, раздаточный материал, образовательная среда, материалы и пособия.
  • Содержание учебного материала на занятии должно отвечать теме, цели и задачам занятия. Материал занятия должен быть логичным, доступным детям, отвечать требованиям индивидуального дифференцированного подхода, тесно связан с жизненным опытом детей.
  • Вокруг «стержневой» (основной) деятельности во время непосредственно образовательной деятельности выстраиваются все остальные виды работ и упражнений с детьми. Каждое новое задание используется педагогом как база (мотив) для возникновения следующей деятельности. Именно так можно проследить логичность построения занятия: каждое новое задание как новая задача, новый момент для освоения изучаемой темы, новая идея для решения поставленной проблемы.
  • В связи с тем, что образовательная деятельность по ФГОС ДО направлена на формированиедетских компетенций (способствование постепенному накоплению интегративных качеств ребенка-дошкольника, определенных в образовательной программе) педагогу при подготовке занятия важно продумать, через какие задания у детей будут накапливаться определенные умения, где ребенок может продемонстрировать свою успешность, опираясь на ранее накопленный и приобретенный опыт.
  • Объём учебного материала должен быть оптимален по времени. Любое занятие в том числе обязано учитывать требования к оздоровительному режиму с учетом работоспособности и утомляемости детей дошкольного возраста. Этому способствует переключение видов деятельности, проведение физ. минутки, целесообразное распределение учебного материала и смена видов деятельности, перемещение в пространстве, смена поз и заданий.
  • Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в занятии должны быть предварительно продуманы педагогом так, чтобы моглиобеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. С этой целью педагог тщательно продумывает, как обеспечить активность детей в течение занятия: где воспитанник будет пробовать свои силы при поддержке педагога, где он будет докладчиком или рассказчиком, а где — обучать других.
  • Воспитатель обязан обращать внимание на развитие речи детей, обогащение их словаря новыми терминами и выражениями; следить за точностью, лаконичностью и грамматическим строем речи. Поэтому в занятия целесообразно включать литературный материал: стихи, скороговорки, считалки, поговорки, речевые игры, а также использовать моменты пересказов, монологов, разыгрывания сценок.
  • Воспитатель не должен забывать об эмоциональной стороне занятия, воспитывая любознательность и интерес к изучаемым фактам и явлениям. Психологически комфортная атмосфера, отсутствие регламентированных указаний, способствует раскрепощению детей и эффективному усвоению материала.
  • Игровые ситуации, занимательная обстановка, введение персонажа (игрушки, героя-артиста) будут органичны на любом занятии с дошкольниками. Но педагогу важно помнить о том, что игра либо персонаж не случайно приходят на занятие, они должны быть с детьми до конца занятия и вся работа с детьми, импровизированные диалоги должны быть обращены к гостям занятия. А любая игра должна быть доиграна до конца: путешествие закончиться, все игровые атрибуты использованы с образовательной целью.
  • Методы и приемы работы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей, развивать познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать. Задания должны меняться от коллективных форм организации переходить к подгрупповым или индивидуальным формам работы. Не нужно детям давать готовые знания, важно суметь организовать работу так, чтобы дети открывали новое сами, исследовали, обучались в общем деле.
  • Среда должна быть обучающей, предлагаемые пособия должны способствовать развитию и умозаключениям детей, приобретению новых знаний и умений в процессе деятельности, самовыражению. В занятии должно быть использованы лишь эстетичные современные наглядные пособия и дидактический материал. Следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий. Сегодня особенно приветствуется демонстрация мультимедийных презентаций, других ЭОР.
  • Важно, чтобы педагог помнил о том, что необходимо изучаемый материал связать с реальной жизнью ребенка, его малым детских опытом. Нужно уметь терпеливо выслушать его. Необходимо дать подсказку на построение дальнейшего правильного поведения, научить детей использовать полученные знания и умения в жизни. Особенно это важно, если изучаются правила безопасного поведения. Здесь необходимо разобрать последствия нарушения правил, примеры из жизни, чтобы усвоение правила стало осознанным для детей.
  • Четкие инструкции педагога, добрые советы и подсказки, совместный поиск истиныпомогают детям ненавязчиво открывать новое. В ходе занятия педагог осуществляет наблюдение за деятельностью детей, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.
  • Чтобы занятие было успешным, важно помнить о позиции педагога в работе с детьми. В свете требований ФГОС ДО партнерское взаимодействие является основополагающим. Педагог несет идею занятия, ненавязчиво увлекает детей, обеспечивая открытый вход в НОД, вместе с детьми включается в поиск и решение проблемы. Сегодня педагог не «над детьми», а «рядом». Идет смена учительской «объект-субъектной позиции» на «субъект-субъектную». Не «Я знаю и вам сейчас расскажу, я вас научу», а «Давайте вместе узнаем, как и почему…», «Я думаю так-то…, а вы как думаете?». Поэтому перед проведением занятия педагогу важно продумать: « Где я буду в работе с детьми?». Наравне с детьми педагог играет, включается в проблему, выполняет задания, делает свою поделку, делится эмоциями, а не ждет, как у них получится, чтобы их потом похвалить.
  • Особое слово должно быть сказано о мастерстве окончания НОД. Педагогическая оценка действий детей важна, как и детская оценка, а в старшем дошкольном возрасте и самооценка. Девизом занятия должно стать: «Мы хорошо поработали – давайте скажем каждому из нас спасибо. А за что – тут нужно подумать всем вместе. Чему мы научились?» В детских рассуждениях формируются выводы, суждения, мнение о работе. Подведение итогов важно планировать, чтобы в конце занятия педагогическая оценка стала адресной и не завершилась словами «Все молодцы!» При формировании детских интегративных качеств важно кропотливо и дифференцированно проговаривать детям их промахи, победы и задачи на перспективу.
  • По ФГОС ДО допустим свободный выход детей из занятия. Дети могут заниматься с увлечением тем, что им интересно (например закончить поделку, ввести ее в другую игру, в домик и т.п.). Педагог-мастер заранее планирует организованный открытый выход из занятия (общую идею – что будем делать дальше) и ненавязчиво переключает детей на продолжение работы по данной теме (на прогулке, в вечерний период, на занятии по физической культуре, дома с родителями и т.п.)

Устанавливается преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах. Она проявляется в постепенном усложнении задач развития речи и обучения родному языку. Так, в работе над словом задачи усложняются от усвоения названий предметов, признаков, действий, овладения обобщением, которое выражено в разных словах, до различения значений многозначных слов, синонимов и сознательного выбора слова, наиболее подходящего для того или иного случая. В развитии связной речи – от пересказа коротких рассказов и сказок до составления связных высказываний разных типов сначала на наглядной основе, а затем и без опоры на наглядность. Программа базируется на учете «сквозных» тенденций развития словаря, грамматического строя, фонетической стороны речи, связной речи.

Преемственность проявляется также в повторении отдельных требований в смежных группах с целью выработки прочных и устойчивых навыков и умений (употребление форм речевого этикета, последовательное и логичное построение связных высказываний и др.).

Наряду с преемственностью в программе прослеживается и перспективность развития речи детей. Это означает, что на каждом этапе обучения закладываются основы того, что будет развито на последующем этапе.

Программа детского сада создает перспективы для развития детей в школе. Она имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах. В детском саду формируются такие качества устной речи, которые получают дальнейшее развитие в первом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения русскому языку и овладения всеми учебными предметами.

Внутри каждой задачи выделяются стержневые моменты, лежащие в основе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков. В развитии словаря – это работа над смысловой стороной слова, в монологической речи – отбор содержания высказывания, освоение способов соединения слов, предложений; в развитии диалогической речи – умений слушать и понимать собеседника, взаимодействовать с окружающими, участвовать в общем разговоре.

 из 410 

Предыдущая    Следующа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результативность использования современных образовательных программ воспитателем МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6»

Результативность использования современных образовательных программ воспитателем МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6»...

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

    Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьник...

Построение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Создание предметно – развивающей среды по художественно – эстетическому развитию детей. Оснащение уголков театрального развития в разных возрастных группах

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка.  Все, что...

Аннотация к рабочей Программе (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») по всем возрастным группам

Задачи рабочей программы по образовательной деятельности «Музыка»:-  формирование основ музыкальной культуры дошкольников;- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального ...

Авторская коррекционно-разивающая программа "Путешествие в волшебный лес" для детей средней возрастной группы с особыми образовательными потребностями

Аннотация       Коррекционно-развивающая программа «Путешествие в волшебный лес» предназначена для детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушения в ра...

«Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров дошкольник»

Сообщение-обсуждение: «Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров до...

Конспект образовательной деятельности по развитию словаря в старшей группе.

Развивать речь и формировать слова. Создать условия для активизации словаря....