Методическик рекомендации по применению современных образовательных технологий в формировании звукопроизношения у детей.
консультация по развитию речи на тему
Методические разработки по применению современных образовательных технологий в формировании звукопроизношения у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по применению современных образовательных технологи в формировании звукопроизношения у детей дошкольного возраста (задание №3, для малой рабочей группы)
ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Под звуковой культурой речи дошкольников понимается нормативное произношение звуков родного языка, правильное четкое произношение слов, соответствующее орфоэпическим нормам, а также богатство и уместность использования средств интонационной выразительности речи.
Работа над воспитанием
звуковой культуры речи детей
Развитие восприятия | Формирование навыков | |||||||||||||||||||||||||
звучащей речи | воссоздания звучащей ре- | |||||||||||||||||||||||||
чи | ||||||||||||||||||||||||||
Развитие | Развитие | Воспитание | ||||||||||||||||||||||||
слухового | речевого слуха | четкой дик- | ||||||||||||||||||||||||
внимания и | и | ции, | ||||||||||||||||||||||||
слуховой па- | фонематиче- | правильного | ||||||||||||||||||||||||
мяти | ского воспри- | словопроиз- | ||||||||||||||||||||||||
ятия | ношения | |||||||||||||||||||||||||
Развитие | Развитие | Воспита- | ||||||||||||||||||||||||
способности | чистого | ние | ||||||||||||||||||||||||
различать | звуко- | интона- | ||||||||||||||||||||||||
высоту, силу, | произно- | ционной | ||||||||||||||||||||||||
тембр речи | шения | вырази- | ||||||||||||||||||||||||
тельности | ||||||||||||||||||||||||||
речи | ||||||||||||||||||||||||||
Направления работы по воспитанию | ||||||||||||||||||||||||||
звуковой культуры речи дошкольников | ||||||||||||||||||||||||||
Продолжительность неречевого и речевого выдохов детей | ||||||||||||||||||||||||||
(данные А.И.Максакова) | ||||||||||||||||||||||||||
3-й год | 4-й год | 5-й год | 6-й год | 7-й год | ||||||||||||||||||||||
жизни | жизни | жизни | жизни | жизни | ||||||||||||||||||||||
Неречевой | выдох | 1,3 сек. | 1,8 | 3,2 | 4,5 | 5,6 | ||||||||||||||||||||
(подуй на снежинку) | ||||||||||||||||||||||||||
Произношение | 1,5 | 3,7 | 3,9 | 5,2 | 7,8 | |||||||||||||||||||||
звука [а] | ||||||||||||||||||||||||||
Произношение | 1,7 | 4,5 | 5,1 | 6,0 | 10,0 | |||||||||||||||||||||
звука [у] | ||||||||||||||||||||||||||
Произношение | 1,6 | 3,7 | 5,5 | 6,2 | 10,1 | |||||||||||||||||||||
звука [и] | ||||||||||||||||||||||||||
Методы и примы воспитания звуковой культуры речи детей
Направление работы | Средства, методы и приемы | |
Формирование слухового | — | звучащие игрушки (погремушки и т.п.); |
сосредоточения | — | нахождение (определение) источника |
звука | ||
Развитие слуховой памяти | — | игры: «Солнышко и дождик», «Отгадай, |
и различения ритма, тем- | что звучит», «Угадай, что делать?», | |
па, силы звуков, их тем- | «Кто больше услышит?», «Угадай, кто | |
бра | позвал?» | |
Развитие восприятия тона | — | «Покажи маску» |
речи | ||
Различение звуковых обо- | — | «Покажи картинку» (мишка-мышка; |
лочек слов | лук-люк и т.п.) | |
— | «Глухой телефон»; | |
— | «Эхо» | |
Подбор слова с заданным | — | «Подбери слово»; |
звуком | — | «Кто больше назовет слов со звуком |
[...]» | ||
Определение места звука | — | «Где звук?»; |
в слове | — | «Цепочка слов (звуковое домино)» |
Развитие фонематическо- | — | звуковой анализ слов |
го восприятия | ||
Развитие речевого дыха- | — | детские духовые инструменты; |
ния | — | сдувание ватных шариков; |
— «Пчелки летают» (игрушки на нитке); | ||
— | надувание мыльных пузырей; | |
— игры с плавающими игрушками и т.п. | ||
Выработка чистого сло- | — | игры типа «Эхо», «Повтори за мной»; |
вопроизношения и дикции | — | чистоговорки и скороговорки; |
— заучивание стихов и пересказы литера- | ||
турных произведений | ||
Воспитание интонацион- | — | песенки язычка (громко-тихо; толстым |
ной выразительности | и тонким голосом; радостно-печально; с | |
разным ритмом, длинные и короткие); | ||
— «Спроси-ответь»; | ||
— произнесение фразы с различными ло- | ||
гическими ударениями; | ||
— | заучивание и пересказ; | |
— | игры-инсценировки и т.п. |
Последовательность работы над звуками (А.И.Максаков)
Группа | Недели | Месяцы | ||||||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | ||||||
II мл. | 1 | а | о | м, | т, | к, | й | с | з | ц | ||||
гр. | мь | ть | кь | |||||||||||
2 | у | э | п, | д, | г, | ф, | с, сь | з, зь | ц | |||||
пь | дь | гь | фь | |||||||||||
3 | и | ы | б, | н, | х, | в, вь | с, сь | з, зь | ц | |||||
бь | нь | хь | ||||||||||||
На 4-й неделе закрепляются пройденные в этом месяце звуки | ||||||||||||||
Ср. гр. | 1—4 | с, | з, | ц | ш | ж | ч | щ | л, ль | р, рь | ||||
сь | зь | |||||||||||||
Ст. гр. | 1—4 | с–з | с–ц | ш– | ч–щ | с–ш | з–ж | ц–ч | сь– | л–р | ||||
сь– | ж | ш | ль– | |||||||||||
зь | рь | |||||||||||||
Подг. гр. | 1—4 | с–ш | з–ж | с–з | ш– | с– | з–зь | л– | р–рь | л–р | ||||
ж | сь | ль | ль– | |||||||||||
рь | ||||||||||||||
Виды работы с детьми разного возраста по воспитанию | ||||||||||||||
правильного звукопроизношения | ||||||||||||||
Возраст | Виды работы с детьми | |||||||||||||
С года до | Игры и упражнения в произношении простых звукоподража- | |||||||||||||
2 лет | тельных слов: у, му, ав, ам, га-га, ко-ко, ту-ту, би-би, бай-бай | |||||||||||||
С 2 до 3 | Игры и упражнения в произношении более сложных звуко- | |||||||||||||
лет | подражательных слов: иго-го-го, кис-кис, кудах-тах-тах, | |||||||||||||
хрю-хрю, ку-ка-ре-ку, кря-кря, бл-бл-бл и т.п. | ||||||||||||||
С 3 до 5 | 1. Артикуляционная гимнастика. | |||||||||||||
лет | 2. Уточнение произношения изолированного звука. | |||||||||||||
3. Восприятие данного звука в словах (выделение). | ||||||||||||||
4. Формирование правильного произношения звука в слогах | ||||||||||||||
и словах. | ||||||||||||||
5. Формирование правильного произношения звука во фра- | ||||||||||||||
зовой речи. | ||||||||||||||
С 5 до 7 | 1. Дифференциация произношения и восприятия изолирован- | |||||||||||||
лет | ных оппозиционных звуков. Уточнение их произношения. | |||||||||||||
2. Дифференцированное восприятие и произношение оппо- | ||||||||||||||
зиционных звуков в слогах и словах. | ||||||||||||||
3. Дифференцированное восприятие и произношение оппо- | ||||||||||||||
зиционных звуков во фразовой речи. |
Схема последовательности и содержания работы
над звукопроизношением детей
Цель этапа | Виды и методы работы | |
Подготовительный этап | ||
Развитие слухового внима- | 1. | Распознавание неречевых звуков. |
ния, слуховой памяти, фоне- | 2. | Различение высоты, силы и тембра |
матического слуха | речи. | |
3. | Различение слов, близких по звуча- | |
нию. | ||
4. | Различение слогов. | |
5. | Дифференциация фонем. | |
6. | Звуковой анализ слов | |
Развитие артикуляционного | 1. | Артикуляционная гимнастика. |
аппарата | 2. | Развитие мелкой моторики рук |
Формирование произносительных умений и навыков | ||
Постановка звука | 1. | Объяснение и показ артикуляции. |
2. | Упражнение детей в правильном про- | |
изношении звука | ||
Автоматизация произноше- | 1. | Повторение слогов (прямых, обрат- |
ния звука в слогах | ных, открытых, закрытых, со стечени- | |
ем согласных). | ||
2. | Повторение и придумывание чистого- | |
ворок | ||
Автоматизация произноше- | 1. | Повторение слов за воспитателем. |
ния звука в словах | 2. | Называние слов (название предметов, |
картинок, отгадок и т.п.). | ||
3. | Упражнение детей в словообразовании | |
Автоматизация произноше- | 1. | Повторение предложений за воспита- |
ния звука в предложениях | телем. | |
2. | Составление предложений о предме- | |
тах, по картинкам и т.п. | ||
3. | Заучивание стихов, скороговорок, по- | |
словиц, коротких рассказов | ||
Дифференциация близких по | 1. | Упражнение детей в дифференциро- |
звучанию или артикуляции | ванном восприятии и произношении | |
звуков | оппозиционных звуков. | |
2. | Упражнение детей в дифференциро- | |
ванном произношении оппозицион- | ||
ных звуков в слогах, словах и предло- | ||
жениях |
Алгоритм построения звукового занятия с детьми 4—5 лет | ||||
№ | Цель работы | Возможные методические приемы | ||
п/п | ||||
1. | Подготовить речевой | — | соответствующие артикуляционные | |
аппарат к произноше- | упражнения | |||
нию определенного зву- | ||||
ка | ||||
2. | Познакомить с артику- | — | рассказ «о веселом язычке», его | |
ляцией звука; | «песенке», показ и объяснение пра- | |||
вильной артикуляции; | ||||
— | показ наглядного «образа» звука; | |||
Закрепить правильное | — | упражнения в произношении изоли- | ||
произношение изолиро- | рованного звука (громко, тихо, в | |||
ванного звука | разном ритме и темпе, с различной | |||
интонацией); | ||||
— | игра «заводные игрушки»; | |||
— | хоровые, подгрупповые и индиви- | |||
дуальные повторения звука | ||||
3. | Закрепить правильное | — | отраженное повторение слогов (от- | |
произношение звука в | крытых, закрытых, со стечением со- | |||
слогах | гласных); | |||
— повторение слогов с различной си- | ||||
лой голоса, со сменой ритма и тем- | ||||
па; | ||||
— повторение и сочинение чистогово- | ||||
рок | ||||
4. | Закрепить правильное | — | игра «Волшебный кубик»; | |
произношение звука в | — | упражнение «Назови картинку»; | ||
словах | — | игра «Эхо»; | ||
— | загадки; | |||
— упражнения на развитие фонемати- | ||||
ческого восприятия звука | ||||
5. | Закрепить правильное | — | повторение или заучивание загадок, | |
произношение звука во | коротких стихотворений, скорого- | |||
фразовой речи | ворок |
Подбор упражнений для подготовки
артикуляционного аппарата к произношению звуков
(Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук1)
Название | с | з | ц | ш | ж | щ | ч | р | л | к-г | |||
упражнения | |||||||||||||
упражнения | 1 | Улыбочка | + | + | + | + | + | + | + | ||||
2 | Трубочка | + | + | + | + | + | + | + | |||||
3 | Хоботок | + | + | + | |||||||||
4 | Лопатка | + | + | + | + | + | |||||||
5 | Иголочка | + | |||||||||||
Статические | 6 | Кошечка сердится | + | + | |||||||||
7 | Желобок | + | + | + | + | + | |||||||
8 | Парус | ||||||||||||
9 | Чашечка | + | + | + | + | ||||||||
10 | Заборчик | + | + | ||||||||||
11 | Утиный клювик | + | + | ||||||||||
12 | Шторки | + | + | + | |||||||||
13 | Лошадка | + | + | + | + | + | |||||||
упражнения | 14 | Грибок | + | + | + | ||||||||
15 | Маляр | + | + | + | + | + | |||||||
16 | Дятел | + | + | + | + | + | |||||||
17 | Утюжок | + | + | + | |||||||||
18 | Прогони комара | + | |||||||||||
Динамические | 19 | Покусывание кончика язычка | + | + | |||||||||
20 | Качели | + | + | + | + | + | |||||||
21 | Катание шарика | + | + | + | |||||||||
22 | Часики | + | |||||||||||
23 | Мясорубка | + | + | + | + | + | + | ||||||
24 | Прятки | + | + | + | + | ||||||||
25 | Вкусное варенье | + | + | + | + | ||||||||
26 | Зайка | + | + | + | + | ||||||||
27 | Настроение | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4—5 лет. М., 1999. С. 180.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...
Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.
Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....
Доклад на педагогическом совете в ДОУ: «Логоритмика, как современная образовательная технология при формировании речи у детей дошкольного возраста»
Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на использование новых технологий в своей практике....
Применение современных образовательных технологий при формировании у детей элементарных математических представлений
Основная цель этой статьи – изучить математическое описание и уточнение смысла всего того, что практикуется в работе с дошкольниками, разъяснение тех понятий, о которых у детей формируют соответ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению современных образовательных технологий в ДОУ
Данные методические рекомендации посвящены применению современных образовательных технологий в ДОУ и подготовлены в помощь воспитателям...
Применение современных образовательных технологий для формирования основ естественно-научной грамотности воспитанников старшего дошкольного возраста
Районная педагогическая конференция «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ» СЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ...
"Методические рекомендации по применению современных игровых технологий в образовательном процессе"
quot;Методические рекомендации по применению современных игровых технологий в образовательном процессе"...
- Мне нравится (1)