Конспект НОД в области речевое развитие «Литературный калейдоскоп по произведениям о ВОВ» с детьми старшей группы. .
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в области
речевое развитие
с детьми старшей группы «Капелька»
Воспитатель Кузнецова Н.С.
«Литературный калейдоскоп
по произведениям о ВОВ».
Задачи:
- Учить детей узнавать и называть произведение, правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям. Закреплять умение выражать свои мысли полными предложениями.
- Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину.
Материалы:
- Фото ветеранов, иллюстрации празднования Дня Победы,
- Письма – треугольники,
- Колечко, мешочек овсянки, иллюстрация к произведению Семенцовой В.И. «Кукла», отрывок из сказки К. Паустовского «Похождения жука – носорога», стальное колечко,
- Аудиозапись марша.
Предварительная работа:
- Чтение произведений о войне,
- Прослушивание песен военных лет,
- Беседы о ВОВ,
- Изготовление макетов военных самолётов,
- Оформление мини музея ко Дню Победы.
Ход занятия:
(Дети стоят в кругу перед мольбертом).
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами знаем, что скоро вся наша страна будет отмечать великий праздник, который мы будем праздновать – 9 мая. Мы о нем с вами говорили. Скажите, как он называется?
Дети:
- День Победы.
Воспитатель:
-Верно, а как вы думаете, почему он так называется «День Победа»?
Предполагаемые ответы детей:
-Потому что в этот день наши, русские солдаты одержали победу над фашистами.
Воспитатель:
- Правильно. Когда-то давным-давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще маленькими, на нашу страну напали злые враги – немецко-фашисткие захватчики. Их главный предводитель – Гитлер собрал свою армию, вооружил её танками, самолетами, пулеметами и напал на нашу страну. Так началась Великая Отечественная война. А кто мне скажет, почему эту войну так называют?
Предполагаемые ответы детей:
-Потому что весь народ встал на защиту своей Родины.
Воспитатель:
-А теперь садитесь на стулья, выпрямите спины. Ребята, когда я утром пришла в детский сад, то в дверях обнаружила несколько вот таких писем.
(Воспитатель показывает фронтовые письма треугольники)
- Когда была война, солдаты писали своим родным письма и сворачивали вот таким образом, в виде треугольника. Давайте откроем и узнаем что в них.
(Воспитатель открывает 1 письмо)
-Здесь, ребята, задание. Я прочитаю вам отрывок из известного вам произведения, а вы должны назвать это произведение и его автора.
( воспитатель зачитывает отрывок из солдатской сказки К.Паустовского «Похождения жука - носорога»)
Предполагаемые ответы детей:
-Эта сказка называется «Похождения жука-носорога», написал её Константин Паустовский. Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил, наконец, старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Это история дружбы человека и жука!
Воспитатель:
-Совершенно верно. А следующее письмо нам откроет Даша.
(Ребёнок открывает письмо и достаёт колечко по произведению К. Паустовского «Стальное колечко»).
-Ребята, что это? Из какого произведения этот предмет?
Предполагаемые ответы детей:
-Это колечко из рассказа К.Паустовского «Стальное колечко», о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.
Воспитатель:
-Молодцы, а следующее письмо откроет Егор.
(Ребёнок открывает письмо и достаёт иллюстрацию к произведению Семенцовой В.И. «Кукла»).
Предполагаемые ответы детей:
- Эта иллюстрация к рассказу Семенцовой «Кукла». Это история о маленькой девочке, которую вывезли из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой.
Воспитатель:
-Правильно, а теперь я предлагаю вам немного размяться.
Физминутка.
(Воспитатель включает марш, и предлагает детям промаршировать).
Воспитатель:
-А у нас ещё два письма, в этом письме лежит что-то интересное.
(Воспитатель открывает письмо, а в нём в маленьком мешочек овсянки).
-Что это, ребята?
Предполагаемые ответы детей:
-Это овсянка. Этот рассказ называется «Мешок овсянки», написал его А.Митяев. В этом рассказе говорится, как один солдат нашёл мешок овсянки, а санитар забрал её, а потом все узнали, что этой овсянкой санитар кормил собак, которые вытаскивали раненых с поля боя.
Воспитатель:
- Верно, а последнее письмо откроет Саша.
(Ребёнок открывает письмо, а в нём отрывок из произведения Ю. Яковлева «Как Серёжа на войну ходил»).
Предполагаемые ответы детей:
-Это произведение Ю. Яковлева «Как Серёжа на войну ходил». О мальчике Сереже, который хотел увидеть войну своими глазами. И повел его по военной дороге родной дедушка …, погибший в неравном бою. Это был трудный поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке.
Воспитатель:
-Верно. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага. Конечно, очень много произведений о войне написано, забывать о ней нельзя. Потому что это наш народ сражался и защищал нашу Родину. Вы молодцы, правильно отвечали. А в заключении я хочу прочитать вам стихотворение П. Давыдова:
Война ещё исчезнуть, не готова.
Те годы – миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова,
Всех тех, кто подарил Победу нам.
Когда гулять, на майские, пойдем,
Веселые, довольные вполне,
Давайте скажем что-то о Победе
И вспомним, хоть немного, о войне.
- Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина по произведениям С.Я.Маршака в старшей группе
Цель. Расширять представление о жизни и творчестве известного писателя С. Я. Маршака.Задачи.Обобщить знания детей о писателе, его произведениях.Развивать творческие способности детей в театральной сфе...
Конспект НОД ( область «Речевое развитие») . (Формирование фонетической стороны речи). Подгрупповое занятие с детьми старшей группы ЗПР.
Вниманию пользователейпредставлен конспект непосредственной образовательной деятельности ( область «Речевое развитие») по формированию фонетической стороны речи. Подгрупповое занятие...
Литературный калейдоскоп в рамках детско – взрослого проекта в старшей группе на тему: «Красота спасет мир »
Цель:Учить детей самостоятельно сочинять и обыгрывать сказки с участием родителейЗакрепить умение самостоятельно распределять роли, выбирать автора и режиссера сказкиСовершенствовать умени...
Литературная викторина по произведениям С. В. Михалкова в старшей группе
Викторина по произведениям С. В. Михалкова в старшей группе.Знакомство с творчеством Сергея Владимировича Михалкова.Задачи:-закрепить знания детей о произведениях С. Михалкова.-развива...
Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лесные и садовые ягоды»
В конспекте представлены игры и упражнения по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы с ОВЗ....
Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лес. Лиственные и хвойные деревья»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения по закреплению у детей о лиственных и хвойных деревьях, развитию лексико-грамматического строя и связной речи....
Литературная викторина по произведениям В. Бианки» с детьми подготовительной группы
Задачи:Познакомить детей и с творчеством В. В. Бианки.Воспитывать у детей познавательный интерес к природе и природным объектам.Предварительная работа.Знакомство с б...