Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему "Звук Ш в словах и словосочетаниях. Одежда"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
Конспект индивидуального занятия для ребёнка среднего дошкольного возраста. Цель предлагаемого занятия: автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях, а также расширить словарный запас по теме "Одежда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_zanyatiya_zvuk_sh._odezhda.docx | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему:
« Звук Ш в словах и словосочетаниях. Одежда»
(индивидуальное занятие для ребёнка среднего дошкольного возраста)
Цель:
- автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях;
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Одежда».
Задачи:
коррекционно-развивающие:
• корригировать произношение звука Ш в словах и словосочетаниях;
• развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
• корригировать и развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание;
• развивать мелкую моторику кистей рук;
• развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движениями;
• развивать внимание, память, логическое мышление;
• корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости);
образовательные:
• уточнять и расширять словарный запас по теме «Одежда»;
• формировать у ребёнка представления о том, из каких материалов шьют предметы одежды; как одежда различается по сезонам и назначению;
• обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои;
• обучать умению образовывать относительные и качественные прилагательные;
воспитательные:
• воспитывать интерес ребёнка к словам педагога, к играм и упражнениям, к занятию в целом;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать нравственные качества: умение делиться с другими, доводить начатое до конца, бережное отношение к пособиям, трудолюбие;
здоровьесберегающие:
• планировать объём материала с учетом работоспособности ребёнка;
• соблюдать правильную посадку ребёнка;
• способствовать созданию благоприятного психологического климата;
• соблюдать режим охраны зрения;
• чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
- игрушка «Мишка», одетый в рубашку, шорты, шарф и шапку;
- картинки с изображением предметов одежды;
- образцы материалов (кожа, мех, шёлк, трикотаж, хлопок);
- мяч небольшого размера;
- флажок из лёгкой ткани;
- картинки (среднего размера) с изображением рубашки и платья + маленькие контурные картинки, в названии которых есть звук Ш (для игры «Укрась одежду»);
- предметные картинки с изображением игрушек, в названии которых есть звук Ш;
- индивидуальная рабочая тетрадь ребёнка с заданиями;
- наклейки, памятная карточка «Отлично».
Ход занятия
Этапы занятия. Виды работы на этапе. | Деятельность педагога | Деятельность ребёнка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I. Оргмомент. Создание конфликтной ситуации. | - Логопед приветствует ребёнка и сообщает, что сегодня к ним на занятие придёт гость. Для того чтобы узнать, кто это, нужно отгадать загадку (приложение 1). - Педагог показывает игрушечного мишку и говорит, что Мишка пришёл на занятие, чтобы послушать, как ребёнок произносит звук Ш, а также узнать, что он знает о предметах одежды. | - Ребёнок отгадывает загадку. - Ребёнок знакомится с Мишкой. | Заинтересовать и организовать ребёнка, настроить его на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
II. 1. Проверка домашнего задания. | Педагог от лица персонажа – Мишки – предлагает пройти «лабиринт»: перемещаясь по стрелкам, называть картинки, в названии которых есть звук Ш, по 2 раза. За выполнение задания ребёнок получает наклейку в рабочую тетрадь. | Ребёнок называет картинки, правильно произнося звук Ш в словах. | Выяснить, насколько корригировано произношение звука Ш в словах в различной позиции. |
II. 2. Актуализация знаний. Д/и «Во что одет Мишка?» | Логопед просит ребёнка внимательно рассмотреть Мишку и назвать, во что он сегодня одет. Далее предлагает вспомнить, как эти предметы можно назвать одним словом и где их можно приобрести. | Ребёнок называет, во что одет Мишка (рубашка, шапка, шарф, шорты), вспоминает обобщающее понятие - «одежда» | Привлечь внимание ребёнка. Актуализировать знания по теме занятия. |
II. 3. Сообщение темы занятия. Изучение нового материала. Д/и с мячом «Какая это одежда?» Дыхательное упражнение «Подуй на флажок» | - Педагог сообщает ребёнку, что сегодня на занятии они вместе с Мишкой отправятся в магазин, где продаётся одежда. Будут продолжать учиться правильно произносить звук Ш. - Взрослый предлагает ребёнку рассказать Мишке, какие предметы одежды можно купить в магазине. - Логопед рассказывает ребёнку, что одежду шьют из различного материала (из кожи, шёлка, меха, хлопка, трикотажа и т.д.), показывая соответствующие образцы. Затем объясняет, что одежда различается по сезонам, по тому, кому она предназначена и с какой целью используется. - Педагог предлагает поиграть с мячом: бросает мяч ребёнку, задавая вопросы, например, «куртка из кожи – это какая куртка?», «плащ для осени - …, кофта для женщины - … и т.д.» Логопед от лица Мишки предлагает подуть на флажок, закреплённый на палочке, контролируя правильность выдоха. | - Ребёнок вспоминает правильную артикуляцию звука Ш. - Воспитанник показывает и называет все предметы одежды, изображённые на картинках. - Ребёнок смотрит и слушает. - Ребёнок возвращает мяч и отвечает на вопросы педагога, например, «кожаная куртка, осенний плащ, женская кофта и т.д.» Ребёнок выполняет предложенное упражнение. | - Определить уровень осведомлённости ребёнка о правильном произношении звука Ш. - Обогатить словарный запас по теме занятия. Сформировать навык ответа на вопрос полным предложением: «В магазине продаётся платье. И т.д.» - Познакомить воспитанника с материалами, из которых шьют одежду, с видами одежды по сезонам и по назначению. Пополнить его знания и словарный запас по теме. - Сформировать навык образовывать прилагательные относительные и качественные. Продолжать формировать правильный речевой выдох. |
II.4. Закрепление изученного материала. - Д/и «Украсим одежду»
- Пальчиковая гимнастка «В нашей избушке» (приложение 2)
- Д/и «Жадина» - Динамическая пауза «Шапка» (приложение 3) Речедвигательная ритмика. | - Сначала логопед предлагает ребёнку показать и назвать детали рубашки и платья (по большим предметным картинкам), а затем - украсить их вышивкой. Взрослый предлагает ребёнку выполнить движения по тексту стихотворения, по возможности запомнить и повторить слова упражнения. - Педагог рассказывает, что Мишке так понравилась одежда в магазине, что он решил её присвоить себе и превратился в настоящего жадину. Логопед спрашивает ребёнка, как Мишка говорил про свою одежду. - Взрослый задаёт вопрос воспитаннику, хорошо ли быть жадным и просит объяснить, почему. - Логопед предлагает ребёнку выполнить движения по тексту стихотворения, по возможности запомнить и повторить слова упражнения. | - Ребёнок показывает и называет детали одежды. Затем поочерёдно выбирает маленькие контурные картинки, в названии которых есть звук Ш, и кладёт их на изображение рубашки или платья, комментируя: «На платье – вишенки. На рубашке – неваляшка. И т.д.» Ребёнок выполняет упражнение, повторяя движения и слова за педагогом. - Ребёнок отвечает: «Это моя рубашка. Это моя куртка» и т.д.
- Ребёнок размышляет и пытается объяснить Мишке, почему быть жадным плохо. - Воспитанник выполняет упражнение вместе с педагогом. | - Обогатить словарь по теме занятия. Закрепить правильное произношение звука Ш в словах и словосочетаниях. Продолжать развивать мелкую моторику. - Сформировать навык согласования сущ-ых с местоимениями мой, моя, моё, мои. - Продолжить работать над нравственным воспитанием ребёнка. - Продолжить развивать общую моторику, координацию речи с движениями. |
II. 5. Контроль знаний и умений. Д/и «Помоги Мишке отыскать друзей» | Педагог сообщает, что Мишка всё понял и исправился. Он решил всегда делиться со своими друзьями. Мишка очень любит звук Ш, поэтому дружит только с теми игрушками, в названии которых есть этот звук. Логопед предлагает ребёнку предметные картинки, просит назвать их и выбрать только те, в названии которых есть звук Ш. | Ребёнок выполняет задание педагога: называет картинки и отбирает только те, в названии которых есть звук Ш. При этом обязательно контролирует правильное произношение звука Ш. | Проверить навык сформированности правильного произношения звука Ш в словах. |
III. 1. Итог занятия. Оценка деятельности ребёнка. | Педагог сообщает ребёнку, что Мишка благодарит ему за активную работу на занятии и прощается с ним. Затем просит вспомнить, где они были вместе с Мишкой, о чём говорили, в какие игры они играли и какой звук учились правильно произносить. Логопед оценивает работу ребёнка на занятии, хвалит его и вручает памятную карточку «Отлично». | Ребёнок вспоминает и отвечает на вопросы педагога полными предложениями; ещё раз уточняет правильную артикуляцию звука Ш. | Обобщить тему занятия. Развить память. |
III. 2. Домашнее задание | Педагог предлагает ребёнку задания: - на автоматизацию звука Ш в словах и словосочетаниях (вклеивает в рабочую тетрадь – упражнение «Аналогии» из альбома Комаровой Л.А.); - лексико-грамматические задания по теме «Одежда» (по альбому Н.Э. Теремко-вой) | Ребёнок получает домашнее задание, внимательно слушает объяснения педагога. | Закрепить пройденный материал по теме во время домашних занятий. |
Приложение 1. Загадка про Мишку:
Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.
Приложение 2. Пальчиковая гимнастика «В нашей избушке»:
В нашей избушке петух поёт,
Мышка-норушка избушку метёт,
Кошка на окошке штанишки шьёт,
Курочка на печке горшки скребёт.
В нашей (руки к себе) | избушке (руки «домиком» над головой) | петух (большой и указательный пальцы – «клювик», остальные – «гребешок») | поёт, («клюв» раскрыть) |
Мышка- (ладошки вместе, большие пальцы поднять) | норушка (сделать двумя ладошками горсточку) | избушку (руки «домиком» над головой) | метёт, (поболтать кистью) |
Кошка (ручки «ушки» над головой) | на окошке (ладони под подбородком) | штанишки (большие пальцы соединить, остальные – вниз) | шьёт, (имитировать движение иголкой) |
Курочка (большие пальцы – «клювик», остальные – маленький гребешок) | на печке (кулачок на кулачок – «печная труба») | горшки (ладошками сделать глубокую горсточку) | скребёт. (поцарапать «коготками») |
Приложение 3. Физкультмитутка «Шапка»:
Шапка шерстяная, Наверху помпон, | Изобразить шапку и помпон. |
Круглый, словно мячик, И пушистый он. | Изобразить круглый мячик. |
Есть ещё у шапки Отворот цветной, | Показать отворот «ушей» у шапки. |
В этой шапке можно Бегать и зимой. | Пробежать. |
Бабушка вязала шапку Не спеша. | «Вязать» спицами. |
Шапка шерстяная Вышла хорошо. В. Мирясова | Сначала руки на поясе, затем показать на воображаемую шапку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения.
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения.тема: « Звук С в начале слова» ( логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста)...
Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов.
Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов....
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Произношение звука С в самостоятельной речи.Цель: Закреплять правильное произношение звука "С", развивать связную речь....
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Звук Л в словах, предложениях, чистоговорках. «Животные»Цель: Автоматизировать звук Л в словах, предложениях, чистоговорках, развивать связную речь....
Учитель-логопед Торбочкина Екатерина Евгеньевна Конспект индивидуального интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + аппликация по теме: «Автоматизация звука [С] в позиции в начале, середине, конце слова".
Заключительное занятие по теме: "Автоматизация звука [С] в позиции в начале, середине, конце слова". (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)....
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи
Цель: - автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях; - расширять и активизировать словарный запас по теме «Одежда».Задачи:коррекционно-развивающие:• корригировать про...
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения (коррекция звукопроизношения + развитие речи) «Сказочный звук С. Звук С в словах и словосочетаниях»
Конеспект занятия по автоматизации звука С в словах и словосочетаниях....