НОД по составлению сказочных загадок в виде игры "Да -нет-ки"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Активизация познавательной итворческой деятельности через разгадываниеи сочинительство сказочных загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_-_v_uyutnoy_skazochnoy_strane.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение
детский сад №39
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по составлению сказочных загадок с использованием ИКТ
Тема: В уютной сказочной стране.
Подготовил воспитатель:
Герасименко Е.А.
2014уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема развития творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Развитие творческих способностей детей в условиях детского сада предполагает деятельность в самых разных направлениях.
Для развития у своих детей творческого мышления, способности к разгадыванию и сочинению сказочных загадок, способности нестандартно смотреть на окружающий мир, я выбрала русские народные сказки, которые учат детей добру, любви, из которых дети черпают множество удивительных познаний.
В основу работы взята методика, предложенная Т.А. Сидорчук, разработанная для обучения дошкольников умения решать творческие задачи.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- Принцип активности;
- Принцип доступности;
- Принцип непрерывности;
- Принцип психологической комфортности.
Цель занятия: активизация познавательной и творческой деятельности через разгадывание и сочинению сказочных загадок.
Задачи:
- Формировать умение у детей кодировать основную идею сказки в одном предложении;
- Активизировать речевую деятельность детей разнообразными способами и методами;
- Создать условия для диалога, обогащать речь детей, совершенствовать грамматический строй речи, интонационную выразительность;
- Продолжать учить детей оригинально воспроизводить содержание сказок, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации;
- Развивать творческое и логическое мышление воображение, внимание;
- Воспитывать у детей уверенность в своем успехе, чувство доброты и отзывчивости.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: игровой, словесно – логический, частично – поисковый, проблемный, ИКТ, прием эмоциональной заинтересованности.
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через образовательные области: познание коммуникация, музыка, здоровье, художественная литература.
Применение инновационных технологий - использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена разнообразных видов деятельности, что позволяет поддерживать высокую активность детей и положительный эмоциональный настрой. В процессе всего занятия осуществляется индивидуализация развития детей (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, объяснение). В течение хода работы создаются все условия для того, чтобы каждый ребенок проявил себя и достиг результата.
Занятие составлено с учетом возрастных и психологических особенностей детей, в соответствии с Программой воспитании и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А. и учебным планом.
Данное занятие представляет интерес для педагогов ДОУ, психологов. Материал конспекта занятия доступен любому практику.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, здоровье, художественная литература
Программные задачи:
- Формировать умение у детей кодировать основную идею сказки в одном предложении;
- Активизировать речевую деятельность детей разнообразными способами и методами;
- Создать условия для диалога, обогащать речь детей, совершенствовать грамматический строй речи, интонационную выразительность;
- Продолжать учить детей оригинально воспроизводить содержание сказок, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации;
- Способствовать снятию зрительного, мышечного и нервного напряжения;
- Развивать творческое и логическое мышление воображение, внимание;
- Воспитывать у детей уверенность в своем успехе, партнерские отношения между детьми, чувство доброты и отзывчивости.
Методы работы: игровой, словесно – логический, частично – поисковый, ИКТ, проблемный, самостоятельный.
Словарная работа: сказочная страна, волшебное блюдце, чудесная, поучительная, загадочная, «волшебный экран, добрые дела, друг.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся детям в составлении загадки по сюжету сказки; на протяжении занятия активизировать Максима Х.
Предварительная работа: обучению детей составлению загадок путем кодирования, чтение сказок, беседы, решение проблемных ситуаций в сказках, инсценирование сказок; игры Цепочка слов», «На что похоже», «Выведение следствий», «Путаем сказки» ит.д. Рассматривание иллюстраций к сказкам, работа по схемам, моделирование эпизодов сказок, продуктивная работа по сказкам (рисование, лепка героев, раскрашивание иллюстраций к сказкам.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, сани большого размера (из бумаги), волшебная палочка, колобок- игрушка, дорожка для колобка, «волшебное блюдце», яблоко(муляж), костюм Красной Шапочки, Феи; корзина и пирожками, сказочная почта (почтовый ящик с картинками героев сказок); картинки к сказкам «Репка», «Курочка ряба»; «Книга творчества»; знак с надписями; 4 конверта со схемами к сказкам.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
(звучит музыка к программе «В гостях у сказки», въезжает на санях Фея сказок)
Фея Сказок: Здравствуйте, ребята! Я Фея Сказок
Я не просто к вам пришла,
А сказки в гости принесла.
Дети: здороваются
Фея Сказок: Ребята, вы хотите совершить вместе со мной путешествие по волшебной, удивительной стране «Сказка»?
Дети: Хотим!
Фея сказок: Давайте вначале назовем ваши любимые сказки.
Проводится пальчиковая гимнастика « Любимые сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть;
Рукавичка, теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк-Лиса,
Не забудем Сивку - Бурку,
Нашу вещую Каурку,
Про жар – птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем.
Знаем волка и козлят,
Этим сказкам каждый рад.
Фея Сказок: Сейчас я прикоснусь волшебной палочкой к каждому из вас, и вы окажитесь в стране Сказок.
(Фея Сказок касается волшебной палочкой и произносит слова:
1, и 2, и……,и 8
В сказку всех мы переносим!
Фея Сказок: Вот мы и в сказке. Ой, ребята, кто это катится по дорожке? (катится игрушка – колобок)
Дети: Колобок!
Фея Сказок: Давайте посмотрим, куда это он катится. Наверное, себе в сказку. Скажите мне, чем заканчивается сказка колобок? (дети отвечают) Как жалко Колобка, и деда с бабой очень огорчились, они его, наверное, искали, ждали! А давайте придумаем другой конец сказки, хороший!
(Дети придумывают другой конец сказки)
Фея Сказок: Молодцы, ребята, каждый из вас придумал необычный конец к сказке. А скажите, пожалуйста, Колобка съела Лиса, а он превратился в животе у лисы в великана и стал мешать лисе? Что тогда бы произошло?
Дети: (придумывают предложенный конец)
Фея Сказок: Ребята, а как по-другому можно назвать сказку «Колобок»?
Дети: (ответы детей)
Фея Сказок: Ребята, ну что ж ребята, пойдем дальше, ведь страна Сказок большая.
(звучит голос: не спешите, мне помогите, вокруг посмотрите)
Фея Сказок: Ребята, вы слышали чей-то голос, давайте осмотримся, кто же это говорил? (Фея сказок берет «волшебное блюдце»). Ребята, это волшебное блюдце с волшебным яблочком. Давайте сядем и послушаем что за задание оно нам приготовило (дети вместе с Феей присаживаются на ковер)
- Ты, яблочко волшебное катись!
Нам заданье покажись!
Дети, волшебное блюдце предлагает поиграть в игру «Да- нет- ки»
-Я загадаю себе сказку, а вы должны её отгадать. На ваши вопросы я буду отвечать только словами «Да», «Нет». Вы должны выяснить, кто или что это, можете спросить какой это был герой, т. есть называть его черты характера, что он делал, и то с ним случилось в конце сказки. Ну, что попробуете отгадать. И еще: если вы отгадаете сказку, то тогда вас ждет сюрприз.
Загадка: «Она заговорила с незнакомцем, и из-за этого пострадала её семья» (Красная Шапочка)
(Проводится игра «Да-нет-ки», после отгадывания под музыку из сказки появляется Красная Шапочка, напевая песню, она подходит к детям с корзиной в руках)
Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Вы отгадали загадку про меня, а я вам за это принесла пирожков.
Фея Сказок и ребята: (благодарят Красную Шапочку) Красная Шапочка, оставайся с нами путешествовать по стране Сказок.
Красная шапочка: Хорошо! Отправляемся друзья
В чудо – сказки – вы и я.
Здесь «Экран волшебный» есть,
Сказок тут не перечесть.
Просмотр детьми мультимедийной презентации «Угадай сказку»
Слайд 1. Загадка: Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата? (Баба – Яга)
Слайд 2. В какой сказке говорится про уникальное спортивное состязание по прыжкам в высоту среди мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз – поцелуй царевны и женитьба на ней (Сивка – Бурка).
Фея Сказок: А теперь сложное задание, я буду называть сказочных героев, а вы вспомните название сказок, в которых они действуют. При правильном отгадывании, отгадка появится на «волшебном экране».
Слайд 3. Царь, 3 сына, стрела, болото. («Царевна – лягушка»)
Слайд 4. Отец, мачеха, 3 дочери, фея, туфелька. («Золушка»)
Слайд 5. Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка.
( «Дюймовочка»)
Слайд 6. Злая мать, дочь, падчерица, Дед Мороз. («Морозко)
Фея Сказок: Наши глазки так устали, давайте дадим им отдохнуть.
Проводится гимнастика для глаз.
Открываем глазки – раз,
И зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Фея Сказок: А сейчас ребята, подберите признаки к героине, (скажите, какая она), изображенной на «волшебном экране»
Слайд 7. Баба – Яга – злая, страшная, старая, уродливая, костяная, оборванная, костлявая.
Слайд 8. Лиса – рыжая, хитрая, умная, теплая, красивая, плутовка, пушистая.
Фея Сказок: А теперь, ребята,
В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно.
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила, (наклониться «поднять яичко»)
Посмотрите – ка, разбила! (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация: мешаем кашу)
И будем от репки здоровы и крепки, (показать «силу»).
(Звучит голос: не забудьте и про меня!)
Фея Сказок: Ребята, это голос сказочной почты, давайте посмотрим, что она нам прислала.
(Фея достает картинки к сказкам « Курочка Ряба, Репка»)
Фея Сказок: Сказочная почта предлагает вам придумать загадки к предложенным сказкам так же, как мы сейчас составляли.
(Дети разбиваются по подгруппам и составляют загадки:
- Она выросла и доставила много хлопот своему хозяину;
- Некто принес что-то в дом и из- за этого все обрадовались, а потом расстроились и т.д.
Фея Сказок: (благодарит детей). Все придуманные вами загадки, я запишу в книгу творчества (показывает книгу). Ребята, а можно я вам задам несколько вопросов?
Дети: Можно.
Фея сказок: Проблемные вопросы:
- Ребята, а если бы не прибежала мышка в сказке, то что бы было?
- А каким бы образом герои сказки делили репку?
- Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?
Фея Сказок: Молодцы, ребята! Ну что в путь! (Подходят к знаку). Дети, мы стоим на перекрестке трех дорог, где есть надписи:
- «Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь своему другу»
- «Направо пойдешь- с другом расстанешься навсегда»
- «Налево пойдешь – красивую игрушку найдешь»
Какую из дорог мы выберем? Почему? Какое доброе дело мы можем сделать для своего друга?
Фея Сказок: Хорошие вы, ребята, умеющие сочувствовать, сопереживать, добрые душой, даже жаль с вами расставаться. И вот последнее задание страны Сказок. Герои сказок мне передали письма, в них заколдованы названия сказок, отгадаете, узнаете кто передал эти конверты.
Работа по схемам:
- «Два жадных медвежонка»
- «Три медведя»
- «Волк и семеро козлят»
- «Цветик – семицветик»
Фея сказок: Ребята, вот наше путешествие подошло к концу, мне приятно было с вами играть, вы хорошо знаете сказки, придумывали необыкновенные истории со сказочными героями, интересные загадки. Возвращаемся в детский сад:
Фея Сказок касается волшебной палочкой и произносит слова:
1, и 2, и……,и 8
В детский сад всех мы переносим!
Мы с Красной Шапочкой прощаемся с вами, а вы лакомитесь пирожками.
(Звучит музыка к программе «В гостях у сказки», Фея Сказок и Красная шапочка уходит)
Используемая литература:
Поляк Л.Я. Театр сказок. Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
Моисеева М.Ф., Федорова А.И. Сказочная угадайка. Конспекты занятий по математике с использованием сказочных сюжетов для детей дошкольного возраста. – СПб: «Смарт», 1996г.
Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – «Сфера», 2008г.
Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Составление описательных загадок о животных»
Задачи. Связная речь: учить детей составлять описательный рассказ-загадку о животном.Словарь: активизировать в речи детей прилагательные.Грамматика: совершенствовать структуру и грамматическую правиль...
Конспект занятия «Составление описательных загадок о животных»
Конспект занятия «Составление описательных загадок о животных». Средняя группа...
Конспекты организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраст с логопедическим заключением ОНР по составлению описательных загадок
Цель: Стимулирование связной речи детей. Коррекционно – обучающие задачи:1.Продолжать учить детей составлять описательные загадки по предмету с опорой на алгоритм.2.Активизирова...
Составление описательных загадок. Знакомство с кинезиологией.
Слайд 1.- Здравствуйте, ребята. Послушайте, пожалуйста загадку:Не дерево, а с листочками,Не рубаха, а сшита,Не человек, а рассказывает.Что это? (Книга)- А вы умеете составлять загадки?...
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК
Аннотация: в статье представлен практический опыт по развитию образной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через составление загадок об объектах окружающего мира с помощью м...
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК
В статье представлен практический опыт по развитию образной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через составление загадок об объектах окружающего мира с помощью моделей....
Мастер класс для педагогов "создание образных характеристик через составление сравнений, загадок "ОТСМ ТРИЗ""
Обучение детей среднего дошкольного возраста, созданию образных характеристик через составление сравнений, загадок....