«Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сафонова Светлана Александровна

1.     Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2.     Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3.     Закрепление правильного произношения звука Ш ( в изолированном произношении, в слогах, в словах);

4.     Развитие фонематического слуха;

5.     Развитие мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая работа

 «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения».

Тема: «Автоматизация звука Ш в слогах, словах у ребенка с дизартрией.»

Цель:

  1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;
  2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
  3. Закрепление правильного произношения звука Ш ( в изолированном произношении, в слогах, в словах);
  4. Развитие фонематического слуха;
  5. Развитие мелкой моторики.

Задачи:

  1. развивать тонкую моторику пальцев рук и артикуляционный аппарат;
  2. развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие;
  3. закреплять навык автоматизации звука Ш в слогах, словах;
  4. повышать общий тонус организма путем мышечной стимуляции.

Оборудование:

 игрушка – мишутка; карта «Путешествие маленького мишки»; предметные картинки для автоматизации звука; набор картинок для артикуляционной гимнастики; трафаретные изображения  листьев с нарисованными на них картинками; доски-полоски картона с предметными изображениями на одной стороне.

 Ход занятия по этапам.

Этапы

занятия

Виды

работы

на этапе

Деятельность

педагога

Деятельность

ребенка

Какие задачи

решались

в ходе

выполнения

заданий

I.

Организационный момент.

II.

Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика:

2.Самомассаж лица «Озорные мишки».

3.

изолированное произнесение звука.

4.

автоматизация звука ш в слогах

5.

Автоматизация звука ш в словах

6.

Развитие фонематического слуха

7.Развитие мелкой моторики рук.

8.

Итог занятия

отгадай загадку:

 От осени до весны
Видит красочные сны.
За едой он не встает,
Только лапу, знай, сосет. (медведь)

Выполнить правильную артикуляцию звука

Массаж щек,губ,языка

Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук.

Логопед раскладывает на столе кучкой шесть картинок.

Аппликация из геометрических фигур «Мишка»

Логопед: - А как мы можем назвать ласково?

Логопед: - сегодня я расскажу  тебе об одном мишутке. Послушай, как  звучит слово: «Миш-ш-шутка». Какой звук я выделила?

Какой это звук? Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука Ш губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – теплая.

Логопед: Сегодня  ты с нашим маленьким мишуткой отправишься в небольшое  путешествие. Он даже оставил карту, которая покажет дорогу. Посмотри, что здесь нарисовано?

Логопед: В этом  домике за высоким забором живет мишка.

Мишка проснулся, открыл окошечко и вышел на крыльцо (упражнение «Лопатка»). Ветерок дует на мишку. Пришлось мишке надеть теплую кофточку. Пошел мишка пить чай из чашечки. Выпил одну чашечку чая

 ( упр. «Чашечка»), другую, третью. Потом мишка поиграл немного с пушинкой (упр. «Фокус») и пошел к двери, к своим друзьям мишуткам (упр. «Парус»).

ПРИМЕЧАНИЕ №1

Логопед. Поиграл мишутка с друзьями  и пожал дальше по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш.

Давай пойдем за ним и пошуршим,  как листочки.  Я буду начинать слово, а вы с мишкой шуршите погромче, чтобы его закончить:

Мы…     ду…  камы…  малы…  каранда….

Логопед:

Посмотри куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мишка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:

Ша-шу-ша;

Ше-ша-шу;

Ши-шо-ши;

Ша-ши-шо.

А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:

Аш-аш;   ош-ош;  уш-уш;  ыш-ыш.

Логопед. Мишутка захотел подружиться с уткой и рассказал ей стихотворение, но сильно разволновался и все перепутал…

Помоги мишутке исправить ошибки:

С другом мы играли в …Чашки,

Пили чай из белой…Шашки!

Вылезла из норки…Шишка,

На нее упала… Мышка!

Петухи, затеяв…Шпоры,

Грозно поднимают… Споры!

Мы с сестрой посуду..Шили,

И наряды куклам…Мыли!

Модница надула…Шубы

Не подходят ей все…Губы!

Горько плачет бедный…Шарик,

Улетел воздушный…Гарик!

Логопед. Утка рассказала мишутке, что собирается на юг. И отправился мишутка дальше по дорожке, но чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш.  Выбери нужный картинки и выложи их в виде дорожки.

Вот и домик мишутки. Но что бы подойти к домику надо перейти речку. Подошли мы к реке а моста нет только доски какие-то лежат. Давай разберем эти доски может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положить те картинки, в названии которых звук  Ш в начале слова , в центре- если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.

 

Логопед: наша прогулка подошла к концу. Мы погуляли в осеннем лесу, а с кем мы сегодня путешествовали? Давай выложим из геометрических фигур мишутку.

Логопед. Нам пора прощаться с мишуткой. Ты сегодня очень хорошо помогал ему! А какой звук помогал тебе на нашем занятии?

Ребенок:  мишутка.

Ребенок: (Ш).

(Всегда твердый согласный, глухой).

Ребенок: Домик.

Ребенок выполняет упражнения

Ребенок произносит звук Ш.

Ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки.

Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев.

Ребенок исправляет ошибки

Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком.

Ребенок раскладывает картинки- доски в зависимости от места звука в слове.

Ребенок делает аппликацию.

 собрать  детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия

закрепить артикуляцию звука

укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта. 

закрепить

изолированное произнесение звука.

Автоматизировать звук ш в слогах

Автоматизировать звук ш в словах, учить определять наличие звука в словах.

Продолжать учить определять место звука Ш в словах

Развивать мелкую моторику, внимание.

Определить результатив-

ность занятия

  1. Организационный момент.

- отгадай загадку:

От осени до весны
Видит красочные сны.
За едой он не встает,
Только лапу, знай, сосет.(медведь)

Логопед: - А как мы можем назвать ласково?

Ребенок :  - мишутка.

  1. Основная часть.

Логопед: - сегодня я расскажу  тебе об одном мишутке. Послушай , как  звучит слово: «Миш-ш-шутка». Какой звук я выделила? (Ш).

Какой это звук? (Всегда твердый согласный, глухой). Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука Ш губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – теплая.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Сегодня  ты с нашим маленьким мишуткой отправишься в небольшое  путешествие. Он даже оставил карту, которая покажет дорогу. Посмотри, что здесь нарисовано?

Ребенок : Домик.

Логопед: В этом  домике за высоким забором живет мишка.

Мишка проснулся, открыл окошечко и вышел на крыльцо (упражнение «Лопатка»). Ветерок дует на мишку. Пришлось мишке надеть теплую кофточку. Пошел мишка пить чай из чашечки. Выпил одну чашечку чая

 ( упр. «Чашечка»), другую, третью. Потом мишка поиграл немного с пушинкой (упр. «Фокус») и пошел к двери, к своим друзьям мишуткам (упр. «Парус»).

  1.  Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта.  При повышенном тонусе мышц  – спастическая форма дизартрии, язык напряжён, оттянут кзади, спинка языка изогнута, кончик языка не выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ затруднены,  то при массировании  мышц щёк рефлекторно расслабляются мышцы языка.

ПРИМЕЧАНИЕ №1

Самомассаж лица «Озорные мишки».


 Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки,
Детки в ряд сидят.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем.
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки,
Детки в ряд сидят.
 Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 мин.
А теперь по кругу щечки
Дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьем.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щечек
Нужно делать всем!
 Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом - круги на лбу, также считая до 30. Делать по 1 разу.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Четко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
Чтобы думали получше
Озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
 Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 мин.

Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки
Нарисуем поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!

 Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.
Точка 1 Чуть ниже крыльев носа. Справа и слева.
Мы подушечками пальцев
В точки попадем:
Так курносому мишутке
Носик разомнем.
Раз, два, три - скажу, четыре
Точка 2 Чуть выше крыльев носа, тоже справа и слева
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем!
Мы подушечками пальцев
В точки попадем:
Точка 1
Так курносому мишутке
Носик разомнем.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Точка 2
Нужно делать всем.
Мы подушечками пальцев
В точки попадем:
Так курносому мишутке
Носик разомнем.
 Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Делать по 10 раз.
Мишка, мишка, рот открой!
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой!
И направо двинь щекой…
Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущен ы вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки,
Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа
Будет для ребят.

  1. Логопед. Поиграл мишутка с друзьями  и пожал дальше по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш.

Давай пойдем за ним и пошуршим,  как листочки.  Я буду начинать слово, а вы с мишкой шуршите погромче, чтобы его закончить:

Мы…     ду…  камы…  малы…  каранда….

Логопед показывает и называет листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук.

  1. Посмотри куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мишка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:

Ша-шу-ша;

Ше-ша-шу;

Ши-шо-ши;

Ша-ши-шо.

Ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки.

А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:

Аш-аш;   ош-ош;  уш-уш;  ыш-ыш.

Ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев.

  1. Логопед. Мишутка захотел подружиться с уткой и рассказал ей стихотворение, но сильно разволновался и все перепутал…

Помоги мишутке исправить ошибки:

С другом мы играли в …Чашки,

Пили чай из белой…Шашки!

Вылезла из норки…Шишка,

На нее упала… Мышка!

Петухи, затеяв…Шпоры,

Грозно поднимают… Споры!

Мы с сестрой посуду..Шили,

И наряды куклам…Мыли!

Модница надула…Шубы

Не подходят ей все…Губы!

Горько плачет бедный…Шарик,

Улетел воздушный…Гарик!

  1. Логопед. Утка рассказала мишутке, что собирается на юг. И отправился мишутка дальше по дорожке, но чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш.  Выбери нужный картинки и выложи их в виде дорожки.

Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком.

  1. Вот и домик мишутки. Вошел мишка в дом и стал сочинять стихи. А чтобы мишутки было легче, подскажи ему последнее словечко.

Рисуют дружно малыши,

У них в руках….. карандаши.

Носит яркий гребешок

Наш веселый… петушок.

Вот бежит малышка-

Серенькая… мышка.

Зашуршали тихо шины-

Это едет к нам… машина.

  1. Итог занятия:

Логопед. Нам пора прощаться с мишуткой. Ты сегодня очень хорошо помогал ему! А какой звук помогал тебе на нашем занятии?

Ребенок. Ш-ш-ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения.

Конспект  интегрированного логопедического занятия по коррекции  звукопроизношения.тема: « Звук С в начале слова» ( логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста)...

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения. Конспект занятия по теме: «Профессии. Звуки (Р) – (Рь)»

Интегрированное  логопедическое  занятие  по  коррекции звукопроизношения  на тему "Профессии. Звуки Р - Р".Конспект состоит из планирования и речевого материала....

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов.

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов....

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения Тема: «Звуки М, Мь. Буква М» «Семья»

Цель: Познакомить с новыми звуками М, Мь и буквой М на материале лексической темы "Семья"....

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Тема:  Произношение звука С в самостоятельной речи.Цель: Закреплять правильное произношение звука "С",  развивать связную речь....

Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему "Звук Ш в словах и словосочетаниях. Одежда"

Конспект индивидуального занятия для ребёнка среднего дошкольного возраста. Цель предлагаемого занятия: автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях, а также расширить словарный запас по теме "О...