Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лес. Лиственные и хвойные деревья»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В конспекте занятия представлены игры и упражнения по закреплению у детей о лиственных и хвойных деревьях, развитию лексико-грамматического строя и связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл listvennye_i_hvoynye_derevya.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме:  

«Лес. Лиственные и хвойные деревья»

       Цели:

     коррекционно-образовательные: закреплять представление о лесе; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Лиственные и хвойные деревья»; учить подбирать слова-антонимы. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, существительных с прилагательными, образование и употребление существительных в родительном падеже ед.ч.) ;

     коррекционно-развивающие: развивать связную речь, пространственные отношения, способность к самостоятельным выводам, общие речевые навыки, мышление, зрительное и слуховое  внимание, развивать тонкую  моторику, координацию речи с движением, мимические мышцы лица;

     воспитательные: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

    Оборудование:  картинки с изображением деревьев,  сюжетная картина «Лес», зеркала.

                                                 Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Игра «Кто заблудился?»

Логопед: Ребята, представьте, что мы с вами  пошли в лес, кто-то заблудился и кричит: «АУ!». Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «АУ!» с разной громкостью голоса (тихо, громко- по схеме). Ребёнок, стоящий спиной отгадывает, кто «кричал».

       2. Артикуляционная гимнастика.

«Окошко»

«Домик открывается»

«Слоник»

«Часики»

      3.Развитие мимических мышц лица.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Закрываю правый глаз, закрываю левый глаз.

Широко глаза открою, на округу погляжу,

А затем наморщу нос. На кого же я похож?

    4. Объявление темы  занятия.

Логопед: Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться в лес на прогулку, чтобы лучше рассмотреть растения, которые там растут. Вы согласны? (ответы детей). А как должны вести себя туристы в лесу? (ответы детей).

  1. Основная часть.

Логопед: Наше путешествие началось. Первыми в лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу.

Вводная беседа

                                                   Деревья

      Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозелёных, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие, колючие листья, называемые иголками, которым не страшны холода. В кронах деревьев растут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.

Игра «Как  назвать  лес?»

Если  в  лесу  растут  сосны  и  ели, то  этот  лес ….

Если  в  лесу  растут  дубы  и  осины, то  этот  лес …

Если  в  лесу  растут  ели, березы  и  дубы, то  этот  лес …

Если  в  рощи  растут  березы, то  эта  роща  называется …

Если  в  рощи  растут  дубы, то  эта  роща …

Если  в  рощи  растут  клены, она…

Игра «Лиственное или хвойное?»

«У березы на ветках листья – это лиственное дерево»

«У ели на ветках иголки – это хвойное дерево» и т.д.

Логопед: Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете.

Игра «Части дерева».

«У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, иголки»,

«У рябины: ствол, ветки, корни, листья, ягоды»….

Вопрос: «Чем эти деревья похожи, а чем отличаются?»

Речь с движением  «Ветер и листья»

Ветер по лесу летал,  

                    

Ветер листики считал:        

Вот дубовый,        

Вот кленовый,        

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

И последний лист с осинки        

Ветер бросил на тропинку.

-Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

-Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

-Опускают руки, приседают

Развитие лексико – грамматических категорий.

Игра «С какого дерева листочек?»

Детям предлагаются картинки с изображением листьев.  Подумай  и  скажи, как называется  лист  сорванный:  

с  березы - …,      

с  клена - ..,

с  ивы - …,

с рябины -…,

тополя -…

с  дуба - …,

с ели - …

Игра с мячом «Один - много»

Логопед бросает мяч ребенку и называет слово-предмет в единственном числе, ребенок возвращает называя его  во множественном числе:   ель — елочка,  сосна — ...,   иголка — ...,  ветка — ... . и  т.д        

        Игра «Веселый  счет».

  Посчитай  от  одного  до  пяти:

Один  дуб,  два дуба, …..пять  дубов

Одна рябина, две рябины,…..пять рябин  и т.д.

Логопед: А теперь подберите слова, противоположные по смыслу.

        Игра «Наоборот»

У клена листья большие, а у березы …  маленькие;

У дуба ствол толстый, а у березы…;

У березы ствол светлый, а у клена…. и т.д.

 Игра «Собери  предложение».

Собирают, в, лесу, дети, осеннем, грибы. …

Осенью, деревьях, желтеют, на, листья. ……

Развитие связной речи

                              Пересказ  рассказа  «Ель»

У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

Вопросы. Где росла ель? Что сделала мама из шишек? Какие бы ты игрушки сам (сама) смог бы сделать из шишек?

Логопед: А теперь туристам пора возвращаться в детский сад.

6. Итог занятия.

-Кем вы были сегодня на занятии?

-Какие деревья можно встретить в лесу?

-Как нужно относиться к  деревьям?

-Почему лес – это наше богатство?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Проект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные». Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

Проект разработан, как зачетная работа, по модулю «Методика и практика коррекционно-развивающего образования детей с ОВЗ».Будет полезен учителям-логопедам, работающим  по методик...

Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»

Конспект группового занятия  учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»...

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лесные и садовые ягоды»

В конспекте представлены игры и упражнения по развитию  лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы с ОВЗ....

Конспект лексико – грамматического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные»

Занятие разработано для детей старшего возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР). На данном занятии  используются упражнения  по здоровьесбережению и  следующих здоровьес...