Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук Ц» в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шибкова Инесса Владимировна

 

 Конспект направлен на развитие правильного произношения звука "Ц" в разных частях слова, на развитие творческого воображения, фонематического слуха и мелкой моторики пальцев рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_ts.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук Ц» в средней группе

Цель: автоматизировать звук [ц].

Основные задачи:

-упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)

-совершенствовать интонационную выразительность речи

- совершенствовать фонематические процессы;

- развивать речевое дыхание;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

- воспитывать усидчивость.

Материалы и оборудование: картинки: (цыпленок, курица с цыплятами, заяц, лисица с лисятами, волчица с волчатами, медведица  с медвежатами, овца, цветок, курица, заяц, яйцо, огурец, акация, дворец, царь), муляж перца, блюдце, шприц, мотоцикл, мягкая игрушка цыпленок.

Создание условий для самостоятельной деятельности: подготовка раздаточного материала.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Воспитатель:

Доброе утро, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся со звуком «Ц» и  будем тренироваться в произношении звука Ц.

Но сначала поиграем с нашим язычком.

Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка» (предложить детям выполнять действия согласно тексту)

 Проснулся язычок, а вокруг темно. Решил он  поискать себе друзей. «Подружусь-ка я со щёчками!». В одну щечку постучал два раза, затем в другую постучал. «Щёчки, давайте дружить?» - предложил язычок. «С удовольствием!» - ответили щёчки. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел зубки, и я ему так захотелось, и с ними подружиться. Зубки потихоньку постукивали друг об друга. Зубки решили поиграть с язычком и стали потихоньку его покусывать.  Язычок испугался и  спрятался за зубки. Зубки пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки ни с кем не дружат?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы станем хорошими друзьями». С тех пор язычок дружил, и со щёчками, и с зубками.

Гулял язычок в лесу и встретились ему два сверчка: старый и молодой. И решили они спеть песенку. Старый сверчок поёт медленно (произносить звук [ц] отрывисто, но медленно: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц). А молодой сверчок поёт быстро (произносить звук [ц] отрывисто, но быстро: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц).

2. Основной этап.

На улице кто-то гуляет, послушайте загадку и ответьте кто же это.

Вылез птенчик из скорлупки,
Просит зернышек и крупки.
Голосок пока что тонок.
Это желтенький…(цыпленок)

Кто же это гуляет? Давайте позовем вместе? Цып-цып. (Дети зовут цыпленка)

Прибежал цыпленок (появляется мягкая игрушка цыпленка)

Цыпленок:

Здравствуйте, ребята! Я цыпленок Цыпа!

Дети (здороваются).

Воспитатель:

Цыпа, оставайся с нами на занятии! Мы расскажем тебе о звуке «Ц»

Цыпленок:

С удовольствием! Тем более в моем имени живет звук «Ц»!

Воспитатель:

Ребята, а давайте покажем цыплёнку гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Цыплята».

Вышла курочка гулять

(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

(хлопают в ладоши),

Не ходите далеко

(грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите

(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите»

(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.).

Воспитатель:

Ребята, предлагаю поиграть.

Игра « Хлопни, когда услышишь в слове звук [Ц]».

Заяц.

Лошадь.

Леденец.

Собака.

Огурец.

Помидор.

Актер.

Дворец.

Врач.

Цветок.

Если дети не справляются, выделяю голосом, акцентируя на звуке «Ц», в конце слов.

Какие вы молодцы! Все справились с заданием!

Цыпленок:

У каждого из нас есть мама. И у меня тоже есть, кто это?

Дети: 

Курица

Показ картинки.

Воспитатель:

Правильно, курица! Предлагаю поиграть с мячом. Я называю детёныша, а вы – маму.

У ослика?- ослица.  

У птенчика- птица.        

У волчонка- волчица.
У лисёнка – лисица.
У цыплёнка – курица.
У медвежонка- медведица.

Физкультминутка:

Шёл цыплёнок по дорожке ц-ц-ц-ц (дети шагают на месте, выполняя движения руками)

У него устали ножки ц-ц-ц-ц

Отдохнуть решил немножко ц-ц-ц-ц

Сел цыплёнок на пенёк, посидел совсем чуток (дети присели на корточки)

И снова в путь отправился (дети шагают на месте, выполняя движения руками)

Воспитатель:

Ребята, сейчас мы с вами выучим скороговорку и повторим ее вместе. Готовы?

Цыпленок и курица
Пьют водицу на улице.

Чистоговорка:

ЦА –ЦА-ЦА – вот идёт овца.

ЦУ –ЦУ –ЦУ –накормлю овцу.

ЦЫ –ЦЫ –ЦЫ – несу сено для овцы.

ЦЕ –ЦЕ –ЦЕ –сена дам овце.

ЦО-ЦО-ЦО - вытираю я лицо.

Игра «Один-много»

Огурец-огурцы.

Овца-овцы.

Цветок-цветы.

Кольцо – кольца.

Лисица-лисицы.

Боец-бойцы.

А сейчас посмотрите на картинки на ваших столах и послушайте задание:

«Назовите предметы нарисованные на картинке и обведите те из них, в которых слышится звук «ц»

Один ребёнок проговаривает ход выполнения  у  доски - остальные дети выполняют задание на своих местах.

Все славно поработали.

Воспитатель:

Нашему цыпленку Цыпе пора отправляться к своей маме, но напоследок помогите ему правильно вставить словечко. Поможем?

Доскажи словечко:

1)  Капают, капают на болото капли.
     Бегают, бегают по болоту ...

2)  За кошкой бежит  котёнок,
    За курицей — ...

3)  Я хочу вплести в венок
    Яркий маленький ...

Воспитатель:

Молодцы ребята! Наше занятие подошло к концу! Поднимите руки те, кому понравилось занятие!  

Рефлексия:

Что мы сегодня делали на занятии?

Кто к нам в гости приходил? С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам больше всего понравилось на занятии и что не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’].

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [з] и [з’]....

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «Ц» в средней группе

Цели: Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука  «Ц» изолированно, в слогах, словах и предложениях.Задачи:Образовательная:·...

Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звуки [л]-[л’]» (средняя группа)

Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звуки [л]-[л’]» (средняя группа)...

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «Ц» в средней группе

Конспект НОД "Звуковая культура речи". Звук "Ц" в средней группе...

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «Ш» в средней группе

Учить правильно произносить звук «Ш» в слогах и словах, согласовывать существительные с числительными, находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе «Звук К-КЬ. Цветы»

Занятия по звуковой культуре речи позволит совершенствовать фонематическое восприятие детей, и создать условия для формирования звуковой культуры речи....