Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения в образовательных учреждениях
методическая разработка по теме
Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила Зырянова Светлана Ивановна
заместитель заведующего МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида «Березка» с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-
эстетическому развитию детей
Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения
в образовательных учреждениях.
Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений.
Из числа детей, признанных инвалидами, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями развития, психическими расстройствами. Среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% — дети с умственной отсталостью.
Объем и структура реабилитационных услуг ребенку-инвалиду в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) должны определяться с учетом комплекса медицинских, личностно-психологических, социально-педагогических факторов. При этом необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского возраста, характер течения заболевания, степень нарушения функций различных систем организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности, реабилитационные возможности. Важным фактором при проведении экспертно-реабилитационной диагностики и разработке ИПР ребенка-инвалида, является оценка его коммуникативного развития, игровой и учебной деятельностью. Не менее значимым моментом является анализ семейных отношений, так как именно в семейном контексте формируются основы личности ребенка. ИПР ребенка-инвалида включает программу медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, в том числе патронаж семьи (медицинский, психолого-педагогический, социокультурный), мероприятия по психолого-педагогической и коррекционной работе. Воспитание и обучение детей-инвалидов должны быть направлены на коррекцию психофизического развития личности, на ее социальную адаптацию и интеграцию. При необходимости должно быть предусмотрено для ребенка специальное учебное место, имеющее техническую и организационную оснастку и эргономическую функциональность. В социальной реабилитации детей-инвалидов используются специальные технологии и детские технические средства реабилитации.
Формирование индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида имеет свои особенности по сравнению с ИПР для взрослых инвалидов. Значение имеет ряд факторов. Прежде всего, это возраст – термин «дети-инвалиды» в настоящее время охватывает детей и подростков в возрасте до 18 лет. В этот период происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. В то же время детский возраст подразделяется на ряд периодов, имеющих свою специфику, которую также необходимо учитывать при формировании ИПР. Обычно выделяют следующие возрастные периоды детства:
– младенческий возраст – до 1 года,
– ранний возраст – 1−2 года,
– дошкольный возраст – 3−6 лет,
– младший школьный возраст – 7−10 лет,
– средний школьный или подростковый возраст – 11 −14 лет,
– старший подростковый возраст или ранняя юность – 15−18 лет.
Для каждого возрастного периода характерны определенные качественные характеристики психического развития и ведущие виды деятельности.
Специфика детского возраста и основных видов деятельности ребенка накладывает отпечаток на структуру основных мероприятий ИПР. В связи с этим до окончания обучения ребенка в школе целесообразно расширение блока «Профессиональная реабилитация» в части педагогической реабилитации. При этом конкретизируются мероприятия по дошкольному воспитанию, общему и профессиональному образованию, педагогической коррекции. Все дети посещают те или иные учебно-воспитательные учреждения, и именно обучение, воспитание и образование являются основными путями их развития — реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации ИПР.
Педагогический аспект реабилитации включает восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования методами обучения, воспитания, развития.
Образование предусматривает обеспечение готовности к самоопределению и самореализации в основных сферах жизнедеятельности. В процессе образования развиваются способности к самореализации в социуме, к формированию среды общения, осуществляется подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, происходит обучение досугу, обеспечивается формирование способности к саморегуляции своего физического и психического развития.
Коррекционное обучение предполагает усвоение социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки психического и физического развития ребенка. Коррекционное развитие предполагает преодоление недостатков умственного и физического развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и развитие нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Компенсация дефекта в условиях ДОУ реализуется с помощью специальных методов, пособий, дидактического материала, специальных приборов.
Под специальным образованием понимают обучение детей со специальными нуждами. Оно направлено на развитие индивидуальных возможностей ребенка для достижения максимальной адаптации и социальной реабилитации. Система специального образования включает сеть специальных (коррекционных) учебно-воспитательных и реабилитационно-образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных и профессиональных). Эти учреждения являются многофункциональными и включают диагностические, обучающие, развивающие, коррекционные и оздоровительные комплексы, а также творческие мастерские, направленные на развитие способностей детей с отклонениями в развитии в области ремесел, искусства, музыки, любви к природе, возможности развития личности, умения понимать окружающий мир и найти в нем место для себя.
Кроме того, ребенок-инвалид может обучаться и в массовой школе – интегрировано. Трудной задачей является определение возможности обучения в массовой школе, а также определение сроков начала интегрированного обучения. По возможности интегрированного обучения детей с проблемами в развитии можно разделить на 3 группы:
1. С легкой степенью нарушений в обучении (в том числе дети с задержкой психического развития)
2. С умеренными нарушениями в обучении (дети с умеренными нарушениями зрения, слуха, речи, физическими отклонениями) – их рекомендуется интегрировать после начальной школы
3. С тяжелыми нарушениями в обучении (умственно отсталые дети, с выраженными нарушениями зрения и слуха) – их обучение рекомендуется осуществлять в специальном учебном заведении, либо на дому.
Особое внимание следует уделить психологической реабилитации ребенка-инвалида в ДОУ. Акцент в значительной степени должен быть смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому ИПР направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Основные формы психологической работы с семьей ребенка-инвалида состоят в следующем:
а) психологическая поддержка и психологическое консультирование взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы);
б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.
Родители – основные участники реабилитации, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у педагогов, воспитателей, врачей, психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 Принят Государственной Думой 20 июля 1995 г.
2. Деятельность социального работника: роли, функции и умения. Сидоров В. Н. – М.: СТИ МГУС, 2000.
3. Если в семье ребенок-инвалид : Ст., очерки, лит.-худож. произведения / сост. С. А. Горбунова. – Калининград : Кн. изд-во, 2003. – 246 с.
4. Комплексная помощь семьям с детьми // Журнал: Социальная работа, Пивоварова Н. № 3, 2005
5. Комплексные методики активизации социальной работы с семьёй: Научно-методическое пособие / Под ред. В.Ю. Меновщикова. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.
6. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: Ткачева В. В. // Дефектология. 2005. №1
7. Основы социальной работы» / под ред Е.В. Ханжина – М: академия, 2007 –320 с.
8. Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. — М., 2002 г
9. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. Грачев Л.К. –М., 2002.
10. Ребенок с ограниченными возможностями : кн. для родителей. – М.: Педагогика-Пресс, Маллер А. Р. – 2005. – 99 с.
11. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития./ Никулина В. Д. – 2002. - № 4. – С. 40-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Доклад по теме: «Система работы по организации сюжетно-ролевой игры в условиях современного дошкольного образовательного учреждения». Мокеева Мариана Борисовна, методист, СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка Сызранского рай
Статья поможет правильной организации сюжетно - ролевых игр в детском саду....
Индивидуальный маршрут развития детей и приложение "Игры и игровые упражнения, рекомендуемые для работы с детьми, имеющими трудности в обучении"
Индивидуальные маршруты разработан для каждого ребёнка индивидуально. К ним приложение в виде игр и упражнений....
Индивидуальный маршрут развития детей и приложение "Игры и игровые упражнения, рекомендуемые для работы с детьми, имеющими трудности в обучении"
Приложение к Индивидуальным маршрутам развития детей по разделу программы «Развитие речи»...
Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье освещена специфика работы учителя-логопеда в логопедической группе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Специфика заключается в применении современных технологий, ...
Методическая разработка на тему: "Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ в условиях ДОУ"
Пример разработки индивидуального маршрута для дошкольника с ОВЗ в группах компенсирующей направленности...