МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению современных образовательных технологий в ДОУ
методическая разработка
Данные методические рекомендации посвящены применению современных образовательных технологий в ДОУ и подготовлены в помощь воспитателям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_ikt.docx | 130.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
имени Героя Советского союза В.Н. Банцекина городского округа Сызрань Самарской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению современных образовательных технологий в ДОУ
Автор-составитель:
Щербакова Е.В. методист СП «Детский сад № 69» ГБОУ СОШ №6 г.о.Сызрань
2020 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению современных образовательных технологий в ДОУ
Щербакова Е.В. методист СП «Детский сад № 69» ГБОУ СОШ №6 г.о.Сызрань
Данные методические рекомендации посвящены применению современных образовательных технологий в ДОУ и подготовлены в помощь воспитателям.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Если речь идет о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении, следует вспомнить, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Основные требования (критерии) педагогической технологии:
- концептуальность;
- системность;
- управляемость;
- эффективность;
- воспроизводимость.
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально- педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса;
- взаимосвязью его частей;
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
ГЕОКЭШИНГ — ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с происходящими изменениями в социуме, от системы образования требуют применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Перед педагогами образовательных учреждений поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное. Одним из таких эффективных средств является использование педагогом интерактивных методов.
Интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса, сущность которых состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая самого педагога. Учитывая возрастные особенности детей в работе с дошкольниками наиболее предпочтительны именно интерактивные технологии самостоятельной деятельности, создающие условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания. Инновационным направлением этой формы работы может стать синтез спортивного ориентирования и геокэшинга, который отвечает всем характеристикам интерактивных методов работы с дошкольниками.
Что такое геокэшинг? («geocaching»), Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокэшинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.
Геокэшинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокэшинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК.
Важно найти единомышленников, GPS приемник. И увлекательное времяпровождение обеспечено.
Образовательный геокэшинг является еще одним педагогическим инструментом в процессе воспитания и развития дошкольников.
Образовательный геокэшинг обладает характерными особенностями интерактивных методик, так как включает в себя:
- Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
- Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
- Наличие ясной, конкретной цели.
- Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.
- Групповую рефлексию.
- Подведение итогов.
Существует методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста.
Методика проведения элементов геокешинга с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:
- этап - предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения). Также на этом этапе с детьми проводятся игры- занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
- этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
- этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.
- этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников. Здесь приветствуется фантазия. Вот, например, тайники: это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Геокэшеры приветствуют тайники творческие: с загадками, рисунками, фотографиями. Месторасположения тайников может быть совсем рядом, а может потребовать преодоления серьезных препятствий. Правила игры довольно просты, но их нужно
выполнять.
Правила игры:
Кладом называют предмет, положенный в контейнер. Затем его прячут в интересном месте: например в памятнике, озере, лесу.
Для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад.
Способ поиска клада - это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. Кладом может быть не предмет, а например, слово. Необходимо задумать определённое слово, затем записать его буквами на схеме. Описывается внешность одного из детей группы. Участники определяют его по загаданным приметам. Ответом является первая буква имени ребенка (С). Предлагаются остальные приметы, это Еда, Стул, Волосы и Ноги, по которым дети отгадывают слова. Необходимо прочитать то слово, которое получилось.
В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.
Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
При работе с современными дошкольниками возникает особая необходимость не только обеспечить «встречу» ребенка с культурой, но и дать ему возможность значимым образом проявить свою индивидуальность в культурной форме. Для этого ребенок должен не только действовать спонтанно, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты.
Развитие познавательных способностей выступает как необходимое условие движения ребенка в культуре, обусловливая дальнейший процесс
становления детского интеллекта. Оно также приобретает решающую роль при оформлении культурно значимого продукта, что может быть достигнуто только с применением культурных средств и способов анализа, доступных детям дошкольного возраста.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Проект – способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся выполняют комплекс действий по решению значимой для себя проблемы.
Дж. Дьюи считал (в России педагогика Дж. Дьюи стала известна в 20- е годы XX века.), что с помощью «метода проектов» достигается главная цель образования – развитие личности ребенка как непрерывная перестройка его опыта. Концепция ученого основывается на том, что образование – приобретение жизненного опыта. Это утверждение было неприемлемым для традиционной педагогики того времени, считавшей образование ребенка усвоением чужого, пусть даже и правильного, опыта, источником которого являются взрослые и написанные ими книги.
Дьюи – практик и реалист. Он считает, что опыт бывает разным: антисоциальным, антиобразовательным, неконструктивным и т.д. Поэтому образовательное учреждение должно давать детям возможность для накопления опыта, ценного в педагогическом значении, который ребенок приобретает самостоятельно в интересной и значимой для него деятельности. Он должен стать для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Дьюи доказывал, что система знаний должна сложиться в процессе постепенного приращения новых фактов, сведений, впечатлений, наблюдений, как результат собственного опыта действия (делания). Обучение должно иметь форму исследования, экспериментирования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребенка, поэтому ее «невозможно выполнять механически, не отбирая материалы для наблюдений». Это путь развития научного мышления, которое, по мнению Дж. Дьюи, должно стать задачей образования. На этапе дошкольного детства – подготовка к ее решению.
«Метод проектов» позволяет решать эту задачу. В процессе обсуждения плана и последовательности действий дети приобретают способность рассуждать: они осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия. Дети учатся принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике, учатся мыслить. Это и есть составляющие интеллектуального развития ребенка, главный результат которого – развитие способности к дальнейшему образованию.
Применение «метода проектов» способствует социальному воспитанию детей. Дьюи считал, что совместная работа над проектом обеспечивает приобретение опыта взаимодействия, помогающего понять необходимость социального приспособления людей друг к другу. Умение договариваться, принимать чужую точку зрения как требующую понимания, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие - все это суть социальной жизни человека и результат опыта взаимодействия, который начинает складываться еще в дошкольном возрасте. Участвуя в интересной и значимой для них деятельности, дети осознают необходимость этих умений
– иначе цель, к которой они стремятся, не будет достигнута.
Содержание образования дошкольника, по мнению Дьюи, должно
«строиться вокруг человека». Опыт маленьких детей должен быть связан с домом и близкими людьми. В детском саду темы проектов должны основываться на воспроизведении домашней жизни: жилище, его оборудование, отношения в семье, обязанности членов семьи, работа взрослых, наблюдая которую ребенок познает связь домашней жизни с гражданской жизнью или ремесленной в той или иной области.
В современной трактовке метод проектов получил названия:
«проектное обучение» (Пахомова Н.Ю., Прикот О.Т., Полат Е. С. и др.),
«технология проектного обучения» (Гульчевская В. Г., Гузеев В., Новикова Т., Питюков В.Ю и др.), «проблемно-проектная технология» (Гухман Г.А., Трошина М.Г., Шепичко В.И. и др.).
По мнению В. Гузеева1, проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны обучающихся, потому что оно:
- личностно ориентированно;
- использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, «мозговой штурм», ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командная деятельность;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
1 Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. // Директор школы. – 1998. – № 6.
- поддерживает педагогические цели в нормативной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях – знание, понимание, применение анализ, синтез;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других на конкретном деле;
- приносит удовлетворение от продукта собственной деятельности.
Использование п р о е к т н о й т е х н о л о г и и как одной из форм поисковой деятельности дает ребенку возможность проявить собственную исследовательскую активность и способствует развитию дошкольника как личности (мышление, эмоциональная сфера, сенсорные навыки, эстетическое развитие). Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?). В детском проектировании, в качестве решения поисково-исследовательских задач выступает введение новой нормы взаимодействия с окружающим миром: именно в ходе такой работы с детьми развивается способность ребенка оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, а значит, готовит ребенка к вхождению в учебную деятельность. Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой
деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности детей на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
В н е ш н и й р е з у л ь т а т можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
В н у т р е н н и й р е з у л ь т а т – опыт деятельности – становится бес- ценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю педагога остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей дей- ствительности, из жизни.
По характеру контактов в проектной деятельности выделяют:
- индивидуальный (персональный) проект – проект, выполняемый одним ребенком под руководством педагога,
- групповой проект выполняется несколькими участниками проектирования, которые являются соавторами.
П р е и м у щ е с т в а п е р с о н а л ь н ы х п р о е к т о в :
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- у ребенка формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
- ребенок приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;
- формирование у ребенка важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
П р е и м у щ е с т в а г р у п п о в ы х п р о е к т о в :
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер (лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер- оформитель продукта, лидер-режиссер презентации); каждый ребенка, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
На основании изученной методической литературы можно сделать ряд методических выводов по внедрению учебных проектов в обучение дошкольников.
- Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной значимой для ребенка проблемы – исследовательской, информационной, практической.
- Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой продумываются конкретные действия с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
- Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
- Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. Существенно, что в этот продукт включены реальные, целостные и завершенные действия, несущие образовательное содержание.
- Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта (представления готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы) и защиты самого проекта.
Таким образом, проект – это "пять П": проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня), среднесрочный (2-3 занятия), долгосрочные (от 1 недели до 3 месяцев).
Чтобы проектная деятельность эффективно развивала интеллект дошкольников, необходимо понимать ее структуру и особенности познавательной активности детей. Проектная деятельность выступает именно как проектная только в том случае, если прямое, натуральное действие оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел что-то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел – это не будет выступать как проектная деятельность – все действия ребенка выполнены в рамках традиционной продуктивной де- ятельности.
Для каждого конкретного проекта нужен привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес детей и позволяющее поставить вопрос для исследования. В одном случае это общественные события (например, предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся – проект "Новогодняя игрушка"). В другом – события, специально смоделированные: внос в группу предметов, ранее неизвестных детям, которые вызывают неподдельный интерес и исследовательскую активность ("Что это такое?" "Что с этим делать? "Как это действует?"). Такими предметами могут быть коллекция минералов (проект "Богатства Хибин"), макет Солнечной системы (проект "Я и Вселенная"), глобус, карта (проект "Наш дом – планета Земля") и т. п.
Зачем нужны проекты?
– Детям. Проектирование представляет собой важную сферу позна- вательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника. Она обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка- дошкольника.
Прежде всего расширяются знания ребенка о различных областях действительности. Во многом это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные и регуляторные. Действительно, выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его в доступной системе средств, навык определения этапов его реализации, следование задуманному плану и т.д. Отдельно стоит отметить, что уже в дошкольном возрасте малыш приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, выраженных в конкретном продукте.
Проектная деятельность благоприятно сказывается на общем групповом развитии детей: дошкольники не просто с удовольствием занимаются, но и приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
В связи с проектной деятельностью меняется и содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами малыши становятся интересны друг другу.
- Педагогам. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонные действий в работе с детьми.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, сформировать у детей навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
- Родителям. Развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая близким взрослым уже в знакомых ситуациях новое. Сам факт продуктивности проектирования позволяет создать историю развития и совместного проживания всего периода дошкольного детства. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием, которое может быть представлено в виде альбомов, увлечений, традиций.
ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО РЕБЁНКА»
Концепция общероссийской системы оценки качества образования (2007) определила в основных положениях объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами: образовательными программами, образовательными организациями, индивидуальными образовательными достижениями обучающихся. Следовательно, последний элемент наиболее значим в условиях инновационного подхода. Индивидуальные образовательные достижения – это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных достижений ребенка – это портфолио ребенка.
Портфолио – это:
- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребенок – родитель»;
- метод оценивания реальных достижений дошкольника;
- коллекция работ воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области;
- своеобразная выставка работ детей, задачей которой является отслеживание их личностного роста;
- коллекция работ и результатов деятельности ребенка, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях;
- инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития.
Важная цель портфолио – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Основной смысл портфолио – показать все, на что способен ребенок.
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей.
Существует ряд функций портфолио:
- диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
- содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
- рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Ряд авторов предлагают разные структуры и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.
Так, И. Руденко предлагает примерное содержание разделов, которое за- полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои
любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?»,
«О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОО.
Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.
Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например, считать до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу – помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.).
В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:
Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.
Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.
Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:
Блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста
«Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку – за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям – за воспитание ребенка.
Блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям – за сознательность, умения, инициативу, самостоятельность.
Блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА
Технологию личностно - ориентированного развивающего процесса еще называют технологией поддержки ребенка, или технологией дифференцированного и индивидуализированного обучения, или технологией индивидуально-ориентированного образования детей. Данная технология
основывается на изучении и понимании ребенка, учете его особенностей при построении образовательных отношений с ним.
Технологией поддержки ребенка представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Основной целью данной технологии является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологии личностно ориентированного развивающего процесса.
П о д д е р ж к а выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. Амонашвили:
- любить ребенка;
- очеловечить среду, в которой он живет;
- прожить в ребенке свое детство.
Н а у ч н о - м е т о д и ч е с к о й о с н о в о й т е х н о л о г и и личностно- ориентированного развивающего процесса является индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.
«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебно- познавательной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности обучающихся.
Дифференциация обучения – такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого воспитанника или отдельных групп детей.
Основу дифференцированного подхода составляет знание состояния здоровья ребенка в широком смысле этого слова, включая не только физическое, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребенка.
В процессе обучения необходимо иметь в виду темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие ребенка, которые проявляются в разной степени
и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса. Педагоги и психологи называют это "обучаемостью”, понимая под "обучаемостью” ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которых при прочих равных условиях зависит успешность обучения.
Дифференциация обучения реализуется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки детей в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.
Дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания.
С позиций дифференцированного обучения и воспитания сущность технологии поддержки состоит в оказании психологической и методической помощи воспитанникам в том, чтобы они стали успешными в учебно- познавательной деятельности.
Индивидуализация обучения. Наиболее полно технологические подходы к реализации индивидуальной поддержки разработаны в исследованиях по гуманистической психологии (К. Роджерс, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская и др.). К. Роджерс считает основной задачей педагога – помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. Сущность личностно-гуманного взгляда на ребенка в том, что ребенок хочет и может познавать, что важно поддерживать его «хочу» и укреплять его «могу». Главная обязанность педагога – организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого они ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования.
Индивидуализация обучения – это:
- организация учебно-познавательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка;
- различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход к воспитанникам.
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.
Индивидуальный подход – это:
- принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно- воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными детьми по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
- ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
- учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
- создание психолого-педагогических условий не только для развития всех детей, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».
Важное значение в процессе индивидуализации обучения имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической (телесной) и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы. Особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебно-познавательной работы.
Особую роль в индивидуальной поддержке педагога придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению личностного статуса, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.
В реальной педагогической практике осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо из этих особенностей. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сущности он соответствует просто дифференцированному.
Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком.
Основные особенности технологии личностно ориентированно- развивающего процесса:
- конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на учебном занятии;
- продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей;
- проведение наблюдений за детьми (процедур отслеживающего характера);
- предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
- поощрение высказанных детьми оригинальных идей;
- организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
- стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов других детей;
- стремление к созданию ситуации успеха для каждого ребенка;
- использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ребенка;
- применение трудных ситуаций, возникающих по ходу занятия, как область приложения знаний;
- продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости детей.
Условия эффективности педагогической технологии:
- создание оптимальных условий (предметно-пространственной развивающей среды, благоприятного психологического климата и др.) для возможности детей реализовать себя;
- накопление банка данных о формирующемся у детей индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития детей как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.
Организация предметно-пространственной развивающей среды – это главный аспект реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку.
Среда одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования.
При создании предметно-пространственной среды групповых помещений необходимо исходить из следующих факторов:
- индивидуальных социально-психологических особенностей детей (наличие зон для разных видов детской активности, возможность участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени уединиться);
- своеобразия эмоционально-личностного развития детей (наличие «зон приватности» – специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, открытку, украшения, подарки от друзей и т.д.);
- индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей (право каждого ребенка на любимое занятие; периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей);
- любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей воспитанников (возможностей для моделирования, конструировании, поиска и экспериментирования с различными материалами и т.д.);
- возрастных и полоролевых особенностей воспитанников (возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов).
Сутью личностно-ориентированной технологии является признание ребенка главной действующей фигурой всего образовательного процесса. При таком подходе происходит смена векторов в педагогике: от обучения, как
нормативно построенного процесса (и в этом смысле жёстко регламентированного) к учению, как индивидуальной познавательной деятельности, её коррекции и педагогической поддержки. Построение образовательного процесса рассчитано, прежде всего, на индивидуальное развитие каждого, т.е. личностно-ориентированное.
Меняется функция обучения. Его задача – не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ребенку с учётом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения – не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ребенка и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.
Позиция педагога:
- стимулирование «внутренних сил» саморазвития детей, инициирование личностного (субъектного) опыта ребенка;
- развитие индивидуальности;
- признание самобытности, неповторимости, самоценности каждой личности в коллективе.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Вообще игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса - явление не новое. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.
Игровые технологии обучения – технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности детей
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
В свое время Е.А. Флерина обратила внимание на то, что и г р о в ы е м е т о д ы и п р и е м ы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей.
Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием. Еще одна особенность зак- лючается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний.
Наиболее распространенные игровые методы и приемы обучения:
Игровые методы:
– воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием (Бабушка Загадушка загадывает загадки, Человек Рассеянный, как всегда, все путает, а дети его ис- правляют. Роль может «исполнять» и игрушка. Например, Петрушка просит детей научить его вежливым словам, правилам поведения);
- дидактические игры.
Игровые приемы:
- создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»);
– предъявление игровой/реальной ситуации в воображаемой форме «как будто». Например, обстановка магазина игрушек. Дети в роли продавцов, покупателей вступают в соответствующие взаимоотношения, выполняют игровые действия.
- внезапное появление объектов, игрушек, (приход или встреча сказочного героя), внесение «волшебных предметов» (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка), выполнение воспитателем различных игровых действий (получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п.). Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания (вдруг воспитатель «превратился» в Лисичку со скалочкой и от
ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух);
- рассказ сказочной истории и др.;
- введение элементов соревнований;
- инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации;
- загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности детей;
- пантомомическое изображение предмета разговора.
Игровые формы обучения, используемые в игровой технологии, способствуют развертыванию различных способов мотивации:
Мотивы общения:
a) Дети, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
б) В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности детей. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
в) Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы:
a) В игре каждый ребенок может проявить себя, свои знания, мнения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы:
a) Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует ребенка к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
б) В игре команды или отдельные участники игры изначально равны (игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
в) Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Дети примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
г) Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
д) Состязательность неотъемлемая часть игры притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на уроках истории и усиливает желание изучать предмет.
е) В игре всегда есть некое таинство неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.
ж) В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.
Реализация игровых приемов и ситуаций при игровой форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства,
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль применения игр в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы
игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой
методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации (театра- лизованные).
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
- группа игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и творческим потенциалом.
- Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются дошкольниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, топографа и т.д.
- Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где?
Когда?» и т.д.
- группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей это игры с готовыми правилами (обычно и называемые дидактическими). Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать.
Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения (А.П. Усова, В.Н. Аванесова).
П е р в а я ф у н к ц и я – совершенствование и закрепление знаний.
В т о р а я ф у н к ц и я – усваивание новых знаний и умений разного содержания.
Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями.
Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
- группа игр строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
- группа игр, интеллектуальных игр: игры-упражнения, игры- тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
О с н о в н ы е и д е и введения игровых технологий в дошкольное образование:
- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
- Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Г л а в н а я ц е л ь и г р о в о й т е х н о л о г и и – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
В игровой модели образовательного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация
проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности детей происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию педагога, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно- познавательный результат.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов, игровых форм организации и методов – забота каждого воспитателя.
И г р о в а я т е х н о л о г и я строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у детей развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...
Тематический контроль «Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе»
Анализ состояния работы по использованию современных ( инновационных) образовательных технологий в образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего вза...
Методическая разработка "Популяризация чтения среди дошкольников: применение современных образовательных технологий"
Сегодня поговорим о работе в ДОУ с детьми и родителями (законными представителями) по направлению «Популяризация чтения» Название технологии: «Буккроссинг»Кра...
Свидетельство об участии во Всероссийской научно- методической конференции «Практика применения современных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС»
Электронное периодическое издание "Наукоград"публикация "Мир глазами детей"...
Методическая разработка по теме: «Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дополнительного дошкольного образования»
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, заряжающий положительной энергией и дарящий положительные эмоции. Хор...
Применение и результативность применения современных образовательных технологий
Материалы по развитию детей, преодолению отклонений в их развитии, реабилитации детей с ОВЗ или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации в целом.Продуктивное использован...