Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
статья на тему
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.docx | 27.05 КБ |
prezent._o_preemstv.ppt | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Тартина Елена Венеровна
Китовское муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного
и начального общего образования.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский).
Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прекрасный период. А оказалось, что переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным. Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение качества образования. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования.
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Именно обеспечение такого понятия, как преемственность образования, выступила в качестве одной из важнейших предпосылок создания и введения ФГОС для детских садов. Одна из задач ФГОС дошкольного образования: обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание будет строиться таким образом, чтобы у ребенка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе. На практике создаются все условия для того, чтобы ребенок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности.
Стратегическим направлением оптимизации системы предшкольного и начального общего образования является формирование универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального статуса. Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать, что успешная адаптация к школьной жизни важнее, чем считать и читать. Ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
Целевые ориентиры являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе, требованиям учебного процесса и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Сравнивая модели выпускника ДОУ и начальной школы, мы пришли к выводу, что педагоги ДОУ и учителя начальной школы способствуют формированию у детей одних и тех же качеств личности, обеспечивая тем самым преемственность.
В основе государственных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. С этой целью в нашем детском саду применяется такой метод работы как «проектная деятельность», где дети самостоятельно ставят перед собой задачу и пытаются найти пути ее решения.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Такие игры как, сюжетно-ролевые, игры с правилами, игра в школу, использование игровой формы занятий, чтение учебно-сказочных текстов с проигрыванием отдельных сюжетов способствуют усвоению предпосылок УУД (универсальные учебные действия) в ДОУ. А использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения. Ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. В нашем детском саду ведется работа по ознакомлению детей со школой посредством экскурсий в школу, посещением школьных мероприятий, проведение «Дня знаний» в детском саду. В подготовительных группах организован уголок «Первоклассника», воспитатели готовят консультации для родителей будущих первоклассников. Весной мы проводим День открытых дверей, на который приглашаем учителей из школы. В свою очередь учителя начальных классов проводят анкетирование родителей будущих первоклассников «Готов ли ваш ребенок к школе», организуют встречи воспитателей, родителей. На таких встречах учителя отвечают родителям будущих первоклассников на все вопросы, интересующие родителей и проводят индивидуальные консультации.
Таким образом, есть три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
1. Методическая работа
2. Работа с родителями
3. Работа с детьми
Для осуществления эффективных преемственных связей мы определили для себя следующие формы работы по преемственности дошкольного и начального общего образования:
1. Корректировка совместных планов работы по преемственности
2. Проведение совместных методических объединений
3. Изучение учителями начальной школы ФГОС ДО, а воспитателями ДОУ ФГОС НОО (начального общего образования)
4.Посещение уроков в 1 классе воспитателями ДОУ
5. Посещение учителями НОД в подготовительной группе
6. Проведение совместных мероприятий с воспитанниками и учащимися.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Таким образом, процесс преемственности рассматривается с 2-х сторон. На дошкольной ступени формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного обучения. Школа, как преемник дошкольной ступени, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» В.А. Сухомлинский
Задача ФГОС ДО: Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание будет строиться таким образом, чтобы у ребенка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе.
Стратегическим направлением оптимизации системы предшкольного и начального общего образования являются формирование универсальных учебных действий (УУД). Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального статуса.
Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать, что успешная адаптация к школьной жизни важнее, чем считать и читать. Ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены как целевые ориентиры для всех участников образовательного процесса.
1. Требования к результатам Целевые ориентиры- необходимые предпосылки для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе, требованиям учебного процесса и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Сравнивая модели выпускника ДОУ и начальной школы, мы пришли к выводу, что педагоги ДОУ и учителя начальной школы способствуют формированию у детей одних и тех же качеств личности, обеспечивая тем самым преемственность.
1. Требования к результатам В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути , средства ее достжения Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки
Проектная деятельность в ДОУ Дети самостоятельно ставят перед собой задачу и пытаются найти пути её решения.
1. Требования к результатам Игра – как основной вид деятельности дошкольника.
Основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием Методическая работы Работа с родителями Работа с детьми
Формы работы по преемственности дошкольного и начального общего образования. Корректировка совместных планов Проведение совместных методических объединений Изучение учителями начальной школы ФГОС ДО, а воспитателями ДОУ ФГОС НОО Посещение уроков в 1 классе воспитателями ДОУ Посещение учителями НОД в подготовительной группе Проведение совместных мероприятий с воспитанниками и учащимися.
1. Требования к результатам Процесс преемственности рассматривается с 2-х сторон На дошкольной ступени формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения Школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". ...
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания коррекционного образования в рамках образовательных программ дошкольного и начального школьного образования.
Прежде чем начать раскрывать данную проблему, давайте сначала ответим на следующие вопросы: что такое же речевое развитие? Для чего нам так необходимо добиваться речи без речевых нарушений? В чем же з...
Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС начального общего образования.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно...
Статья для воспитателей на тему «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания преемственности психического развития детей на стыке дошкольного образовательного учреждения и начального этапа обучения в шк...
«Сотрудничество образовательных учреждений в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования как необходимое условие успешности ребенка».Семинар-практикум
Основные ориентиры в осуществлении преемственности между ДОУ и начальной школой с учетом требований ФГОС ДО. Речевое развитие дошкольников, как фактор подготовленности к школе.Соавтор: старший воспита...
ДОГОВОР «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования»
Осуществление взаимодействия учреждений образования....
ДОГОВОР «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования»
Целью совместной деятельности сторон является создание благоприятных условиях и микроклимата для музыкального развития детей дошкольного возраста....