Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Именительный падеж множественного числа существительных»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Учить правильно употреблять существительные в именительном падеже множественного числа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1373»
(ГБОУ Школа № 1373)
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи по теме:
«Именительный падеж множественного числа существительных»
Составила
учитель-логопед
Андреева О.Н.
Москва
Именительный падеж множественного числа существительных
Цель: научить правильно употреблять существительные в именительном падеже множественного числа.
Коррекционно –образовательные задачи:
-упражнять детей в употреблении именительного падежа множественного числа существительных;
-постановка вопросов и ответы на них;
-согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе;
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие слухового внимания; зрительного внимания; зрительной памяти;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.
Здоровьесберегающие:
-расслабление лицевой мускулатуры;
-снятие импульсивности;
Оборудование: демонстрационные картинки: пирамидки, кубики, утята, котята, петухи, попугаи, овалы, дома, ластики, линейки, пеналы;
предметные картинки по серии «Один-много»: майка-майки, панама-панамы, альбом-альбомы, билет-билеты, ива-ивы, кот-коты, паук-пауки, ветка-ветки, конфета-конфеты, нитка-нитки, кепка-кепки, муха-мухи, петух-петухи, окно-окна, мак-маки, венок-венки, конь-кони, охотник-охотники
Ход работы
I.Вводная часть.
1.Приветствие.
-Здравствуйте, ребята!
- Ребята, давайте улыбаться друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
И доброе утро длится до вечера!
2. Припоминание и называние живых и неживых предметов.
II. Основная часть.
1. Упражнение в употреблении единственного и множественного числа существительных в диалогической речи.
Игра «Назови предметы».
Инструкция логопеда: «Будем учиться называть один предмет и много одинаковых предметов. Задавать вопросы и отвечать на них по образцу:
-Кто это? - Это утёнок. Кто это? - Это утята.
-Что это? – Это кубик. Что это? – Это кубики.
Дети по очереди выходят к столу. Один задаёт вопрос, показывая сначала один предмет, затем группу одинаковых предметов. Другой ребёнок отвечает на вопросы. Затем дети меняются ролями.
Игрушки (утёнок-утята, котёнок-котята, петух-петухи, попугай-попугаи, овал-овалы, дом-дома, мяч-мячи, линейка-линейки, ластик-ластики, пенал-пеналы, кукла-куклы и т. п.).
2. Игра «Раз-два-три» - дети открывают конверты, вынимают и рассматривают картинки из серии «Один-много», по цепочке называют предметы парами.
Образец: петух – петухи
Картинки: майка-майки, панама-панамы, альбом-альбомы, билет-билеты, ива-ивы, кот-коты, паук-пауки, ветка-ветки, конфета-конфеты, нитка-нитки, кепка-кепки, муха-мухи, окно-окна, мак-маки, венок-венки, конь-кони, охотник-охотники.
3. Игры на развитие зрительного внимания и памяти с использованием 6 картинок: «Чего не стало?», «Что изменилось?»
4. Самомассаж лицевых мышц (по книге Т. А. Куликовская «Массаж лицевых мышц»). Первый комплекс: «Солнышко проснулось».
5. Развитие слухового внимания.
Игра: «Нос-потолок-пол».
При произнесении слова «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. «Потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называем нос, а показываем на пол. Дети должны всегда показывать в правильном направлении.
6. Физкультминутка.
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали! (Встали.)
7. Игра: «Эхо» - упражнение с мячом. Образование именительного падежа множественного числа существительных по образцу: дом-дома.
Слова: кубик, окно, улитка, котёнок, петух, телёнок, вагон, улитка, утюг, мяч, лист, конь, перо, платье, дерево, ветка, корень, дуб.
8. Договаривание предложений – упражнение в согласовании глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе по предметным картинкам:
На заборе сидит и кукарекает …
В деревне по утрам голосисто поют …
По полю мчится гнедой …
На лугу пасутся …
В моей комнате большое светлое …
В моём доме большие светлые …
На ветке сидит …
Во всех углах плетут паутину …
III. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя у детей с ТНР в средней группе.Тема «Употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по лексической теме «Одежда»».
Програмное содержание занятия: Обучение правильному употреблению уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по теме "Одежда". Активизация словаря по теме "Одежда". Закре...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/13/picture-1198852-1576201981.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»
конспект содержит различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/12/picture-1431706-1670794024.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи в подготовительной группе по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными"
План-конспект по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными". Различение детьми окончаний местоимений и подбор существительных в соответствии с родом и числом местоим...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/03/picture-1077462-1541240878.jpg)
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико–грамматических категорий по лексической теме «Насекомые» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Занятие по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/02/picture-1515020-1709390513.jpg)
Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи)
Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...
Фрагмент логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий с подгруппой детей старшей группы с ТНР на тему «Цветы»
Фрагмент конспекта логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий с подгруппой детей старшей группы с ТНР ....