Доклад на педагогическом совете в ДОУ: «Логоритмика, как современная образовательная технология при формировании речи у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на использование новых технологий в своей практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_v_dou_publikatsiya.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Жданович Евгения Сергеевна, муз. руководитель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька»
Россия, г. Канск, Красноярский край.
Доклад на педагогическом совете в ДОУ:
«Логоритмика, как современная образовательная технология при формировании речи у детей дошкольного возраста»
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это технология, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение.
Действительно, в последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Если обратиться к истокам появления логоритмики, то нужно сказать, что изначально создатель знаменитого метода ритмического воспитания Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950), внедряя свою новую методику, стремился сломать укоренившиеся устои музыкального воспитания, выступал, своего рода, новатором в системе воспитания и развития творческой музыкальной личности. Вся система Далькроза построена на полном отрицании дрессуры, тупого заучивания, это увлекательная игра, в которой ни взрослые, ни дети, не чувствуют усталости. Постепенно ритм у Далькроза перерастает своё «узкоцеховое» музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности. Упражнения на телесное переживание музыки, первоначально имевшие исключительно прикладную цель - помочь будущим музыкантам в освоении музыкального ритма, - превращаются в жизнестроительный эксперимент, призванный преобразовать мир и создать «нового человека», способный менять его психику и физику.
Жак-Далькроз создал систему приобщения учеников к музыке путём передачи её динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку, a также разработал систему тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к музыкальной импровизации. Жак Далькроз стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма.
Вся система Далькроза построена на полном отрицании дрессуры, тупого заучивания, одним словом – всего того, чем грешила любая педагогика во все времена. Ритмика Далькроза – это урок, где нет деления на сидящих на первой парте и учеников с галёрки. Поэтому и дети, и взрослые после занятий становятся не только музыкальнее, но и меняются внутренне: воспитывается внимание и воля, коммуникабельность, оздоровляется психика.
В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логопедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи (Г. А. Волкова, Н. А. Рычкова, Г. Р. Шашкина и др., М. Ю. Картушина).
Итак, любые ритмические движения (хлопки, прыжки, притопы, махи руками и т.д.) активизируют деятельность мозга человека.
Мозг имеет ключевое значение в организме. Он выполняет ряд важных функций. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию — мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной его части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может воспринимать информацию на слух или глазами, позднее читать и писать.
С помощью лоритмики, логоритмических игр и упражнений мы активизируем работу обоих полушарий головного мозга, в частности запускаем и развиваем речь ребёнка, учим контролировать свое тело, координировать его движения, что в дальнейшем благотворно скажется на его обучении в школе.
Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логопедическая ритмика может включаться в коррекционный педагогический процесс при любом виде речевого расстройства. Занятия включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Доступность игр подтверждает возможность их применения не только специалистами дошкольных учреждений (музыкальными руководителями, логопедами), но и воспитателями, что в свою очередь, способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на использование новых технологий в своей практике.
ПРИМЕРЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.
Игры на развитие слухового внимания.
Контрастный музыкальный материал – различные движения (ходим-бегаем, танцуем – стоим и т.д.). Воспитываем чувства темпа и ритма в движении. Учим осознавать своё тело. Способствуем творческому развитию детей. Ведь они сами придумывают движения на смену частей.
«Лягушки и цапли».
Под медленную музыку дети передвигаются по кругу приседом, на быструю - двигаются легким бегом с движением рук вверх - вниз.
Игра на развитие координации движений и речи (физминутка).
«Снежинки».
Мы снежинки, мы пушинки ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон
головы вправо и влево
Покружиться мы не прочь поворот на 360 градусов
Мы снежинки - балеринки наклоны туловища вправо и влево
Мы танцуем день и ночь приставной шаг вправо и влево
Мы деревья побелили подъем на носочки с подниманием рук,
возврат в и.п
Землю бархатом укрыли приседание с разведением рук
И от стужи сберегли возврат в и.п. с разведением рук с стороны
и вниз
Игры на развитие речевого внимания. Такие игры помогают детям вслушиваться в инструкцию, понимать и удерживать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.
«Жуки и шмели».
Дети делятся на две подгруппы. Одна из них - жуки, другая - шмели. По команде «Жуки летают, шмели гудят» - первая подгруппа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая протяжно произносит звук «Ш». По команде «Шмели летают, жуки жужжат» - первая подгруппа произносит звук «Ж», вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Повторяется несколько раз.
Пальчиковая гимнастика – развитие мелкой моторики.
Речевые упражнения. Речевые упражнения используются на логоритмических занятиях с музыкальным сопровождением и без него. Речевые упражнения с музыкальным сопровождением - это мелодекламации.
Для детей дошкольного возраста более удобны стихотворные мелодекламации, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза. Темп и ритм произнесения стихотворения должен соответствовать ритму музыки. «Мяч» А.Барто – Полька
«Барабан» А.Барто – Марш
«ЗВЕРИ»
ритмическая игра для младшего возраста
Кот, белка, козлик, стриж.
Мишка, заинька, малыш.
- Дети называют зверей на картинках, закреплённых на магнитной доске на фоне метрического пульса (притопов).
- Исполнение ритма слов в хлопках или шлепках (дети сами придумывают, как озвучить)
Подвижные ритмические игры. Такие игры способствуют развитию ритмического, интонационного слуха; координации движений; готовят голосовой аппарат к пению; побуждают к импровизации детей.
Игра «ЦВЕТОК»
Все стоят в кругу, в середине один ребёнок-цветок (может быть и дерево, например)
Тарара, тарара, начинается игра сходимся в ритме стиха в центр
к ребёнку, а цветок – «растёт»
Наш цветочек растет, распускается расходимся
А цветочек наш называется озвучиваем любыми «звуковыми жестами»
После ребёнок, стоящий в центре произносит название любого цветка (дерева, своё имя), с озвучкой жестами, пропев его, промаршировав, с танцевальными движениями и т.д.
Игра «МЫШКА-МЫШКА, НЕ ЗЕВАЙ!»
Каждому ребёнку выдаём киндер-яйцо, наполненное крупой. При этом одно яйцо должно оказаться пустым. Дети на полу садятся в круг на колени. Один ребёнок изображает спящего кота и находится вне круга. Дети рассказывают стихотворение.
Мышка-мышка, не зевай!
В норку быстро убегай!
А не то голодный кот
Здесь тебя сейчас найдёт!
На каждое речевое ударение дети передают киндер слева направо, кладя их на пол. Когда стихотворение окончено, каждый берёт пластиковое яйцо и играет возле уха. Тот, у кого оказался пустой киндер, быстро встает и бежит вокруг детей, а кот его ловим. После этого они меняются ролями.
Список литературы:
1.Орф-фокус 2015. Сборник Российской Орф-Шулверк Ассоциации (RusFOSA). – Педагогическое общество России, 2016.
2. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в обучении английскому языку детей дошкольного возраста.
В методике обучения иностранному языку дошкольников разработано множество разнообразных игр и красочных пособий, но нет целостной системы предъявления этого материала в условиях ДОУ, к тому же т...
"Современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"
На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования ...
Целевой образовательный проект «Математика – это интересно!» «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических предст
Образовательный проект включает в себя план обновления содержания математического образования в конкретном ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и "Концепцией развития математического образования в ...
«Логоритмика, как одно из средств образовательных технологий при формировании речи у детей дошкольного возраста»
laquo;Логоритмика, как одно из средств образовательных технологий при формировании речи у детей дошкольного возраста»...
Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, т.е. сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с роди...
Школа молодого педагога Семинар на тему «Современные образовательные технологии в социально-коммуникативном развит детей дошкольного возраста»
Школа молодого педагога Семинар на тему «Современные образовательные технологии в социально-коммуникативном развит детей дошкольного возраста»...
Проект «Использование современных образовательных технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сдел...