Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения. Конспект занятия по теме: «Профессии. Звуки (Р) – (Рь)»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения на тему "Профессии. Звуки Р - Р".
Конспект состоит из планирования и речевого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_professii._zvuki_r-r.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции
звукопроизношения.
Конспект занятия по теме: «Профессии. Звуки (Р) – (Рь)»
Цель: научить дифференцировать звуки (Р – Рь) в слогах, словах и словосочетаниях (предложениях) на материале темы «Профессии».
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать и развивать фонематическое восприятие и внимание;
- корригировать и развивать речевое дыхание;
- корригировать и развивать мелкую моторику;
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- развивать внимание, память, логическое мышление.
образовательные:
- систематизировать и обобщить знания по теме «Профессии»;
- учить применять на практике умение образовывать сложные слова из двух основ;
- тренировать в умении проводить звукобуквенный анализ слов.
воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать умение работать в команде;
- воспитывать трудолюбие.
здоровьесберегающие:
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания;
- вырабатывать бодрость и повышенную работоспособность с помощью дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность детей | Какие задачи решались в ходе выполнения задания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Чтение стихотворения. Деление на команды. Психогимнастика. | Логопед читает стихотворение – приветствие и просит выделить в нем часто встречающийся звук. Показывает букву Р и просит назвать звуки, которые она обозначает. Логопед делит детей на две команды (звуки «Р» и «Рь»). Логопед предлагает детям каждой команды с помощью своего звука выразить : радость, огорчение, удивление, испуг.
| Дети выделяют из стихотворения звук «Р», затем называют звуки, которые обозначает буква Р. Дети каждой команды, используя только один звук «Р» или «Рь» с помощью мимики выражают разное эмоциональное состояние. | Организовать детей, настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
2.Основной этап. | ||||
2.1.Проверка знаний. | Опрос. | Логопед предлагает детям совершить путешествие в город Мастеров, где жителями зелёной улицы будет команда звука «Р», а синей – звука «Рь» , просит вспомнить как произносятся эти звуки и дать их характеристику. | Дети рассказывают о положении артикуляционных органов при произнесении этих звуков и дают характеристику звуков «Р» и «Рь». | Определить уровень осведомленности детей о правильном произношении звуков «Р» и «Рь». Определить уровень усвоения пройденного материала. |
2.2.Актуализация знаний. | Д/и «Слоговые цепочки» Д/и «Наоборот» Д/и «Фонарики» Д/и «Волшебный словесный мешочек» Д/и «Найди картинку» | Логопед предлагает каждой команде запомнить и повторить свои слоговые цепочки типа: ра-ро-ру-рэ; ря-рё-рю-ре. Логопед называет слог с твердым или мягким звуком и бросает мяч каждому «жителю» зеленой или синей улицы. Логопед называет слова со звуками «Р» и «Рь» в разных позициях в слове. Логопед предлагает «положить» каждой команде в мешочек слова с мягким или твердым звуком в начале слова Логопед дает задание командам выбрать картинки, в названии которых слышится звук «Р» или «Рь». | Дети запоминают эти цепочки и повторяют их. Ребенок преобразует слог и называет свой, возвращая при этом мяч. Дети - жители «зеленой улицы» поднимают зеленые фонарики, услышав свой мягкий звук, а жители «синей улицы» поднимают синие фонарики, услышав твердый звук. Дети подбирают свои слова на заданный звук в начале слова и каждая команда старается подобрать как можно больше слов. Дети находят нужные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в этом слове. | Развивать фонематическую память. Актуализировать знания детей по теме занятия. Закреплять навык преобразования слогов путем замены твердого звука на мягкий и наоборот. Развивать фонематический слух. Учить дифференцировать звуки «Р – Рь» в словах. Выяснить насколько скорригировано произношение звуков «Р» и «Рь». Научить дифференцировать эти звуки в словах. Научить слышать заданный звук в слове и его местоположение. Развивать фонематическое восприятие. |
2.3. Изучение нового материала. 2.4. Закрепление изученного материала. | Д/и «Отгадай загадки» Д/и «Рифма» Д/и «Перевертыши» (слоговой синтез) Д/и «Назови профессию» (словообразование) | Логопед загадывает загадки и предлагает их отгадать. Логопед предлагает закончить предложения. Логопед предлагает детям выполнить задания на карточках (с печатными слогами типа: вар, по – повар). Логопед предлагает детям образовать новые сложные слова из двух слов (типа: дрова рубит – дроворуб) | Дети отгадывают загадки, вспоминают все слова – отгадки и делают вывод, что все эти слова называют профессии. Дети заканчивают предложения словами в рифму (называют профессии). Каждый ребенок выполняет свое задание на карточке, затем печатает это слово в тетради и составляет его схему. Дети составляют сложные слова путем сложения двух основ. | Развивать мышление. Расширить активный и пассивный словарь. Упражнять в умении подбирать слова в рифму и по смыслу оправданно. Обогащать словарь по теме. Упражнять в умении составлять слова из слогов. Упражнять в умении выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать мелкую моторику. Закрепить навык словообразования сложных слов. |
Динамическая пауза. | Речь с движением. | Логопед просит детей выполнять действия мастеров по ходу стихотворения. | Дети вместе с логопедом проговаривают стихотворение и выполняют действия. | Развивать речь с движением. Координировать общую моторику. Чередовать статические и динамические упражнения. |
Дыхательные упражнения по Стрельниковой. | Д/и «Юные пожарные» | Логопед предлагает детям стать юными пожарными и проверить нет ли где дыма. | Дети выполняют дыхательные упражнения с логопедом. | Способствовать снятию общего утомления. |
2.5.Контроль знаний и умений. | Д/И «Узнай пословицу» Д/и «Повтори скороговорку» Д/и «Небылицы» | Логопед предлагает детям узнать пословицу по нескольким словам (Пример: пряха, рубаха: Какова пряха, такова и рубаха.) Логопед предлагает каждой команде произнести свою скороговорку шепотом, тихо, голосом средней силы, громко, используя при этом мнемознаки. Логопед читает стихотворение и предлагает исправить в нем ошибки Незнайки. | Дети отгадывают пословицы по предложенным словам. Дети произносят свои скороговорки с разной высотой голоса, глядя на мнемознаки. Дети исправляют замеченные ошибки. | Развивать мышление. Развивать правильное просодическое оформление речи. Проконтролировать уровень усвоения материала. Развивать мышление. |
3.Итог занятия. | ||||
3.1Подведение итогов и оценка деятельности детей. | Опрос. Оценивание. | Логопед спрашивает понравилось ли им путешествие в город Мастеров и какую работу они выполняли в этом городе. Оценивает работу команд. | Дети вспоминают чем они занимались в городе Мастеров и что им понравилось. | Подвести итог работы на занятии. Развивать долговременную память. Оценить деятельность детей. |
Речевой материал.
1.Придуманно кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
2.1 Характеристика звуков:
Звук «Р» - согласный, п. ч. есть преграда воздуху; звонкий, п. ч. есть голос; твердый.
Звук «Рь» - согласный, п. ч. есть преграда воздуху; звонкий, п. ч. есть голос; мягкий.
2.2Д/и «Наоборот».
ра – ря крё – кро бро – брё гро - грё
рю – ру крэ – кре бры – бри фри – фры
Д/и «Фонарики».
Слова: роза, корова, дорога, рис, кристалл, кораблик, зразы, брюква, букварь, комар, рой, Рим, ирис, удар, рот, дрозд ,бор, забор, брелок, короткий, календарь, уговор.
2.3. Д/и «Отгадай загадки».
- Кто продает нам платья, куртки и любимые продукты? (продавец)
- Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (пожарные)
- Кто дружит с феном и расческой, делает модные прически? (парикмахер)
- Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (повар)
- Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней?(врач)
- Вот на краешке с опаской он железо красит краской, у него в руках ведро,
- Сам расписан он пестро. (маляр)
2.4. Д/и «Рифма».
Красит стены нам …(маляр).
Мебель делает …(столяр).
Рыбу ловит нам …(рыбак).
Служит на море …(моряк).
В машине возит груз …(шофер).
В шахте трудится …(шахтер).
В трубу дует …(трубач).
На скрипке сыграет …(скрипач).
Д/и «Перевертыши».
На карточках написаны слоги: вар, по бак, ры тор, док
ляр, ма ляр, сто со, ри, вод
пач, скри тёр, шах руб, со, ле
Д/и «Назови профессию» (словообразование).
Дрова рубит - …(дроворуб).
Дрова колет - …(дровокол.)
Рыбу ловит -…(рыболов).
Полы трет - …(полотер).
Рис разводит - …(рисовод).
Лес рубит - …(лесоруб).
Сталь варит - …(сталевар).
Речь с движением.
Топоры мы в руки взяли, (показ действия)
Лесорубами мы стали (руки вверх с воображаемым топором).
Раз – два, раз – два!
Будут на зиму дрова! (показывают размах топорами).
Здравствуй, друг! Здравствуй, друг! (поворачиваются друг к другу)
Засияло все вокруг! (вращают руками)
Раз – два! Раз – два! (шагают)
Заниматься нам пора.
Дыхательные упражнения по Стрельниковой.
- «Ладошки»
Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно пытаясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем по 4 кратких шумных вдоха носом (12 раз)
- «Погончики».
Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе
Резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении
пола.
Делаем по 8 кратких шумных вдохов без остановки (12 раз)
- «Насос».
Встаем прямо, ноги – на ширине плеч, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выправляемся. Делаем по 8 кратких шумных вдохов (12 раз).
2.5.Д/и «Узнай пословицу».
- Пряха – рубаха: Какова пряха, такова и рубаха.
- Мастер, инструмент: У плохого мастера всегда инструмент виноват.
- Топор –плотник, иголка – портной: без топора – не плотник, без иголки – не портной.
- Игла, руки: Не игла шьёт, а руки.
Д/и «Повтори скороговорку»:
- Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Лара у Вали играет на рояле.
Д/и «Небылицы».
- Повар лечит, а врач готовит.
- Строитель учит, а учитель строит.
- Портниха портит одежду.
- Проводник провожает детей домой.
- Садовник работает в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Цветы. Дифференциация Л-Р"
Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения "Цветы. Дифференциация Л-Р"...
Конспекты занятий по коррекции звукопроизношения.
Пять конспектов занятий по технологии коррекции звукопроизношения Коноваленко....
Конспект занятия в старшей-подготовительной логопедической группе по теме "Профессии"
Интегрированное занятие с использованием технологии исследовательской деятельности, созданием проблемной ситуации....
Конспект занятия по звуковой культуре речи (средняя группа). Тема «Дифференциация звуков [З] - [С]».
Открытое занятиепо развитию речи в средней группе....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: Профессии.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, соз...
Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: “Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях на лексическом материале “Весна”.
Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: “Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях на лексическом материале “Весна”....
Методический комплект конспектов занятий по коррекции звукопроизношения для организации индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
Авторы: Шишковская Н.А., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» Алексеева Т.В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка»...