«Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;
2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
3. Закрепление правильного произношения звука Ш ( в изолированном произношении, в слогах, в словах);
4. Развитие фонематического слуха;
5. Развитие мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inintegrirovannoe_logopedicheskoe_zanyatie_po_korrektsii_zvukoproiznosheniya.docx | 40.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа
«Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения».
Тема: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах у ребенка с дизартрией.»
Цель:
- Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;
- Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
- Закрепление правильного произношения звука Ш ( в изолированном произношении, в слогах, в словах);
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие мелкой моторики.
Задачи:
- развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционный аппарат;
- развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие;
- закреплять навык автоматизации звука Ш в слогах, словах;
- повышать общий тонус организма путем мышечной стимуляции.
Оборудование:
игрушка – мишутка; карта «Путешествие маленького мишки»; предметные картинки для автоматизации звука; набор картинок для артикуляционной гимнастики; трафаретные изображения листьев с нарисованными на них картинками; доски-полоски картона с предметными изображениями на одной стороне.
Ход занятия по этапам.
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I. Организационный момент. II. Основная часть. 1.Артикуляционная гимнастика: 2.Самомассаж лица «Озорные мишки». 3. изолированное произнесение звука. 4. автоматизация звука ш в слогах 5. Автоматизация звука ш в словах 6. Развитие фонематического слуха 7.Развитие мелкой моторики рук. 8. Итог занятия | отгадай загадку: От осени до весны Выполнить правильную артикуляцию звука Массаж щек,губ,языка Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук. Логопед раскладывает на столе кучкой шесть картинок. Аппликация из геометрических фигур «Мишка» | Логопед: - А как мы можем назвать ласково? Логопед: - сегодня я расскажу тебе об одном мишутке. Послушай, как звучит слово: «Миш-ш-шутка». Какой звук я выделила? Какой это звук? Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука Ш губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – теплая. Логопед: Сегодня ты с нашим маленьким мишуткой отправишься в небольшое путешествие. Он даже оставил карту, которая покажет дорогу. Посмотри, что здесь нарисовано? Логопед: В этом домике за высоким забором живет мишка. Мишка проснулся, открыл окошечко и вышел на крыльцо (упражнение «Лопатка»). Ветерок дует на мишку. Пришлось мишке надеть теплую кофточку. Пошел мишка пить чай из чашечки. Выпил одну чашечку чая ( упр. «Чашечка»), другую, третью. Потом мишка поиграл немного с пушинкой (упр. «Фокус») и пошел к двери, к своим друзьям мишуткам (упр. «Парус»). ПРИМЕЧАНИЕ №1 Логопед. Поиграл мишутка с друзьями и пожал дальше по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ним и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мишкой шуршите погромче, чтобы его закончить: Мы… ду… камы… малы… каранда…. Логопед: Посмотри куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мишка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они: Ша-шу-ша; Ше-ша-шу; Ши-шо-ши; Ша-ши-шо. А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает: Аш-аш; ош-ош; уш-уш; ыш-ыш. Логопед. Мишутка захотел подружиться с уткой и рассказал ей стихотворение, но сильно разволновался и все перепутал… Помоги мишутке исправить ошибки: С другом мы играли в …Чашки, Пили чай из белой…Шашки! Вылезла из норки…Шишка, На нее упала… Мышка! Петухи, затеяв…Шпоры, Грозно поднимают… Споры! Мы с сестрой посуду..Шили, И наряды куклам…Мыли! Модница надула…Шубы Не подходят ей все…Губы! Горько плачет бедный…Шарик, Улетел воздушный…Гарик! Логопед. Утка рассказала мишутке, что собирается на юг. И отправился мишутка дальше по дорожке, но чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш. Выбери нужный картинки и выложи их в виде дорожки. Вот и домик мишутки. Но что бы подойти к домику надо перейти речку. Подошли мы к реке а моста нет только доски какие-то лежат. Давай разберем эти доски может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положить те картинки, в названии которых звук Ш в начале слова , в центре- если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.
Логопед: наша прогулка подошла к концу. Мы погуляли в осеннем лесу, а с кем мы сегодня путешествовали? Давай выложим из геометрических фигур мишутку. Логопед. Нам пора прощаться с мишуткой. Ты сегодня очень хорошо помогал ему! А какой звук помогал тебе на нашем занятии? | Ребенок: мишутка. Ребенок: (Ш). (Всегда твердый согласный, глухой). Ребенок: Домик. Ребенок выполняет упражнения Ребенок произносит звук Ш. Ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки. Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев. Ребенок исправляет ошибки Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком. Ребенок раскладывает картинки- доски в зависимости от места звука в слове. Ребенок делает аппликацию. | собрать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия закрепить артикуляцию звука укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта. закрепить изолированное произнесение звука. Автоматизировать звук ш в слогах Автоматизировать звук ш в словах, учить определять наличие звука в словах. Продолжать учить определять место звука Ш в словах Развивать мелкую моторику, внимание. Определить результатив- ность занятия |
- Организационный момент.
- отгадай загадку:
От осени до весны
Видит красочные сны.
За едой он не встает,
Только лапу, знай, сосет.(медведь)
Логопед: - А как мы можем назвать ласково?
Ребенок : - мишутка.
- Основная часть.
Логопед: - сегодня я расскажу тебе об одном мишутке. Послушай , как звучит слово: «Миш-ш-шутка». Какой звук я выделила? (Ш).
Какой это звук? (Всегда твердый согласный, глухой). Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука Ш губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – теплая.
- Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Сегодня ты с нашим маленьким мишуткой отправишься в небольшое путешествие. Он даже оставил карту, которая покажет дорогу. Посмотри, что здесь нарисовано?
Ребенок : Домик.
Логопед: В этом домике за высоким забором живет мишка.
Мишка проснулся, открыл окошечко и вышел на крыльцо (упражнение «Лопатка»). Ветерок дует на мишку. Пришлось мишке надеть теплую кофточку. Пошел мишка пить чай из чашечки. Выпил одну чашечку чая
( упр. «Чашечка»), другую, третью. Потом мишка поиграл немного с пушинкой (упр. «Фокус») и пошел к двери, к своим друзьям мишуткам (упр. «Парус»).
- Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта. При повышенном тонусе мышц – спастическая форма дизартрии, язык напряжён, оттянут кзади, спинка языка изогнута, кончик языка не выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ затруднены, то при массировании мышц щёк рефлекторно расслабляются мышцы языка.
ПРИМЕЧАНИЕ №1
Самомассаж лица «Озорные мишки».
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.♣
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки,
Детки в ряд сидят.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем.
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки,
Детки в ряд сидят.
Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 мин.♣
А теперь по кругу щечки
Дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьем.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щечек
Нужно делать всем!
Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом - круги на лбу, также считая до 30. Делать по 1 разу.♣
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Четко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
Чтобы думали получше
Озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не за♣крывая глаз. Делать 1 мин.
Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки
Нарисуем поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.♣
Точка 1 Чуть ниже крыльев носа. Справа и слева.
Мы подушечками пальцев
В точки попадем:
Так курносому мишутке
Носик разомнем.
Раз, два, три - скажу, четыре
Точка 2 Чуть выше крыльев носа, тоже справа и слева
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем!
Мы подушечками пальцев
В точки попадем:
Точка 1
Так курносому мишутке
Носик разомнем.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Точка 2
Нужно делать всем.
Мы подушечками пальцев
В точки попадем:
Так курносому мишутке
Носик разомнем.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Делать по 10 раз.♣
Мишка, мишка, рот открой!
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой!
И направо двинь щекой…
Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущен ы вдоль туловища.♣
Ох, устали наши мишки,
Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа
Будет для ребят.
- Логопед. Поиграл мишутка с друзьями и пожал дальше по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш.
Давай пойдем за ним и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мишкой шуршите погромче, чтобы его закончить:
Мы… ду… камы… малы… каранда….
Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук.
- Посмотри куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мишка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:
Ша-шу-ша;
Ше-ша-шу;
Ши-шо-ши;
Ша-ши-шо.
Ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки.
А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:
Аш-аш; ош-ош; уш-уш; ыш-ыш.
Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев.
- Логопед. Мишутка захотел подружиться с уткой и рассказал ей стихотворение, но сильно разволновался и все перепутал…
Помоги мишутке исправить ошибки:
С другом мы играли в …Чашки,
Пили чай из белой…Шашки!
Вылезла из норки…Шишка,
На нее упала… Мышка!
Петухи, затеяв…Шпоры,
Грозно поднимают… Споры!
Мы с сестрой посуду..Шили,
И наряды куклам…Мыли!
Модница надула…Шубы
Не подходят ей все…Губы!
Горько плачет бедный…Шарик,
Улетел воздушный…Гарик!
- Логопед. Утка рассказала мишутке, что собирается на юг. И отправился мишутка дальше по дорожке, но чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш. Выбери нужный картинки и выложи их в виде дорожки.
Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком.
- Вот и домик мишутки. Вошел мишка в дом и стал сочинять стихи. А чтобы мишутки было легче, подскажи ему последнее словечко.
Рисуют дружно малыши,
У них в руках….. карандаши.
Носит яркий гребешок
Наш веселый… петушок.
Вот бежит малышка-
Серенькая… мышка.
Зашуршали тихо шины-
Это едет к нам… машина.
- Итог занятия:
Логопед. Нам пора прощаться с мишуткой. Ты сегодня очень хорошо помогал ему! А какой звук помогал тебе на нашем занятии?
Ребенок. Ш-ш-ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения.
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения.тема: « Звук С в начале слова» ( логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста)...
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения. Конспект занятия по теме: «Профессии. Звуки (Р) – (Рь)»
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения на тему "Профессии. Звуки Р - Р".Конспект состоит из планирования и речевого материала....
Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов.
Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов....
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения Тема: «Звуки М, Мь. Буква М» «Семья»
Цель: Познакомить с новыми звуками М, Мь и буквой М на материале лексической темы "Семья"....
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Произношение звука С в самостоятельной речи.Цель: Закреплять правильное произношение звука "С", развивать связную речь....
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему "Звук Ш в словах и словосочетаниях. Одежда"
Конспект индивидуального занятия для ребёнка среднего дошкольного возраста. Цель предлагаемого занятия: автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях, а также расширить словарный запас по теме "О...
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения (коррекция звукопроизношения + развитие речи) «Сказочный звук С. Звук С в словах и словосочетаниях»
Конеспект занятия по автоматизации звука С в словах и словосочетаниях....