«Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта педагогического мероприятия
ФИО педагога | Олейник Светлана Валерьевна | |||||
Участники | Педагоги, специалисты ДОО. | |||||
Форма проведения, количество | Мастер-класс, 6 человек. | |||||
Тема мероприятия | «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста» | |||||
Используемые технологии и методики | Ритуал приветствие «Знакомство!», сообщение сопровождаемое презентацией,игры, игровые приемы, моделирование сказочных историй с использованием карт В.Я. Проппа, синквейн «Сказка» | |||||
Цель мероприятия | Повышение профессиональных компетенций педагогов по формированию гуманных чувств детей дошкольноговозрастапосредствомиспользования «карт Проппа» при моделировании собственных сказочныхисторий. | |||||
Задачи |
| |||||
Подготовительная работа: обобщение педагогического опыта работы по теме, подготовка карт В.Я. Проппа, разработка технологической карты для работы с картами В.Я.Проппа, подбор материалов для рефлексии. | ||||||
Оборудование и материалы:
| ||||||
Развитие профессиональной компетентности педагога | ||||||
Гностический компонент | Проектировочный компонент | Организационный компонент | Коммуникативный компонент | |||
Знание достоинств и недостатков использования метода моделирования с использованием карт В.Я. Проппа | Проектирование и планирование собственной деятельности и поведения. | Организация самообразования и самовоспитания самого педагога. | Установление педагогически целесообразного общения с детьми дошкольного возраста. | |||
Список используемой литературы | 1. Большева, Т.В. Учимся по сказке[Текст]/ Т.В.Большева. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. 2. Пропп, В.Я. Русская сказка[Текст]/ В.Я. Пропп Собрание сочинений. Лабиринт. – М., 2000. 3. Пропп, В.Я. Мофология «волшебной» сказки[Текст] / В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Лабиринт.- М., 1988. (www.opentextnn.ru) | |||||
Структура педагогического мероприятия | ||||||
Этапы мероприятия | Действия | Формы/ приемы/ ресурс | ||||
Организационный этап | ||||||
Приветствие участников мероприятия. Создание положительной атмосферы, снятие эмоционального напряжения. | Добрый день, уважаемые коллеги!Предлагаю вам поприветствовать друг друга и познакомиться. Тани – руки вверх подняли, Оли, Юли – дружно встали, Лены, Светы – в ладоши похлопали. Ну а Ларисы– ногами потопали, Веры, Любы – в окно посмотрели, А Наташи все тихонько посидели. Про кого я не сказала И сегодня промолчала, Как единая семья, Давайте крикнем дружно: «Я» Вот мы и познакомились. Слайд 1. | Ритуал приветствие «Знакомство» | ||||
Обучающий этап | ||||||
Теоретическая часть: мировоззрение, убеждения, ценности. | Свой мастер-класс мне хотелось бы начать со слов Д. Родари: «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее». Слайд 2. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В них пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.Слайд 3. В настоящее время, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, особенно актуальны творческие методы взаимодействия педагога с детьми.Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребёнок в то же время упражняется в решении целого рода сложных задач, учится обосновывать свои действия, выстраивать взаимоотношения.Слушая и сочиняя сказочные истории, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, помощи, защите. Несмотря на простоту образов и сюжетную незатейливость, преобразованные детьми сказки рассказывают о самом главном: они затрагивают вопрос о смысле жизни, о борьбе добра со злом, и воспитательное значение их огромно. Для этого можно использовать метод моделирования с картами В.Я. Проппа, который поможет детям в развитии связной речи, творческого воображения, фантазии.Слайд 4. | Сообщение в сопровождении слайдов презентации. | ||||
Информационный обзор. | Итак, что такое карты Проппа и как с ними работать? А известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением сказок. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями». Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28. Одна карта - это определённое событие сказки. Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки. Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй. Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, позволяют детям удержать в памяти большое количество информации, активизируют связную речь. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных картах. Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки, а так же сочинять свои сказочные истории. При этом дети могут наделять отрицательных героев новым обликом, положительными качествами, придумывать волшебные средства, особые обстоятельства и задания для героев. Слайд 5. Итак, для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа нами работа была разделена на несколько этапов: На первом этапе мы знакомим детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка); На втором этапе играем в подготовительные игры: «Любимый сказочный герой»; «Чудеса в решете»; «Кто на свете всех злее?»; «Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки). Слайды 6-7. На третьем этапе идет знакомство с обозначениями карт Проппа. Сначала читаем небольшую сказку, потом сопровождали ее выкладыванием из 4 - 6 карт. На четвёртом этапемы предлагаем детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. На пятом этапе дети сочиняют собственные сказочные истории, опираясь, на схематические изображения. Слайды 8-9. Сейчас мы продемонстрируем, как работать с данным пособием, Но для начала я хочу вас познакомить с картами Проппа и их функциями (презентация карт) Слайды 10-13. | Сообщение в сопровождении слайдов презентации. | ||||
Игровой практикум | Сейчас, коллеги, мы приступим к играм-заданиям. Приглашаем выйти в зал тех педагогов, кто выбрал следующие цветы (показывает карточки). У нас есть две команды. Начнем. Игра – разминка «Скажи наоборот»: Необходимо называть сказки, придумывая их названиям противоположный смысл. 1. «Зеленый беретик» («Красная шапочка») 2. «Мышь босиком» («Кот в сапогах») 3. «Петушок бесцветный» («Курочка Ряба») 4. «Девочка с ладошку» («Мальчик с пальчик») 1 задание: 1 команда - называет героев из сказок,тех кто на свете всех злее. 2 команда - называет героев из сказок, тех кто на свете добрее всех. 2 задание: - Сейчас я прочитаю знакомую вам сказку. Ваша задача внимательно её прослушать. (Читает сказку «Кот, лиса и петух») Как называется эта сказка? Теперь с помощью карт В.Я. Проппа вам необходимовыстроить сюжет этой сказки (педагоги выполняют задание). Слайд14. Далее необходимо используя дополнительные картытрансформировать услышанную сказку (педагоги выполняют задание). Давайте озвучим получившиеся сказки (педагоги рассказывают, что у них получилось). | Игры, игровые приемы. Моделирование с использованием карт В.Я. Проппа | ||||
Заключительный этап | ||||||
Рефлексия. | Сложно ли вам было работать с картами? Будет ли такая работа интересна детям? Благодаря проводимой работе, мы видим положительные результаты деятельности. Слайд 15. Подводя итоги мастер-класса, предлагаю вам составить синквейн с существительным «сказка». В мире много сказок Грустных и смешных И прожить на свете Нам нельзя без них! Сочинять нам сказки Карты помогали: Речь нам развивали, Мыслить заставляли. Интересна техника Представленная нами, В этом убедились Вы сегодня сами! Слайд 16. | Синквейн «Сказка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для формирования дружеских отношений и гуманных чувств у детей дошкольного возраста" Школа дружбы"
Игры способствуют осознанию ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений; расширению представлений детей о различных способах коммуникации с окружающим....
Консультация для родителей Тема: «Сюжетно - ролевая игра, как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность в...
«Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что активные преобразования в дошкольной педагогике, поиск методов гуманизации воспитания дошкольников, построения новых способов взаимоотношений педагога ...
«Сюжетно – ролевая игра как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что активные преобразования в дошкольной педагогике, поиск методов гуманизации воспитания дошкольников, построения новых способов взаимоотношений педагога ...
Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок
В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...
Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...
Мастер-класс для педагогов «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»
laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его во...