Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лесные и садовые ягоды»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В конспекте представлены игры и упражнения по развитию  лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_i_sadovye_yagody.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лесные и садовые ягоды»

       Цели:

     коррекционно-образовательные: закреплять представление о ягодах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лесные и садовые ягоды»; учить подбирать слова-антонимы. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, согласование существительных с прилагательными, образование и употребление существительных в родительном падеже ед.ч.); учить составлять предложения по картинкам;

     коррекционно-развивающие: развивать связную речь, пространственные отношения, способность к самостоятельным выводам, общие речевые навыки, мышление, зрительное и слуховое  внимание, развивать тонкую  моторику, координацию речи с движением, мимические мышцы лица;

          воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование:  картинки с изображением ягод,  зеркала, тетради, карандаши, мяч.

                                                 Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовет названия деревьев.

       2. Артикуляционная гимнастика.

«Окошко»

«Домик открывается»

«Слоник»

«Часики»

       3.Развитие мимических мышц лица.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Закрываю правый глаз, закрываю левый глаз.

Широко глаза открою, на округу погляжу,

А затем наморщу нос. На кого же я похож?

      4. Объявление темы  занятия.

Логопед: Ребята, назовите одним словом: малина, клюква, ежевика, черника, крыжовник (ягоды). Мы сегодня с вами побеседуем о ягодах.

     5. Основная часть.

          Упражнение «Скажи какая ягода»

Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.

Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

         Игра  «Чего не стало?»

- Посмотрите на картинки, внимательно.

Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?
        Игра «Большой — маленький»

ягода- ягодка                         малина — малинка
земляника – земляничка        черника — черничка

куст- кустик                          клюква — клюковка
лист- листочек                      птица- птичка
цветок- цветочек                  ветка- веточка

            Игра «Что приготовим?» (по картинкам)

- Из ягод можно приготовить: компот, варенье, сок, желе, морс.

Что вы приготовите из ягод?

Я приготовлю  из малины малиновое желе.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничный компот.

6. Пальчиковая гимнастика «Садовые ягоды»»

Ягоды растут в саду,

Их сейчас я назову:

Есть смородина, малина,

Черноплодная рябина,

Есть крыжовник, виноград,

Вишня зреет для ребят.

Есть клубника, ежевика,

Есть черешня, облепиха.

Солнца ягоды напьются –

Вкусным соком в рот прольются.        

Перечисляя названия садовых ягод, дети загибают по очереди пальцы – сначала на одной, а потом на другой руке.

Поднимают руки вверх и опускают их.

Имитируют движения.

7. Речь с движением  «Ягоды»

Мы по ягоды идем

И ведро с собой несем.

Мы кладем туда бруснику,

Землянику и чернику,

Голубику и морошку,

Клюкву кислую немножко.

А теперь домой идем,

Много ягод мы несем.

Дети маршируют по помещению.

Произнося название ягоды, дети наклоняются на ударный слог.

Дети маршируют.

8. Развитие связной речи

         «Придумай предложение о ягодах»

-Ребята. Посмотрите на картинки. Каждый из вас выберет себе ягодку и придумает о ней предложение. Я помогу вам:

Мы собрали много клюквы.

В лесу растет много земляники.

На кустиках поспевает черника.

Мама сварила варенье из малины.

Папа привез из леса много брусники.

        Составление описательных рассказов по плану.

Как называется?

Где растет?

Какая на вид, на вкус?

Что из нее готовят?

     9.  Работа в тетрадях

Дети выполняют штриховку ягод.

     10. Итог  занятия.

Вспомнить о чём говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Проект НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные». Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

Проект разработан, как зачетная работа, по модулю «Методика и практика коррекционно-развивающего образования детей с ОВЗ».Будет полезен учителям-логопедам, работающим  по методик...

Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»

Конспект группового занятия  учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»...

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лес. Лиственные и хвойные деревья»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения по закреплению у детей о лиственных и хвойных деревьях, развитию лексико-грамматического строя и связной речи....

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием мнемотехники.

Нозологическая группа (психолого-педагогическая характеристика детей): дети с тяжелыми нарушениями речиТема: «Наши папы»Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой деяте...