Занятие развитие речи по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Цель: - развивать познавательную и речевую активность детей, умение решать проблемные задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационный момент
Собрались все дети в круг
Я твой друг, а ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
Мы друг другу улыбнемся
Ход занятия
Воспитатель: У меня в руках шкатулка, хотите узнать, что внутри? Здесь карточки с загадками. Давайте их отгадаем?
Если дождик, мы не тужим —
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять —
Нам на полочке стоять. Сапожки
Не ботинки, не сапожки,
Очень сильно греют ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром — в садик
Вечером — домой. Валенки
На улицу не ходим
Ни летом, ни зимой.
Зато без — нас ни шагу,
Когда придешь домой. Тапочки
Пустая — стоит,
Полная — ходит
Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам;
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем. Ботинок
Две кожаные лодочки
Соревнуются в походочке
Туфли
Воспитатель показывает карточки с изображением сапог, ботинок, валенки туфель, тапочек
Воспитатель: А как назвать одним словом?
Д.; Обувь
Воспитатель: А в старые времена носили другую обувь.
У любого не спроси, что носили на Руси,
Из коры плели калошки, обували их на ножки.
Воспитатель: Что это? (показ лаптей)
Правильно, это лапти, плетёная обувь. Давным, давно,тогда, когда не было даже ваших бабушек и дедушек, сапоги и туфли стоили очень дорого. Не все люди могли их купить, а только богатые. А бедные люди, у которых не было денег, ходили в лаптях. Придумали они сдирать кору с дерева, с липы, с березы, потом резать ее на тонкие полоски, а полоски сплетать в лапти. Чтобы такая обувь не сваливалась с ног, к ней приделывали завязки, и обматывали их вокруг ноги. В деревне лапти носили все взрослые мужчины и женщины и конечно дети, и плести их умели почти все, даже ребятишки. Лапти быстро снашивались, плести их нужно было много, и поэтому, кто не ленился, тот ходил всегда в новых лаптях. Вот какую необычную обувь носили когда – то.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Ребята, а как можно назвать лапти ласково?
Д.: лапоточки, лапотки, лапти, лапташки, лапотушки.
Воспитатель: А чтобы наши лапти не скучали, а вместе с нами поплясали, давайте сыграем в игру «Передай, лапоть».
Игра «Передай, лапоть»
Звучит русская народная музыка
Входит «Бабушка сказочница»
Здравствуйте детки дорогие, я Бабушка сказочница. Зовут меня так, потому что сказок знаю много и люблю их деткам сказывать. Вот услышала я, что вы про лапти говорите, и решила русскую народную сказку, про Пузырь, Соломинку и Лапоть вам рассказать. Вот послушайте.
Рассказ сказки
Жили-были пузырь, соломина и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» — «Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней». Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!
Бабушка сказочница:
- Вы внимательно слушали сказку? Понравилась вам она?
(Понравилась).
- Давайте вспомним, кто пошел дрова рубить?
(Пузырь, Соломинка и Лапоть).
- Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть рубить дрова?
(Они пошли рубить дрова в лес).
- Что помешало им идти дальше?
(Им помешала речка).
- Что сказал Лапоть Пузырю? (Лапоть сказал: «Давай мы на тебе переплывем»).
- Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?
(Нет, не согласился).
- Как вы думаете, почему он не согласился?
(Он струсил).
- Правильно, Пузырь струсил.
- Что же предложил Пузырь?
(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).
- Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря?
(Соломинка согласилась).
- Почему она согласилась?
(Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег).
- Конечно, она смелая.
- Кто первым пошел по Соломинке?
(Первым пошел Лапоть).
- Что случилось с Соломинкой?
(Соломинка переломилась).
- Почему она переломилась?
(Она была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась).
- Что произошло с Лаптем?
(Лапоть упал в воду).
- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?
(Пузырь начал смеяться).
- Что стало с Пузырем?
(Пузырь лопнул).
- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?
(Не стали бы смеяться. Помогли бы своим друзьям).
Воспитатель: Ребята, мы с вами засиделись, предлагаю подвигаться и вместе с Бабушкой сказочницей поиграть в игру «Пузырь».
Физминутка
Дети, возьмитесь за руки, сделайте узкий круг, попробуем надуть наш Пузырь.
(Дети, взявшись за руки стоят на месте и произносят слова.)
Раздувайся пузырь,
Большой пребольшой,
Раздувайся пузырь,
Да не лопайся!
(Дети пятятся назад проговаривая)
С-С-С-С-С
(Дети, стоя на месте, произносят слова.)
Пузырь лопнул-
Ой, ой, ой
А ведь был такой большой
(Дети медленно начинают сходиться в центр круга)
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
Воспитатель: Отдохнули, подвигались, садитесь на стульчики.
Игра «Подбери словечко»
Воспитатель: Я буду произносить фразу, а вы её заканчивать.
(Воспитатель, произнося фразу, показывает на героя сказки).
Пузырь толстый, а Соломинка наоборот …(тонкая)
Пузырь легкий, а Лапоть…(тяжелый)
Соломинка смелая, а Пузырь…(трусливый)
Лапоть сплели, а Пузырь…(надули)
Соломинка сломалась, а пузырь…(лопнул)
Бабушка сказочница: Но, что-то мне не нравится конец у моей сказки.
Очень уж грустно она закончилась.
Воспитатель: Ребята, а давайте новых героев сказки сделаем, и пузырь оживим – глаза и рот ему наклеим и соломинку починим, и лапоть из речки выловим.
Продуктивная деятельность (аппликация)
Бабушка сказочница: Молодцы ребята, хорошо поработали, сказочные герои живы и невредимы. А мне пора возвращаться. На прощанье я вам хочу подарить книгу Русских Народных Сказок. Читайте и ума набирайте. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Дети благодарят. Бабушка сказочница уходит.
Рефлексия
Понравилось занятие?
Что нового узнали?
Что понравилось делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Слушание сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"
Тема: 1. «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». 2. Д/и «Подбери словечко». Дифференциация звуков [с], [ш]....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/14/picture-708981-1447511832.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Программные задачи: связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей, словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/17/picture-974938-1510912212.jpg)
Открытое занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
развитие речи "Пузырь, соломинка и лапоть" в средней группе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/16/picture-387810-1474003109.jpg)
Конспект комплексного занятия по развитию речи по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» с детьми 4-5 лет
совершенствовать мелкую, общую, артикуляционную моторику; вводить в активный словарь детей антонимы (тонкий — толстый, высокий — низкий, тяжелый — легкий, смелый — труслив...
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ "ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ"
Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Пузырь, Соломинка и Лапоть».Почему сказка называется народной? А какие еще сказки вы знаете?(ответы детей)-Устраивайтесь поудобнее, сказ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/18/picture-1353007-1697619722.jpg)
Конспект НОД развитие речи «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»»
Развитие речи «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/07/picture-1410889-1654594901.jpg)
Конспект занятия по "Развитию речи" в средней группе Пересказ сказки " Пузырь, соломинка и лапоть"
Конспект занятия по "Развитию речи" в средней группе Пересказ сказки " Пузырь, соломинка и лапоть"...