Составление сказочных историй средствами мнемотехники.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Составление сказочных историй средствами мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_istoriy.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Составление сказочных историй средствами мнемонических приемов»
Введение:
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи у детей начинается с самого рождения и продолжается в течение всего дошкольного возраста. При помощи речи, общения, ребенок легко и незаметно для себя, входит в окружающей мир, узнает много нового и интересного. Отечественные ученые, а также педагоги Л.А Венгер, Л.С Выготский, А. В Запорожец и другие, подчеркивали, что дошкольный возраст – это период активного, творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, речь).
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что в настоящее время, все чаще у детей наблюдаются такие проблемы: не все дети могут пересказать литературное произведение, составить описательный рассказ, испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни; а также маленький объем памяти, они плохо запоминают стихотворный материал; низкий уровень слухового восприятия
Какова реальность, в которой оказываются наши дети? Огромный информационный поток обрушивается на детей, они не готовы самостоятельно ее переработать. А современное общество требует от нас, высокообразованное, творческое, самостоятельное поколение, умеющие оригинально мыслить и обладать высоким уровнем речевого творчества.
Проблема развития речевого творчества в системе образования в настоящее время становится все более актуальным. В связи с этим, необходимо совершенствования современных методов и приемов, использование научно – обоснованных для развития речевого творчества детей среднего дошкольного возраста.
Одним из эффективным, на мой взгляд, отвечающим всем требованиям современности, являются мнемонические приемы (мнемотехника). Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развивать свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.
Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речевого творчества.
Цель данного методического семинара: показать, как использование мнемонических приемов в образовательном процессе способствует развитию речевого творчества детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1.Изучить методику мнемонических приемов, используемые для работы с детьми.
2.Опробировать мнемонические приемы Т. В Воробьевой, Т.А Ткаченко, В.П. Глухова для повышения уровня развития речевого творчества у воспитанников.
3.Познакомить родителей с мнемоническими приемами для совместной работы с детьми посредством видео – консультаций.
В своей работе я опираюсь на методики: Т.В Воробьевой (сенсорно – графические схемы), В.П. Глухова (блоки – квадраты), Т.А Ткаченко ( предметно – схематические модели).
Изначально детям трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу. Поэтому, как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат - это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д. При работе с мнемоквадратам, предлагаются карточки с отдельными предметами, по которым дети должны придумать свои предложения. В результате, ребенок учиться составлять предложения и проявлять творчество. Например: на мнемоквадрате нарисована снежинка. Какие могут получиться предложения? Наступила белоснежная зима. Выпал первый снег и. т д. Данный прием с мнемоквадратам способствует речевому творчеству, так как можно заменить картинки, добавить своего персонажа, которому он будет помогать.
Мнемодорожка – это небольшая сюжетная линия, состоящая из несколько мнемоквадратов. Мнемодорожка несет в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах обучения ребенка. Работать с мемодорожками можно, используя прием наложения и приложения, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Благодаря, этому приему, ребенок может составить текст, который имеет определенную сюжетную линию, а также изменить содержание текста, с изменением персонажей и событий и помочь другим детям. Поняв работу с мнемодорожкой, мы стали использовать и изготовлять разные виды коллажей (развивающей, обучающей).
Коллаж – это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Коллаж – это учебное пособие. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Использование приемов мнемотехники предполагало следующую последовательность в работе:
-введение элементов, символов (формы, величины, действия);
-использование опорных схем во всех видов деятельности (для выработки у ребенка привыкания, понимания, что символ универсален);
-введение мнемонических приемов на всех видах непосредственно образовательной деятельности
-сочетание символов, чтение их цепочки;
-самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество;
-творческое создание детьми опорных схем.
В начале своей работы использовала готовые, цветные мнемотаблицы, но не всегда модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы.
На следующем этапе нужно работу усложнить, заменить другой заставкой, изобразить предметы, персонажей в графической виде. Например: лиса – большой, оранжевый треугольник, медведь – круг коричневого цвета. Далее, схемы рисовали в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Данные схемы служат зрительным планом для построение последовательного рассказа, а также для развития речевого творчества детей. При ознакомление с художественной литературой и при обучении составления рассказа, я широко использую мнемонические приемы. Вместе с детьми беседуем по тексту. Отслеживаем последовательность заранее заготовленных моделей к произведению, позже дети сами выбирают модели – схемы и располагают в модельную цепочку, которые помогают детям при пересказе текста. Хотелось бы еще рассказать о применении мнемонических приемов при заучивании стихотворений. Заучивание стихотворений превращается в игру, которая очень нравиться детям. Использование мнемонических приемов облегчает и ускоряет процесс запоминание и усвоение текстов, развивает речевое творчество формирует приемы работы с памятью. Овладение приемами этой технологией значительно сокращает время обучения. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания текста, сопровождающего просмотром рисунка, позволяет быстрее запомнить текст.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Если на начальном этапе работы давала готовые схемы, далее коллективно выдвигали, обсуждали и выбирали нужные варианты, то есть взрослый выступает как равноправный партнер, который, незаметно, помогает детям в выборе решения. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, в изготовление мнемотаблиц.
При использование данной методики наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились составлять описательные, повествовательные, творческие рассказы при помощи мнемонических приемов, повысилась познавательная активность детей.
Таким образом, использование приемов мнемотехники в образовательном процессе позволило оказать комплексное воздействие на развитие каждого воспитанника. Работая по данной методике, дети учатся:
-добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, развитие речевого творчества;
-формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
-применение приемов мнемотехники оказало положительное влияние на развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.
Следовательно, можно сделать вывод, что, применяя приемы мнемотехники, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий, повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по составлению сказочных загадок в виде игры "Да -нет-ки"
Активизация познавательной итворческой деятельности через разгадываниеи сочинительство сказочных загадок....
«Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
Материал очень интересен и полезен....
НОД по развитию речи в старшей группе «Составление сказки «История осеннего леса».
Цель: закрепить умение детей составлять сказки.Задачи:формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении сказки;упражнять в подборе прилагательных к животному, а также подбирать глаголы,...
Сказочная история "Приключения огнетушителя Тушика в сказочном лесу"
Сказочная история для дошкольников о соблюдении правил пожарной безопасности....
Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов и родителей...
Конспект занятия по развитию речи "Составление фантастических историй о путешествиях к другим планетам"
Задачи:Коррекционно-образовательные:- Учить детей составлять фантастические истории о путешествиях к другим планетам с опорой на картинный план.- Учить детей пониманию значений пословиц.Коррекционно-р...
Расшифровка взрослым смысловой нагрузки выбранного ребенком героя при составлении сказочного сюжета.
Как "прочитать" скрытый смысл детских историй, героев и сюжета. Чем может помочь воспитатель ребенку? Что предпринять? Внимательное отношение, к юным сказочникам. Взрослому нельзя пози...