Авторская коррекционно-разивающая программа "Путешествие в волшебный лес" для детей средней возрастной группы с особыми образовательными потребностями
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Каминская Мария Юрьевна

Аннотация

       Коррекционно-развивающая программа «Путешествие в волшебный лес» предназначена для детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. Данная программа является одним из компонентов в системе психолого-педагогического сопровождения указанной категории детей.

      Программа разработана на основе метода сказкотерапии с использованием приёмов игровой терапии и психогимнастики, с включением музыки как вспомогательного средства общения.

      Работа строится с опорой на ведущую деятельность  дошкольника – игровую, которая рассматривается как универсальное средство оптимизации психического развития в дошкольном возрасте.

      Игры в музыкальном сопровождении снимают психоэмоциональное  напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого, то есть социализируют ребёнка.

Использование подвижных и результативных игр, психодинамической медитации, психомышечной релаксации в комплексе занятий позволяет стабилизировать эмоциональное состояние детей, раскрыть ресурсы детской психики, актуализировать их и работать на расширение «зоны ближайшего развития».

По завершении занятий  у детей наблюдаются позитивные изменения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: они приобретают уверенность в себе, своих действиях, снижается проявление импульсивности в поведении, раскрывается творческий потенциал, формируется способность к концентрации внимания.

Данную программу можно использовать как в работе с воспитанниками групп коррекционно-развивающей направленности так и с детьми общеобразовательных групп.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnova_po_programme.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Период дошкольного детства имеет особую значимость для формирования личности ребёнка. Дети активно изучают окружающий мир, многообразие проявлений эмоциональной жизни, усваивают нормы и правила поведения. И первые учителя детей в мире социальных отношений – это близкие взрослые. К сожалению, родители, от которых зависит становление чувства «базового доверия к миру» сына или дочери, часто в силу незнания, порой в результате дефицита времени или под давлением собственных психологических проблем не могут оказать полноценного внимания и поддержки развитию эмоционального мира ребёнка.

Эмоциональные перегрузки оказывают непосредственное влияние на соматическое здоровье. И, если взрослый человек может открыто заявить о существующей проблеме, о переживаемых эмоциях, что снижает риск возникновения психосоматических заболеваний, то ребёнку сложно обозначить свои чувства словесно. Кроме этого, психологическое состояние ребёнка тесно связано с эмоциональным микроклиматом в семье. Капризы, упрямство, агрессивность – это те способы, с помощью которых дети «заявляют» о своём неблагополучии[1]. Детские конфликты находят внешнее выражение в нарушениях общих свойств эмоциональной регуляции (предметности, адекватности ситуации, избирательности). Из общего количества эмоциональных нарушений у детей среднего дошкольного возраста выделяются острые эмоциональные реакции, окрашивающие конкретные конфликтные для ребёнка ситуации, напряжённые эмоциональные состояния и нарушения динамики эмоциональных состояний. Эмоциональные нарушения, которые входят в структуру неврозов, неврозоподобных расстройств, являются коррелятом предболезненных состояний, в последнее время получили широкое распространение среди дошкольников. При этом эмоциональное благополучие имеет первостепенное значение для социально-личностного становления детей. Многие исследователи неоднократно подчеркивают, что эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения, приводят к нарушению социальных контактов [2]. 

Формирование мотивов и потребностей, волевой регуляции поведения, самооценки, мировосприятия является естественным продолжением раннего аффективного развития ребёнка.

Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья предъявляет новые требования к организации коррекционно-развивающей работы через использование вариативных форм, способов, методов и средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении сегодня ориентируется на задачи, заявленные в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, среди которых одна из важных – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Пластичность высшей нервной деятельности ребёнка, незавершённость становления устойчивой структуры личности, податливость дошкольника по отношению к воспитательным воздействиям служат надёжным гарантом эффективности своевременной психокоррекционной работы[5].

Вид программы и её направленность

Представленная коррекционно-развивающая программа ориентирована на работу с детьми с задержкой психического развития, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, и является одним из компонентов в системе психолого-педагогического сопровождения детей данной категории.

У значительной части детей, страдающих задержкой психического развития, интеллектуально–познавательная недостаточность является вторичной, обусловленной нарушениями, так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально– волевых и других компонентов формирования личности.

Анализ медицинских карт и историй развития воспитанников, обнаруживает у детей наличие неврозоподобных состояний (в виде гипер- и гиподинамического синдрома, эмоциональных нарушений на фоне частых (4-6 раз в год и более) простудных заболеваний), преневротических расстройств (пониженное настроение, вредные привычки, повышенная тревожность, неуверенность в себе, чрезмерная чувствительность к оценке), а также нарушение общения со сверстниками.

При реализации программы используются методы и техники

  • Сказкотерапия как метод, позволяющий на материале сказки восстановить адекватное поведение ребёнка.
  • Психодинамическая медитация как приём сказкотерапии, связанный с движением в определённом образе (состоянии) и позволяющий сбалансировать психику и накопить энергию.
  • Игровая терапия – метод, использующий ведущую деятельность дошкольника для оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в развитии и для оптимизации психического развития.
  • Подвижные игры с правилами, основным содержанием которых является воспроизведение заданного образца и игровые упражнения на саморегуляцию.
  • Результативные игры – цель которых в достижении результата, «тестирующего» уровень развития определённой способности, умения, навыка ребёнка.
  • Психогимнастика как метод, направленный на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка.
  • Психомышечная релаксация – техника саморасслабления.
  • Музыкальная терапия

Цели и задачи

Цель программы – укрепление эмоционального благополучия ребёнка, стабилизация эмоционального состояния.

В процессе работы по достижению цели решаются следующие задачи:

  • снизить эмоциональное и телесное напряжение;
  • формировать навыки саморасслабления;
  • формировать адекватную самооценку;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать произвольную регуляцию поведения;
  • развивать слуховое, зрительное внимание, способность к концентрации внимания;
  • развивать воображение.

Практическая значимость

      Практическая значимость данной программы заключается в оказании помощи детям в достижении эмоциональной устойчивости, в стабилизации эмоционального состояния, актуализации и раскрытии ресурсов детской психики. Реализация данной программы обеспечивает проработку эмоционально-личностных проблем детей в преневротическом состоянии. По завершении занятий у участников группы наблюдаются позитивные изменения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: они приобретают уверенность в себе, своих действиях, снижается проявление импульсивности в поведении, формируется способность к концентрации внимания, раскрывается творческий потенциал.

Участники программы: воспитанники средней группы коррекционно-развивающей направленности (дети 4 – 5 лет) с заключениями ПМПК: парциальная несформированность высших психических функций смешанного типа, нарушение эмоционально – волевой сферы, задержка речевого развития.  Курс занятий может быть использован в работе с детьми общеобразовательных групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе театрализованной деятельности.

Цель коррекционно-развивающего занятия: Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе  театрализова...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ"

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

Комплексы коррекционных игр и упражнений, используемых в образовательном процессе по развитию познавательной деятельности детей, в том числе с особыми образовательными потребностями

Предлагаю вашему вниманию подборку коррекционных игр и упражнений , направленных на  развитие познаательной деятельности дошкольников, которые вы можете использовать в работе с дошкольниками как...

ВАРИАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРОБОТОВ (BEE-BOT) «ПЧЁЛКА» В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Эпоха активной информатизации  требует от современного педагога введения в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста современные компьютерные и технические средства. Чем раньше р...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Главным ориентиром жизнеспособности и цивилизованности государства является - здоровья граждан. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит системе образования. Но условиях современного темпа и о...