индивидуальный маршрут по обучению грамоте
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Индивидуальный маршрут разработан дя ребенка со слабо развитым понятием о звуковой структуре слова.Целью индивидуального маршрута является развитие и закрепление понятия о звуковой структуре слова, развитие навыков словообразования подготовка к обучению чтению, письму, формирование правильной и чистой речи, а также полноценной фонетической системы языка для подготовки и успешного дальнейшего обучения в школе. Индивидуальный маршрут рассчитан на 1 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut.odt | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося в МАУ ДО «Школа искусств» г. Королев
Фамилия, имя ребенка: Шабалкина Мария
Возраст ребенка: 6 лет
Характеристика ребенка: Шабалкина Мария обучается в объединении по программе подготовки детей к школе второй год. По результатам освоения уровня образовательной программы по обучению грамоте для детей 5-6 лет выяснилось, что программа освоена частично. Имеются нарушения звукопроизношения, слабо развито понятие о звуковой культуре слова, не имеет навыков словообразования, не читает по слогам. В результате консультаций с детским психологом и родителями ребенка принято решение разработать для Шабалкиной Марии индивидуальный образовательный маршрут.
Цель индивидуального маршрута: развитие и закрепление понятия о звуковой структуре слова, развитие навыков словообразования подготовка к обучению чтению, письму, формирование правильной и чистой речи, а также полноценной фонетической системы языка для подготовки и успешного дальнейшего обучения в школе.
Задача:
- Ознакомление с понятиями «звук», «буква», «слово»;
- Знакомство с буквами русского алфавита;
- Развитие фонетического слуха;
- Овладение слоговым и слитным способам чтения;
- Развитие устойчивого интереса к учебным занятиям;
- Развитие понимания речи, расширение ,уточнение и активизация словаря - Развитие внимания, памяти, логического мышления
Срок прохождения маршрута 1 учебный год. Общее количество часов - 36 часов. Образовательный процесс организуется с сентября по май - 9 месяцев, 36 учебных недель, 1 раза в неделю по 1 академическому часу, продолжительностью 30минут.
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Дата | Количество часов |
1 | Звук [у], буква «У». | 06.09.2016 | 1 |
2 | Звук [а], буква «А». | 13.09.2016 | 1 |
3 | Звук [о], буква «О». | 20.09.2016 | 1 |
4 | Звук [и], буква «И». | 27.09.2016 | 1 |
5 | Звуки [у], [а], [и], [о]. | 04.10.2016 | 1 |
6 | Звуки [м] - [мь], буква «М». | 11.10.2016 | 1 |
7 | Формирование грамматического строя речи. Составление предложений. | 18.10.2016 | 1 |
8 | Звуки [т] - [ть], буква «Т». | 25.10.2016 | 1 |
9 | Звуки [д] - [т], [дь] - [ть]. | 01.11.2016 | 1 |
10 | Звуки [п] - [пь], буква «П». | 08.11.2016 | 1 |
11 | Предложение. Слово в составе предложения | 15.11.2016 | 1 |
12 | Звуки [б] - [бь], буква «Б». | 22.11.2016 | 1 |
13 | Звуки [б] - [п], [бь] - [пь]. | 29.11.2016 | 1 |
14 | Предложение. Схема предложения. | 06.12.2016 | 1 |
15 | Звуки [в] - [вь], буква «В». | 13.12.2016 | 1 |
16 | Звуки [н] - [нь], буква «Н». | 20.12.2016 | 1 |
17 | Слово. Слог. Деление слова на слоги | 27.12.2016 | 1 |
18 | Звуки [к] - [кь], буква «К». | 10.01.2017 | 1 |
19 | Слово. Слог. Схема слова | 17.01.2017 | 1 |
20 | Звуки [г] - [гь], буква «Г». | 24.01.2017 | 1 |
21 | Звуки [х] - [хь], буква «Х» | 31.01.2017 | 1 |
22 | Звуки [г] - [к], [гь] - [кь], [к] - [х], [кь - [хь]. | 07.02.2017 | 1 |
23 | Слово. Слог. Прямые и обратные слоги. | 14.02.2017 | 1 |
24 | Звуки [п] - [т] - [к]. | 21.02.2017 | 1 |
25 | Звук [э], буква «Э». | 28.02.2017 | 1 |
26 | Звуки [з] - [с], [зь] - [сь]. | 07.03.2017 | 1 |
27 | Звук [ц], буква «Ц». | 14.03.2017 | 1 |
28 | Звук [ш], буква «Ш». | 21.03.2017 | 1 |
29 | Звук [ж], буква «Ж». | 28.03.2017 | 1 |
30 | Звуки [ж] - [ш], буква ъ. | 04.04.2017 | 1 |
31 | Звуки [з] - [ж]. | 11.04.2017 | 1 |
32 | Расширение словарного запаса. Обогащение предметного словаря | 18.04.2017 | 1 |
33 | Звук [ч], буква «Ч». | 25.04.2017 | 1 |
34 | Расширение словарного запаса. Обогащение словаря признаков. | 02.05.2017 | 1 |
35 | Звуки [ш] - [щ], буквы «Ш» - «Щ». | 16.05.2017 | 1 |
72 | Диагностика уровня освоения образовательной программы. | 23.05.2017 | 1 |
Содержание учебного плана
Тема 1. Звук «У» Буква «У»
Цель: Знакомство с гласным звуком «У» и его характеристиками. Знакомство с буквой «У»
Задачи: Развивать у детей произвольное внимание, зрительную память и словесно-логическое мышление; учить составлять загадки методом перечисления действий предмета без его называния.
Теория: Знакомство со звуком «У» и буквой «У», объяснение характеристик звука.
Практика: Интонационное выделение звука «У» в словах, рассказывание сказки о букве «У». Игра «Подбери слова со звуком «У»
Игровая ситуация «Покажи букву». Выкладывание буквы «У» и палочек
Обводка и штриховка буквы У в рабочих тетрадях.
Тема 2. Звук «А» Буква А
Цель: Знакомство с гласным звуком «У» и его характеристиками. Знакомство с буквой «У».
Задачи: Получить представление об отличии звука и буквы; получить начальные представления о понятии гласный звук; уметь слышать звук в словах и соотносить его с буквой.
Теория: Знакомство со звуком «А» и буквой А, объяснение характеристик звука.
Практика: Интонационное выделение звука «А» в словах, рассказывание сказки о букве А. Определение места звука в словах
Игра «Подбери слова со звуком «А».Игровая ситуация «Покажи букву»
Выкладывание буквы «А» из палочек. Раскрашивание буквы.
Тема 3. Звук «О» Буква О
Цель: Знакомство с гласным звуком «О» и его характеристиками. Знакомство с буквой «О»
Задачи: Получить представление об отличии звука и буквы; получить начальные представления о понятии гласный звук; уметь слышать звук в словах и соотносить его с буквой.
Теория: Знакомство со звуком «О» и буквой о, объяснение характеристик звука.
Практика: Интонационное выделение звука «О» в словах, просмотр мультфильма. Определение места звука в словах. Игра «Подбери слова со звуком «О». Игровая ситуация «Покажи букву. Выкладывание буквы «О» из пластилина.
Тема 4. Звук «И». Буква «И»
Цель: Знакомство с гласным звуком «И»» и его характеристиками. Знакомство с буквой «И»
Задачи: Формировать представление о различии звука и буквы
Развивать фонематический слух. Воспитывать умение слушать и оценивать ответы других детей.
Теория: Знакомство со звуком «И» и буквой И, объяснение характеристик звука.
Практика: Интонационное выделение звука «И» в словах, сказка про букву.
Определение места звука в словах. Дидактическая игра «Телеграф»
Игровая ситуация «Покажи букву»
Тема 5. Звуки [у], [а], [и], [о].
Цель: Закрепить представление о гласных звуках
Задачи: Формировать представление о различии звука и буквы. Развивать фонематический слух. Воспитывать умение слушать и оценивать ответы других детей.
Теория: Повторение характеристик изученных букв. Научиться читать ряд гласных УА, АУ;АИ, ОУ. Правильно выполнять звуковой анализ слов.
Практика: Интонационное выделение гласных звуков в словах в словах, прочтение четверостиший про изученные буквы. Определение места звука в словах. Чтение слогов по таблицам. Игровая ситуация «Буква потерялась»
Тема 6. Звуки [м] - [мь], буква «М».
Цель: Дать представление о понятиях «Твердые» и «Мягкие» согласные звуки.
Задачи: Знакомство с согласными звуками, объяснение характеристики звука «М»
Теория: Повторение характеристик изученных букв. Знакомство с условным обозначением твердых и мягких согласных звуков . Научиться читать слоговые сочетания АМ,ОМ, МА, МО, Правильно выполнять звуковой анализ слов.
Практика: Интонационное выделение гласных звуков в словах в словах, прочтение четверостиший про изученные буквы. Определение места звука в словах. Чтение слогов по таблицам. Игровая ситуация «Буква потерялась»
Определение места звука в словах. Знакомство с условным обозначением твердых и мягких согласных звуков. Раскрашивание буквы «М».
Тема 7. Формирование грамматического строя речи. Составление предложений.
Цель: Получить начальные знания о понятии «Предложение».
Задачи: Учиться правильно выделять из речи слова и составлять с ними предложения
Теория: Знакомство с предложением, Длинные и короткие предложения, Составление предложений.
Практика: Составление слов и предложений, отгадывание загадок, чтение слогов по таблицам. Игровая ситуация «Паровозик из слов». Работа в тетрадях.
Тема 8. Звуки [т] - [ть], буква «Т».
Цель: Знакомство со звуком «Т» с его артикуляцией, зрительным символом
Задачи: Характеристика звук «Т» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))
Теория: Синтез односложных звукоподражательных слов (ТОМ, ТАМ, ТОП-ТОП).
Практика: Интонационное выделение гласных звуков в словах в словах, прочтение четверостиший про изученные буквы. Определение места звука в словах. Чтение слогов по таблицам. Игра «Цветик - семицветик» (подбор слов со звуком «Т»). Определение места звука в словах.
Тема 9. Звуки [д] - [т], [дь] - [ть].
Цель: Работа со звуками «Д»- «Т», «Дь»- «Ть» и их артикуляцией, зрительным символом.
Задачи: Характеристика звуков (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))
Теория: Научиться правильно, произносить короткие слова по звукам загадывать слово;
Практика: Игра: «Поможем кукле Даше» (набор предметов или игрушек в названии которых есть звук «Д»-«Т»). Игровая ситуация: «Разные загадки», определение места звука в словах, чтение по слоговым таблицам.
Тема 10. Звуки [п] - [пь], буква «П».
Цель: Знакомство со звуком «П»- «Пь» с его артикуляцией, зрительным символом.
Задачи: Уметь делить слова на слоги; Научиться образовывать слова путем добавления заданного слога.
Теория: Синтез односложных звукоподражательных слов (ПОТ, ПАТ, ТОП-ТОП). Правильно читать прямые и обратные слоги с буквой П;
Практика: Интонационное выделение гласных звуков в словах в словах, прочтение четверостиший про изученные буквы. Определение места звука в словах. Чтение слогов по таблицам. Игра «Потерялась буква» (подбор слов со звуком «П»). Определение места звука в словах. Раскрашивание буквы «П»
Тема 11. Предложение. Слово в составе предложения.
Цель: Уточнить представление детей о предложении.
Задачи: Учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательным значением.
Теория: распространение предложений по образцу; употребление однородных подлежащих, сказуемых, подбор точных эпитетов в правильной грамматической форме.
Практика: Игра «Кто дальше уйдет», «Украсим предложение», «Что мы видели в магазине?»); составление сложноподчиненных предложений по образцу (упражнения «Если бы я был…», «Один начинает – другой продолжает»); построение предложений путем полных ответов на вопросы (Почему мы не ходили гулять? – Мы не ходили гулять, потому что шел дождь).
Тема 12. Звуки [б] - [бь], буква «Б».
Цель: Работа со звуками «Б»- «Бь», и их артикуляцией, зрительным символом.
Задачи: Совершенствовать фонематический слух; развивать процессы памяти и мышления; развивать у детей произвольное внимание, зрительную память и словесно-логическое мышление; учить детей составлять загадки путем совмещения способов.
Теория: Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок. Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ)
Практика: Звук «Б». Игра «Угостим Буратино» (картинки «Разные загадки ».Раскрашивание буквы «Б»
Тема 13. Звуки [б] - [п], [бь] - [пь].
Цель: Работа со звуками «б»- «п», «бь»- «пь» и их артикуляцией, зрительным символом
Задачи: Совершенствовать фонематический слух; развивать процессы памяти и мышления. Характеристика звуков (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий)).
Теория: Научиться правильно, произносить короткие слова по звукам загадывать слово; определение места звука в словах. Чтение слогов и слов по таблицам
Практика: Дифференциация звуков «Б-П». Игра: «Добавь звук «П» (добавление и определение последнего согласного звука в словах). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Игра: «Подарки для Тима и Тома». Игра: «Вспомни сказку»
Тема 14. Предложение. Схема предложения.
Цель: Закрепление представление о понятии предложение.
учить детей составлять пересказ текста рассказа по опорному плану из рисунков-пиктограмм;
Задачи: развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, словесно-логическое мышление и творческое воображение;
Теория: Научиться составлять схемы предложений по заданному образцу.
Уметь выделять первый звук в слове;
Практика: Самостоятельное составление схемы предложения, придумывание предложений с заданной интонацией, интонационная и зрительная дифференциация знаков препинания в конце предложений (игры « Покажи знак», «Скажи, как я»).
Тема 15. Звуки [в] - [вь], буква «В».
Цель: Работа со звуками «в»- «вь», и их артикуляцией, зрительным символом.
Задачи: Совершенствовать фонематический слух; развивать процессы памяти и мышления, развивать у детей произвольное внимание, зрительную память и словесно-логическое мышление; учить детей составлять загадки путем совмещения способов.
Теория: Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок. Синтез односложных звукоподражательных слов
Практика: Игра с мячом - деление слов на слоги. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Игра: Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком. Демонстрация сказочного сюжета про Фому и фикус (картинки) .
Тема 16. Слово. Слог. Деление слова на слоги
Цель: Закрепление умение делить слова на слоги.
Задачи: усовершенствовать навык чтения слогов и коротких слов
развивать фонематический слух.
Теория: Правильно находить в словах слог с заданным звуком;
Понимать и уметь делить слова на слоги, образовывать новые слова с одним и тем же слогом; развивать произвольное внимание, зрительную память, словесно-логическое мышление детей.
Практика: Закрепление полученных навыков. Игра: «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги). Игра: «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных). Игра: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком). Синтез звукосочетаний.
Тема 17. Звуки [к] - [кь], буква «К».
Цель: Работа со звуками «к»- «кь», и их артикуляцией, зрительным символом
Задачи: Совершенствовать фонематический слух; развивать процессы памяти и мышления; развивать у детей произвольное внимание, зрительную память и словесно-логическое мышление;
Теория: Научиться дифференцировать звуки К и Кь; Получить начальные знания о букве К; Правильно делать сравнительный анализ слов «КИТ» и «КОТ»
Практика: Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков . Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Игра: «Ромашка» (подбор слов). Игра: «Вспомним сказку
.
Тема 18. Слово. Слог. Схема слова.
Цель: Закрепление умение делить слова на слоги .
Задачи: Усовершенствовать навык чтения слогов и коротких слов
развивать фонематический слух. Понимать и уметь делить слова на слоги, образовывать новые слова с одним и тем же слогом, развивать произвольное внимание, зрительную память, словесно-логическое мышление детей.
Теория: Правильно находить в словах слог с заданным звуком;
Понимать и уметь делить слова на слоги, образовывать новые слова с одним и тем же слогом; развивать произвольное внимание, зрительную память, словесно-логическое мышление детей.
Практика: Закрепление полученных навыков. Игра: «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги). Игра: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком). Синтез звукосочетаний
Тема 19. Звуки [г] - [гь], буква «Г».
Цель: Работа со звуками «г»- «гь», и их артикуляцией, зрительным символом.
Задачи: работа со звуками «г»- «гь»; стимулировать мыслительную и речевую активность детей; учить детей работать сообща, помогать друг другу; учить детей составлять загадки методом отрицания.
Теория: Работа со звуками «г»- «гь». Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ)
Практика: Звук «Г». Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков). Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Игра: «Разные загадки от кота Васятки» (картинки). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.
Тема 20. Слово. Слог. Состав слога.
Цель: Закрепление умение делить слова на слоги.
Задачи: Усовершенствовать навык чтения слогов и коротких слов
развивать фонематический слух. Понимать и уметь делить слова на слоги, образовывать новые слова с одним и тем же слогом, развивать произвольное внимание, зрительную память, словесно-логическое мышление детей.
Практика: Закрепление полученных навыков. Игра: «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги). Игра: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком). Синтез звукосочетаний
Тема 21. Звуки [г] - [к], [гь] - [кь], [к] - [х], [кь - [хь].
Цель: Работа со звуками [г] - [к], [гь] - [кь], [к] - [х], [кь - [хь] «и их артикуляцией.
Задачи: Работа со звуками, совершенствовать фонематический слух; развивать процессы памяти и мышления; развивать у детей произвольное внимание, зрительную память и словесно-логическое мышление; учить детей составлять загадки путем совмещения способов.
Теория: Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок. Синтез односложных звукоподражательных слов
Практика: Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Закрепление полученных навыков. Определение количества слогов в словах (одного, двух и трех). Игра «Заселим домики», «Паровозик», «Какой игрушки не стало?» Разгадывание ребусов, кроссворда
Тема 22. Слово. Слог. Прямые и обратные слоги.
Цель: Различать понятия СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Задачи: Различать понятия СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ;
Владеть навыком чтения слов из знакомых букв; Понимать и уметь делить слова на слоги и составлять предложения из заданных слов.
Теория: Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок. Синтез односложных звукоподражательных слов.
Практика: Игра с мячом - деление слов на слоги. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Игра «Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком. Демонстрация сказочного сюжета про Фому и фикус (картинки)
Тема 23. Звуки [п] - [т] - [к].
Цель: Работа со звуками «п»- «т», «к»- и их артикуляцией, зрительным символом
Задачи: Научиться различать звуки по звонкости; Получить начальные представления о преобразовании слова в другое слово путем замены буквы. Совершенствовать фонематический слух; развивать процессы памяти и мышления. Характеристика звуков (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))
Теория: Научиться правильно, произносить короткие слова по звукам загадывать слово; Определение места звука в словах. Чтение слогов и слов по таблицам.
Практика: Дифференциация звуков «п-т-к»; Игра: «Добавь звук добавление и определение последнего согласного звука в словах), работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Игра:«Подарки для Тима и Тома». Игра: «Вспомни сказку»
Тема 24. Звук [э], буква «Э».
Цель: Знакомство с гласным звуком «Э»» и его характеристиками. Знакомство с буквой «Э»
Задачи: Получить начальные знания о букве Э; научиться находить место звука Э в слове; уметь делить слова на слоги; владеть навыками звукового анализа; развивать слуховое внимание; воспитывать умение слушать и оценивать ответы других детей.
Теория: Знакомство со звуком «Э» и буквой Э, объяснение характеристик звука. Научиться находить место звука Э в слове; уметь делить слова на слоги;
Практика: Интонационное выделение звука «Э» в словах, сказка про букву
Определение места звука в словах. Дидактическая игра «Телеграф». Игровая ситуация «Покажи букву»
Тема 25. Слово. Слог. Односложные, двусложные, трехсложные слова.
Цель: Различать понятия СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Задачи: владеть навыком чтения слов из знакомых букв; понимать и уметь делить слова на слоги и составлять предложения из заданных слов. усовершенствовать навык чтения слогов и коротких слов; развивать фонематический слух.
Практика: Закрепление полученных навыков. Чтение слов и простых предложений. Игра: «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги). Игра: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов с нужным звуком). Синтез звукосочетаний.
Тема 26. Звуки [з] - [с], [зь] - [сь].
Цель: Работа со звуками «з»- «с», «зь» «сь» и их артикуляцией,
Задачи: Правильно находить в словах слог с заданным звуком; Совершенствовать фонематический слух; развивать процессы памяти и мышления, развивать у детей произвольное внимание, зрительную память и словесно-логическое мышление; учить детей составлять загадки путем совмещения способов.
Теория: Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок. Синтез односложных звукоподражательных слов.
Практика: Дифференциация звуков «З-С». Игра «Потерялась буква». Игра «Продолжи словечко» (са…., со…., су……, си…). Игра «Продолжи словечко» (за…., зо…., зу……, зи…). Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков . Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах
Тема 27. Звук [ц], буква «Ц».
Цель: Знакомство со звуком «ц» с его артикуляцией, зрительным символом.
Задачи: Знакомство со звуком «ц». Уметь делить слова на слоги; научиться образовывать слова путем добавления заданного слога.
Теория: Синтез односложных звукоподражательных слов . Правильно читать слова и слоги с буквой Ц;
Практика: Интонационное выделение гласных звуков в словах в словах, прочтение четверостиший про изученные буквы. Определение места звука в словах. Чтение слов по таблицам. Игра «Потерялась буква» (подбор слов со звуком «Ц»). Определение места звука в словах. Раскрашивание буквы «Ц»
Тема 28. Звук [ш], буква «Ш».
Цель: Знакомство со звуком «ш» с его артикуляцией, зрительным символом
Задачи: Знакомство со звуком «ш»; уметь делить слова на слоги; научиться образовывать слова путем добавления заданного слога
Теория: Синтез односложных звукоподражательных слов . Правильно читать слова и слоги с буквой Ш;
Практика: Интонационное выделение гласных звуков в словах в словах, прочтение четверостиший про изученные буквы. Определение места звука в словах. Чтение слов по таблицам. Игра «Потерялась буква» (подбор слов со звуком «Ш»). Определение места звука в словах. Раскрашивание буквы «Ш»
.
Тема 29. Звук [ж], буква «Ж».
Цель: Знакомство со звуком «ж» с его артикуляцией, зрительным символом.
Задачи: Знакомство со звуком «ж». Уметь делить слова на слоги; Научиться образовывать слова путем добавления заданного слога.
Теория: Синтез односложных звукоподражательных слов . Правильно читать слова и слоги с буквой Ж;
Практика: Интонационное выделение гласных звуков в словах в словах, прочтение четверостиший про изученные буквы. Определение места звука в словах. Чтение слов по таблицам. Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ЖАР). Игра «Потерялась буква» (подбор слов со звуком «Ж»). Определение места звука в словах. Раскрашивание буквы «Ж»
Тема 30. Звуки [ж] - [ш].
Цель: Работа со звуками «Ж»- «Ш», »и их артикуляцией,
Задачи: Правильно находить в словах слог с заданным звуком; Совершенствовать фонематический слух; Развивать процессы памяти и мышления. Развивать у детей произвольное внимание, зрительную память и словесно-логическое мышление; Учить детей составлять загадки путем совмещения способов.
Теория: Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок. Синтез односложных звукоподражательных слов
Практика: Дифференциация звуков «Ш-Ж». Игры с Шапокляк. Игра:«Продолжи словечко» (ша…., шо…., шу……, ши…), игра «Продолжи словечко» (жа…, жё,…., жу…., жи…), Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ШАР). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах
Тема 31. Звуки[з] - [ж].
Цель: Работа со звуками «З»- «Ж», »и их артикуляцией.
Задачи: Правильно находить в словах слог с заданным звуком; Совершенствовать фонематический слух; развивать процессы памяти и мышления, развивать у детей произвольное внимание, зрительную память и словесно-логическое мышление; учить детей составлять загадки путем совмещения способов.
Теория: Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок. Синтез односложных звукоподражательных слов.
Практика: Дифференциация звуков «З-Ж», Игра «Найди букву», Игра «Продолжи словечко» (за…., зо…., зу……), (жа…, жо,…., жу….), Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ЖАР),Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.
Тема 32. Расширение словарного запаса. Обогащение предметного словаря.
Цель: Расширение словарного запаса. Учить детей составлять рассказа по картинке.
Задачи: Развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, словесно-логическое мышление и творческое воображение; Расширять словарный запас.
Теория: Знакомство с новым значением знакомых слов; индивидуальное и хоровое повторение новых значений, употребление слов в точном соответствии со смыслом.
Практика: Рассматривание картинок с изображением разных значений слов; проговаривание и разучивание рифмованных строчек, в которых используются многозначные слова, слова с переносным значением
Самостоятельное составление рассказа, придумывание предложений с заданной интонацией, интонационная и зрительная дифференциация знаков препинания в конце предложений (игры « Покажи знак», «Скажи, как я»).
Тема 33. Звук [ч], буква «Ч».
Цель: Знакомство со звуком «Ч» с его артикуляцией, зрительным символом
Задачи: Знакомство со звуком «ч», уметь делить слова на слоги; научиться образовывать слова путем добавления заданного слога.
Теория: Синтез односложных звукоподражательных слов . Правильно читать слова и слоги с буквой Ч;
Практика: Знакомство со звуком «Ч», с его артикуляцией, зрительным символом. Характеристика звука «Ч» (по таблице: согласный, звонкий, мягкий). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах, Игра «Магазин» (картинки). Синтез слов, состоящих из трёх звуков (ЧАС). Чтение слов по таблицам. Раскрашивание буквы «Ч»
Тема 34. Расширение словарного запаса. Обогащение словаря признаков.
Цель: Расширение словаря признаков. Учить детей описывать предметы по картинке.
Задачи: Развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, словесно-логическое мышление и творческое воображение; расширять словарный запас.
Теория: Знакомство с новыми признаками знакомых слов; наблюдение и распознавание признаков и свойств предметов и явлений; вычленение существенных признаков и сравнение с другими объектами;
Практика: Называние и повторение новых слов; отгадывание загадок,
рассматривание картинок, игрушек, просмотр видеофильмов о новых явлениях и предметах, подбор картинок парами по одному заданному признаку.
Тема 35. Буквы «Я», «Е», «Ё», «Ю», ь.
Цель: Закрепить представление о йотированных гласных звуках.
Задачи: Формировать представление о различии звука и буквы
Развивать фонематический слух. Воспитывать умение слушать и оценивать ответы других детей.
Теория: Повторение характеристик изученных букв. Правильно выполнять звуковой анализ слов.
Практика: Интонационное выделение гласных звуков в словах в словах, прочтение четверостиший про изученные буквы. Определение места звука в словах. Чтение слогов по таблицам. Игровая ситуация «Буква потерялась»
Тема 36. Диагностика уровня освоения образовательного маршрута
Цель: Обобщить и систематизировать материал по выше изученным темам.
Задачи: Провести диагностику уровня усвоения общеобразовательного маршрута.
Структура индивидуального занятия:
1. Организационный момент (проверка готовности к занятию)
2. Основная часть.
2.1 Постановка цели занятия.
2.2 Работа на магнитно- маркерной доске.
2.3 Звуковая разминка.
2.4 Чтение нескольких слогов- слов с опорой на гласные.
2.5 Закрепление нового материала.
2.6 Дидактическая игра.
2.7 Работа в тетрадях.
3. Итог занятия. Рефлексия.
Дидактический материал
1.Настольные дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
2.Наборное полотно
3. Аудиокассеты, аудиодиски с записями стихов, сказок, рассказов.
4. Звуковые фонарики (красные, синие, зеленые)
5. Схемы обозначения звуков.
6. Схемы обозначения слогов.
7.Схемы определения места звука в слове.
8. Профили артикуляционной гимнастики.
9. Счетные палочки.
10. Большая разрезная азбука
11. Касса с буквами
12. Предметные карточки
13 Звуковая азбука
14 Магнитно- маркерная доска
15 Картотека дидактических игр
16 Рабочие тетради
17. Цветные карандаши.
18. Предметные картинки на каждый звук для автоматизации, дифференциации звуков, развития фонематического слуха.
19. Мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки.
20. Игрушки шумовые (погремушки, барабан, телефон, дудочка, гитара).
21. Наклейки для поощрения детей
22. Картотеки пальчиковых игр.
23. Деревянные сказки («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь) и пр.
Информационное обеспечение.
1. Аудиокассеты, аудиодиски с записями стихов, сказок, рассказов, фотоматериалы.
2. Интернет источник.
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по индивидуальному маршруту
В результате планомерной и систематической работы с ребенком, имеющим слабые знания о звуковой структуре слова, к концу цикла занятий:
-закрепятся понятие о звуковой структуре слова; повысится познавательный интерес к обучению грамоте; активизируется мыслительная деятельность ребенка.
- самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.
- образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина);
- самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.
- подбирать точные слова для выражения мысли;
-выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная и т. д находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.
- производить звуковой анализ трехзвуковых слов (сон, рог, бег, ): интонационно выделять звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный) , нахождение места звука в слове (начало, середина, конец).
- определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов.
Формирование компетенций: применение полученных в результате освоения индивидуального маршрута знаний не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни.
Формирование личностных качеств: проявление настойчивости при выполнении заданий, трудолюбие.
Формы аттестации. Для определения результативности освоения индивидуального маршрута проводится диагностика личных результатов обучающегося.
Составляется таблица контроля успеваемости обучающегося
Список учащихся | Критерии оценки | Оценка | ||||||
|
| Словарь и навыки словообразования | Связная речь | Фонематическое восприятие | Грамматический строй речи | Чтение и пересказ | Баллы | Уровень |
Критерии:
1. Словарь и навыки словообразования – уровень развития словаря, его количественные и качественные показатели, пассивный и активный словарь, навыки словообразования (предметный, глагольный, словарь признаков – предметов
2. Связная речь - умение пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными, сложными и сложно-подчиненными предложениями; навыки словоизменения;
3. Фонематическое восприятие – способность воспринимать звуки, фонемы, на слух и четко их различать.
4. Грамматический строй речи – грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;
5. Чтение - качество и скорость чтения, способность осознавать и пересказать прочитанное.
Баллы:5 – высокий уровень: Звукопроизношение, артикуляционная моторика, фонематическое восприятие, скорость чтения и подробный пересказ прочитанного – приближены к возрастной норме. Хорошо развит словарный запас и связная речь.
4–3- средний уровень: понимание обращенной речи в норме, имеются незначительные нарушения звукопроизношения (малого количества звуков), фонематическое восприятие не нарушено, навык словообразования и словоизменения приближен к возрастной норме, грамматический строй нарушен не грубо или в норме, в связной речи пользуется распространенными предложениями, словарный запас требует развития, чтение по слогам, не соблюдает последовательность при пересказе прочитанного.
2-1 – низкий уровень: понимание обращенной речи в норме, имеются нарушения звукопроизношения (большого количества звуков), не владеет умением различать звуки в словах, не имеет навыка словообразования и словоизменения, грамматический строй нарушен, в связной речи пользуется простыми предложениями, имеет бедный словарный запас, не читает по слогам, не соблюдает последовательность при составлении рассказа по картинкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения в образовательных учреждениях
Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания в...
Составление индивидуальных маршрутов обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи посещающих детский сад общеразвивающего вида для реализации инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС
Статья опубликована в сборнике - III Международная научно-практическая конференция «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования»...
Индивидуальные занятия по обучению грамоте Тема: «В мире звуков»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.етский сад - это первая ступень образования, и...
Индивидуальная работа по обучению грамоте в подготовительной группе
Материал поможет закрепить гласные и согласные звуки; уточнить, на какой звук начинается слово;придумать слово на заданный звук; разделить слово на части и задания на развитие мелкой моторики рук....
Индивидуальный образовательный маршрут педагога «Использование игровых технологий при обучении грамоте детей подготовительной группы»
Цель: обучение грамоте детей подготовительной группы через различные игровые технологииЗадачи:Изучить актуальность использования игровых технологий при обучении грамоте детей подготовительной группы;В...
Индивидуальный "маршрут" обучения и развития воспитанников, имеющих затруднения в обучении и развитии
Индивидуальный "маршрут" обучения и развития воспитанников, имеющих затруднения в обучении и развитии...
Индивидуальный образовательный маршрут в подготовительной группе по обучению грамоте
Индивидуальный образовательный маршрутв подготовительной группе(по обучению грамоте) Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте, формирование навыка осознанного гр...