Индивидуальный образовательный маршрут в подготовительной группе по обучению грамоте
методическая разработка (подготовительная группа)
Индивидуальный образовательный маршрут
в подготовительной группе
(по обучению грамоте)
Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте, формирование навыка осознанного грамотного чтения.
Задачи: Формирование направленности на звуковую сторону речи:
Развитие умения вслушиваться в слово;
- Владеть звуками; — выделять звуки;
- Различать звуки близкие по звучанию;
делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова;
- Обучать грамотному, осознанному чтению.
- Формировать языковой анализ и синтез слов.
- Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать связную речь.
- Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
- Развивать психологические процессы.
- Развивать умения ориентироваться в звуковом составе слова;
- Формировать навык самоконтроля.
- Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
Методы обучения:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Обучение чтению ведётся по трём направлениям:
– аналитико‑синтетическое (побуквенное) чтение;
– послоговое чтение;
– глобальное чтение.
Учитывая данные направления, выделены следующие этапы работы:
1.Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.
2.Обучение слогослиянию.
3.Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трёхсложных слов.
4.Обучение осмысленному чтению словосочетаний.
5. Обучение осмысленному чтению предложений.
6. Обучение осмысленному чтению текстов.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
25 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет). Один раз в неделю.
Содержание занятий:
1. Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2. Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
3. Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов.
4. Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова
последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
5. Словосочетание:
-знакомство с понятием «словосочетание»;
-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;
-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.
6. Предложение:
-знакомство с понятием «предложение»;
-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;
-работа с деформированным предложением;
-интонационная законченность.
7. Текст:
-знакомство с понятием «текст»;
-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;
-работа с деформированным текстом;
-пересказ текста.
Результативность данной программы к концу года:
различать гласные и согласные звуки;
дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
определять ударные гласные, слоги;
определять в словах место и последовательность звуков;
определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
выполнять звукобуквенный анализ слов;
производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальные образовательные маршруты в подготовительной группе | 60.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
в подготовительной группе
(по обучению грамоте)
Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте, формирование навыка осознанного грамотного чтения.
Задачи: Формирование направленности на звуковую сторону речи:
Развитие умения вслушиваться в слово;
- Владеть звуками; — выделять звуки;
- Различать звуки близкие по звучанию;
делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова;
- Обучать грамотному, осознанному чтению.
- Формировать языковой анализ и синтез слов.
- Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать связную речь.
- Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
- Развивать психологические процессы.
- Развивать умения ориентироваться в звуковом составе слова;
- Формировать навык самоконтроля.
- Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
Методы обучения:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Обучение чтению ведётся по трём направлениям:
– аналитико‑синтетическое (побуквенное) чтение;
– послоговое чтение;
– глобальное чтение.
Учитывая данные направления, выделены следующие этапы работы:
1.Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.
2.Обучение слогослиянию.
3.Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трёхсложных слов.
4.Обучение осмысленному чтению словосочетаний.
5. Обучение осмысленному чтению предложений.
6. Обучение осмысленному чтению текстов.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
25 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет). Один раз в неделю.
Содержание занятий:
1. Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2. Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
3. Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов.
4. Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова
последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
5. Словосочетание:
-знакомство с понятием «словосочетание»;
-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;
-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.
6. Предложение:
-знакомство с понятием «предложение»;
-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;
-работа с деформированным предложением;
-интонационная законченность.
7. Текст:
-знакомство с понятием «текст»;
-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;
-работа с деформированным текстом;
-пересказ текста.
Результативность данной программы к концу года:
различать гласные и согласные звуки;
дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
определять ударные гласные, слоги;
определять в словах место и последовательность звуков;
определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
выполнять звукобуквенный анализ слов;
производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
(Данил Л, Дима Г, Вика А, Доминика Т, Георгий Ч, Даша Г, Даша К, Влад С)
Время | Тема | Цели и задачи | Использование |
|
| Развитие представлений о многообразии слов. Закрепление понятия «слово» | « Какое слово хотел написать художник?» №5 « Магазин» №2 |
| Такие разные | Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слово звучит по-разному и похоже); измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). | «Назови вкусные слова» |
|
| Закрепить термины «слово», «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | «Магазин» №94 «Магазин» №2 «Где находится буква» №93 |
|
| Интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. | «Какой звук чаще звучит?» №97 «Где живет буква?» №99 |
| Слово, звук | Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова. Закрепление знаний о слове и предложении. | №96 «Будь внимательным» «Подарок Буратино» №95 |
| Звучащие слова | Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звукам. Дифференциация гласных от согласных звуков. | «Поезд» №100 |
|
| Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Звуки (П) – (Т) | «Магазин» №58 «Помогите Незнайке» №59 | |
|
| Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. | «Телевизор» №7 «Моя находка» №60 | |
|
| Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Звуки (С) – (СЬ) | «В каком королевстве живет звук?» 54 | |
|
| Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. Звуки (З) – (ЗЬ) | «Потерялись животные» №56 | |
|
| Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. Закрепление знаний об изученных звуках и буквах |
«Доскажи словечко» №13 «Загадки» №14 | |
| Слог-часть слова | Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова: определение количества слогов в словах, знакомства с графической записью слогов. | «Магазин» №39 «Имена» №41 | |
|
| Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. | «Моя находка» №60 «Телевизор» №7 | |
|
| Продолжать учить детей слышать разные звуки, уметь их выделять; делить слова на части, изменять слова. | «Помоги художнику, собери слова» №8 «Мамина сумка» №9 | |
|
| Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие. | «Раз, два, три -парочку свою найди » №63 «Домики для звуков» - игры «Деда Буквоеда» | |
|
| Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твёрдые и мягкие). | «Потерялись животные» №56 | |
|
| Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяжённости слов, смыслоразличительной функции звука. | «В путешествие» №18 | |
|
| Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова к заданным звукам. Освоение умения выделять ударный звук в слове. | «Клад» №16 «Радио» 61 «Разложи по обручам» №62 | |
|
| Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком. | «Портреты звуков» №65 «Верно – неверно» №64 | |
Январь | В стране слов и слогов. | Развивать умение определять количество слогов в словах. Освоение умения выделять ударный звук в слове. | «Гласный или согласный» №66 «Магазин» - игры «Деда буквоеда» | |
|
| Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. | «Я знаю…» №67 «Подбери пару» №68 | |
|
| Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к схеме, состоящей из трёх звуков. | «Интервью» №69 «Какой Я звук» №70 | |
|
| Развитие умения выполнять звуковой анализ слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. | «Отправь звуки на работу» №71 «Присядет тот, кого назову» №72 | |
|
| Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели. | «Замени звук» №73 | |
Март |
| Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели. | «Убери звук» №75 | |
|
| Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. | «Кто пришел в гости» №76, «Буквы рассыпались» №77 | |
|
| Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. | «Парашют» №79 | |
Март |
| упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь. | «Живые звуки» №81 «Ручеек» №82 | |
|
| упражнять детей в делении слов на слоги; учить считать количество гласных в слове; развивать мышление, речь. | «Живые слоги» №83, «Мамы зовут домой детей» №84 «По заданной модели» №85 | |
|
| упражнять детей в соединении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции; подготавливать к чтению. | «Занимательные квадраты» №89 «Пять шаров» №90 | |
|
| Совершенствовать умения анализировать предложение. Развитие способности называть слова с заданным звуком. | «Телеграф» | |
|
| Совершенствование умения детей анализировать предложение и составлять его графическую схему. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели. | «Телеграф» | |
Май | Предложение | Совершенствовать умения составлять предложения из 2-3 слов; определять последовательность слов в предложении. | «Слово- предложение» | |
Май | Составь предложение | Упражнять в составлении предложения по схемам. Закрепление умения составлять графическую запись предложения. | «Назови слово» | |
Май | Звук, слово, предложение | Учить детей самостоятельно подбирать слова со звуками «с», «ш». Закреплять умение детей делить слова на части; самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов. Закреплять знания детей о составе предложений (из двух-четырех слов). | «Назови слово» | |
Май | Умники и умницы | Создать у детей радостное настроение от игры. Закрепить приобретённые навыки. | «Живые слова» «Молоточки» «Поищи слова» «Какой звук заблудился?» |
Литература
1. Вера Смоляная «100 игр с буквами и звуками»
2. Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ авт.сост. Г.П. Попова, В.И.Усачёва.
3. Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе.
4. «Игры деда буквоеда»
5. Как подготовить ребенка к школе?
6. Дидактические игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте на тему "Путешествие в страну звуков"
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте. Основная задача занятия - закрепление знаний о гласных и согласных звуках....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: « Анфиска в гостях у ребят».
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте с детьми с ЗПР по теме "Части тела. Человек"
Образовательные области: речевое развитиеТема занятия: части тела, человекВозрастная группа: подготовительнаяЦель занятия: обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.За...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте "Звук И. Буква И"
Цель: Четкое произнесение звука. Анализ звукового ряда из 3-х гласных. Воспроизведение звуковых рядов из 3-х гласных. Упражнение в употреблении И.п. мн.ч. существительных с окончаниями –и, -а. Р...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте "Поможем жителям Пиши - Читай".
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте "Поможем жителям Пиши - Читай"....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков»
Цель: формировать представление о согласных и согласных звуках.Задачи:Образовательные :• Продолжать учить различать согласные и гласные звуки.• Закреплять умения детей определять н...
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте по теме "Спасение Белоснежки. Закрепление пройденного" Образовательная область речевое развитие.
Цель: закрепить пройденный материал.Задачи: закрепить умение делить слова на слоги; проводить звуковой анализ слов из 5 звуков; продолжать формировать умение соотносить звук с буквой; закрепить умение...