Речевое занятие в подготовительной к школе группе "Бабушкин сундучок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Речевое занятие в подготовительной к школе группе на тему "Бабушкин сундучок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx | 22.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Ознакомление детей предметами народного прикладного искусства.
Задачи:
1 . Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
2 . Развивать умение выражать в речи свои впечатления, пополнять словарь новыми словами старинного татарского быта. Продолжать учить анализировать слова (звуковой и слоговой состав слова). Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
3 . Развивать интонационную выразительность речи, память, художественное восприятие.
Материал: Предметы для рассматривания: фартук, калфак, ичиги, полотенце, салфетка, крючок, клубок, сундук, раздаточный материал: касса букв, прямоугольники, красные и синие квадраты, магнитофон, проектор.
Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных руками взрослых: поделки из природного материала, вышивки, вязание. Заучивание потешек, пословиц, загадок. Играть в народные игры. Рисование узоров по мотивам татарской росписи. Подготовить предметы для рассматривания.
Ход НОД
1.Вводная часть.
Вос-ль: Дети, с давних пор взрослые люди любили сказки. Они рассказывали их друг другу и конечно детям. Малышей веселили потешками. Знали много пословиц, поговорок и всегда употребляли их к месту. Сообразительность, остроту ума проверяли загадками. И так из уст в уста, т. е. не писали, а в разговорной речи все передавали. Это и называется устным народным творчеством. А вы знаете потешки, пословицы и загадки? Давайте это проверим.
- Кто знает потешек и выразительно расскажет нам? (Дети рассказывают.)
- Кто знает пословиц о труде? (Дети рассказывают.)
- Молодцы, а загадок про шитье вы знаете? (Дети называют.)
- Молодцы, ребята, вы тоже много знаете произведений устного народного творчества.
2. Основная часть.
Вос-ль: У меня для вас есть сюрприз! Посмотрите на сундук расписной, это - подарок моей бабушки. Он не простой, а волшебный – там лежит… (Вынимает фартук)
- Посмотрите, какой красивый фартук. Девушки его сами шили и украшали. Чем украшен фартук? (Дети рассказывают.)
Примерный рассказ: Это фартук. Его вышивали из белой ткани и украсили вышивкой. Узор составили из листьев и цветов. В центре самый большой цветок. Вокруг него четыре листочка. Узор заканчивается бутонами. Получилось очень красиво! Мне он нравится. Этот фартук можно надеть на праздник.
Вос-ль: (Вынимает калфак.)
- А это калфак. Так называется женский головной убор. Ребята, расскажите, а калфак чем украшен? (Дети рассказывают.)
Примерный рассказ: Это калфак. Калфак расписной. Он украшен вышивкой, бусами и бисером. Калфак красивый. Мне он очень нравится. Его можно надеть на праздник.
Вос-ль: (Вынимает ичиги.)
- Ребята, посмотрите, это ичиги. Какие узоры! Как украшали их мастерицы? (Дети рассказывают.)
Примерный рассказ: Это ичиги. Ичиги красного цвета. Мастерицы украшали их листьями, разноцветными цветочками. Очень красивые! Мне они нравятся. Эти ичиги можно надеть на праздник.
Вос-ль: Молодцы. Я сейчас все это надену. Посмотрите, как нарядно одевались наши прабабушки.
- Давайте, ребята, представим , что мы на празднике и немножко отдохнем. (Дети выполняют движения под музыку «Бас, кызым, Эпипэ».)
(Вос-ль остается в костюме. Вынимает расписное полотенце.)
- Это рушник – руки и лицо вытирать. Давайте, вместе повторим это слово – рушник. (Дети повторяют.)
- Как теперь называется этот предмет?
- Полотенце.
- Каким узором он вышит? Его моя бабушка сама вышивала. ( Дети рассказывают.)
Примерный рассказ: Это расписное полотенце. Полотенце белое. Оно вышито крестом цветами. Получилось очень красиво. Я бы украсила этим полотенцем свой дом.
(Вос-ль вынимает большую кружевную салфетку.)
- Посмотрите, это кружевная салфетка. Ее связали из ниток с помощью крючка. Она мне досталась от бабушки, я ее очень берегу и сама научилась вязать кружево. Расскажите об этой салфетке, нравится она вам? (Дети рассказывают.)
Примерный рассказ: Это кружевная салфетка. Ее связали из белых ниток. Узоры этой салфетки похожи на морозные узоры на стекле. Салфетка очень красивая. Она мне нравится. Я бы ее поставила под вазу.
(Игра «Закончи слово».)
- А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение». Закройте глаза, и вспомните какие предметы мы сегодня рассмотрели. Кому в руки я положу волшебный клубок должен открыть глаза и закончить предложение: У нас есть вышитое крестом полотенце. В заключении я проверю какие вы внимательные. (Дети играют).
-Скажите, у кого есть старинное полотенце? (дети должны угадать кто говорил про этот предмет). Молодцы! Вы были очень внимательными.
Вос-ль: Вышивка гладью, крестом, кружево, сшитый фартук, украшенный бусами и бисером калфак – все это бабушка сделала своими руками. Как в сказках таких женщин называли? ( Показ слайдов).
- Рукодельница.
- Назовите сказки, где героинями были рукодельницы?
- Сказка «Морозка», «Царевна – лягушка».
- В сказке «Морозка» кто рукодельницей была?
- В этой сказке Настенька была рукодельницей.
- А в сказке «Царевна-лягушка» кто?
- Василиса Прекрасная.
- Молодцы, правильно.
- Бабушка сама придумывала узоры, сама подбирала цвета ниток, чтобы было красиво. Все это произведения татарского прикладного искусства.
- После окончания работы в народе любили игры с песнями. Давайте и мы поиграем.
(Татарская народная игра ее вещи –
«Чума урдэк, чума каз»)
- Ребята, давайте скажем слово фартук по слогам. Сколько слогов в слове ФАРТУК? На каждый слог хлопайте в ладоши. (Дети на каждый слог хлопают в ладоши считают.)
- Назовите первый слог, теперь второй слог. ( Фар – тук ).
- В слоге фар первый звук какой? ( Ф ).
- Ф согласный или гласный? ( Согл.)
- Какой согласный: твердый или мягкий? ( Твердый ).
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? ( Синим ).
- Второй звук какой? ( А ).
- А какой звук согласный или гласный? (Гласный ).
- Каким цветом обозначаем гласные звуки? ( Красным цветом).
- А теперь откройте кассу букв и составьте схему слова фартук. (Показ слайдов).
Заключительная часть.
- Каких новых слов узнали мы сегодня? Молодцы, вы сегодня очень хорошо занимались.
- Вос-ль: Вот сундук бабушкин и опустел. Теперь я туда буду складывать вещи, которые мы с вами сделаем своими руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».
Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...
Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в подготовительной к школе группе
Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей; практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью. Задачи:1. Познавате...
Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в подготовительной к школе группе
Цели: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; приоб...
Интегрированное физкультурно-речевое занятие в подготовительной к школе группе по теме: "Путешествие в Олимпийский Сочи".
Данное занятие является итогом работы над проектом "Олимпиада 2014". Материал занятия может быть использован на занятии по обучению грамоте с целью развития звуко-буквенного анализа, по закреплению зи...
Познавательно-речевое занятие в подготовительной к школе группе по теме "Насекомые"
Познавательно-речевое занятие (подготовительная к школе группа).Тема «Насекомые». Составление описательного рассказа о насекомом.Вид занятия: комплексное Цели занятия:образовательные:- ...
Познавательно-речевое занятие в подготовительной к школе группе "ДЕНЬ МАТЕРИ"
Познавательно-речевое занятие в подготовительной к школе группе "ДЕНЬ МАТЕРИ"...
Конспект речевого занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Посуда»
Конспект занятия для детей с ТНР "Посуда"...